|
Особенности современных взаимоотношений мужчины и женщины (часть 1).Автор статьи: Войтов Вадим Владимирович
Брак может стать пригодным таким людям, которые не способны ни на любовь, ни на дружбу и с готовностью стремятся ввести себя и других в заблуждение насчёт этой ущербности, - которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не могут быть разочарованы и браком, как таковым. Ф.Ницше ЧАСТЬ 1. Одно из общенаучных направлений в изучении семейной проблематики – этологическое – утверждает естественный характер таких существующих на современном этапе развития человечества форм отношений: групповой брак (несколько мужчин и несколько женщин), полигиния (один мужчина и несколько женщин), полиандрия (одна женщина и несколько мужчин) и моногамия (один мужчина и одна женщина). Исследователи считают, что полигамные явления на заре человечества были обусловлены религиозными детерминантами: отсутствием аскезы и одного Бога. Следовательно, мы можем экстраполировать этот вывод на причины появления моногамии. С развитием религии и всё большим проникновением её в «умы» людей отношения приобретали менее свободный и менее соответствующий потребностям индивида характер. Всё в большей степени религиозные догмы и предрассудки убивали живое и естественное. Глава семьи являлся прототипом Бога, семья – прототипом общества. Членов семьи контролировал и подавлял отец, «готовя» их к жизни в обществе, в котором есть государь, и к служению Господу. Современное общество, к счастью, постепенно освобождается от этого. Как пишет Роджерс: «Сегодняшний молодой человек не впечатлён тем, что, согласно религии, брак должен сохраняться, «пока смерть не разлучит нас». Скорее, он сочтёт клятвы в неизменном постоянстве совершенно некритичными, лицемерными» (1). Однако Роджерс писал это в 70-е гг. XX века. Может быть, сейчас ситуация иная? Вот результаты моего собственного исследования представлений студентов. На вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением, что брак должен сохраняться, «пока смерть не разлучит нас?» «Да» ответили 60,4% респондентов, «Нет» - 111%. То есть подавляющее большинство молодых людей считают абсурдом подобные неадекватные установки. Как видим, то, что наблюдал Роджерс полвека назад, справедливо и сегодня. Итак, можно предположить, что одной из причин становления моногамии является религиозная ересь, способствующая ригидности и стереотипности мышления. Иной предпосылкой появления моногамии признаётся возникновение частной собственности: мужчина хотел быть уверен в том, что получает в наследники своего собственного ребёнка. Следовательно, связи жены с другими мужчинами, мягко говоря, не приветствовались. Это отражалось на общественном устройстве большинства стран: женщина ставилась в жёсткое подчинённое положение по отношению к мужчине. Предполагают, что подчинённое положение послужило дополнительным стимулом к тому, что женщина стала особенно внимательно относиться к выбору супруга. Это представляется довольно логичным, ведь если я вынужден всю жизнь прожить с одним человеком, я буду из кожи вон лезть, чтобы им оказался не садист, не деспот, а добропорядочный джентльмен. Л.Б.Шнайдер отмечает, что в период развитой промышленности и экономики отношения между мужчиной и женщиной становятся всё более равноправными и менее похожими на традиционные. Она, ссылаясь на Р.Зидера, пишет: «Постиндустриальное» общество благоприятствует раннему наступлению совершеннолетия – прежде всего в области потребления, а также в социальных и сексуальных отношениях и отсрочивает наступление экономической самостоятельности. ...Браки без регистрации, «жилые сообщества», самостоятельная одинокая жизнь... предлагают лучшие возможности...» (2). Иначе говоря, современный молодой человек, будучи «продвинутым», с одной стороны, и не готовым брать на себя серьёзные обязательства, в первую очередь, материальные, с другой, находит в такой ситуации гораздо более приемлемые для себя варианты отношений, нежели традиционный брак. Действительно, современный мир, переполненный информацией и технологиями, предоставляет человеку широкое поле возможностей для установления разнообразных контактов, а также карту, по которой можно ориентироваться на «местности Афродиты». Набравшись опыта и знаний, насмотревшись, как другие путники «тонут в болотах и срываются с обрывов» (проблемы в отношениях между родителями), молодой человек воспринимает традиционный брак как необходимость подниматься в гору пешком при том, что можно воспользоваться фуникулёром. Моногамии способствовали и другие социально-экономические факторы, например, недостаточная развитость инфраструктуры: кто-то должен вести хозяйство – стирать, убирать, готовить. В современном мире, где эти функции взяла на себя эта самая социальная инфраструктура, женщина, которая обычно вела дом, получила возможность заняться чем-то другим. Да и создание широкой транспортной сети вовсе не способствовало усилению желания сидеть дома, так же как и соблазнительные перспективы карьерного роста, получения образования и т.д. Поэтому традиционная семья с привязкой к определённому месту и конкретным людям теряет свою актуальность. Сравните, к примеру, девушку из деревни Закрутье Демидовского района Смоленской области и девушку, родившуюся в московской семье дипломатов. Понятно, что у последней гораздо больше возможностей самореализации, и она вряд ли будет спешить выполнить своё «женское» призвание в отличие от первой, у которой, по большому счёту, и выбора-то особого нет: или коров пасти или дитё нянчить. По всей видимости, чем выше уровень развития общества, чем оно более цивилизованное, тем в большей степени люди гибко подходят к вопросам взаимоотношений. Показательны цифры, которые приводит Шнайдер: 57% российских девушек и лишь 5% шведских считают, что замужество необходимо для женщины. Возможность никогда не выйти замуж беспокоит только 3% шведских девушек и 28% россиянок, а возможность никогда не иметь детей – 38% российских девушек и только 1% шведских.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|