Ловушки, в которые легко попасть, искренне желая счастья своим детям




Автор: Александра Павловская, семейный психолог.

– Моя мама продолжает владеть моей жизнью. Меня это возмущает! Что мне делать?
– Сколько Вам лет?
– 26.
– Вы живете вместе с мамой?
– Нет, она купила нам с мужем квартиру.
– На кого оформили?
– На нее, она боится, что мы разойдемся и он заберет половину.
– Вы финансово независимы от мамы?
– Не совсем. Я сейчас не работаю, у меня ребенку почти три года, а с садиками проблемы. И вообще, я считаю, что женщина должна быть с ребенком, создавать уют дома!
– Ага, понятно. А мама еще как-то помогает?
– Ну, она берет внучку, когда мне нужно сходить куда-то или отдохнуть. Дарит подарки. Еще мы ездили на Кипр на мое день рожденья, а дочку оставляли с ней. Еду иногда вкусную покупает, в поликлинику вместе ходим, я очень переживаю, сейчас такие врачи, ужас.
– Угу. А что Вас возмущает?
– Она спрашивает, сколько получает муж и почему он отказался перейти в ту фирму, что мамин знакомый предложил. Там ему платили бы на 15 тысяч больше. Но он бы тогда дома мало был бы! – растерянно, возмущенно.
– А когда мама об этом спрашивает? То есть, вот просто с порога, или за обедом, или как?
– Когда я денег прошу, нам не хватает. А она дает, но постоянно меня воспитывает, говорит что мне делать, и к мужу со своими советами лезет. Да не нужны мне ее деньги. И помощь ее тоже.
– Это действительно так?
– ?
– То есть, Вы бы хотели, чтобы мама Вам и Вашей семье давала деньги, сидела с ребенком, помогала по хозяйству, и при этом была тихой, вежливой, незаметной?

В ответ улыбается. Молча кивает головой. Щеки слегка краснеют.

Для мам

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастлив. Я тоже этого хочу.

Есть несколько ловушек, в которые легко попасть, искренне желая счастья своим детям.

Делать за них то, что дети могут уже делать сами;
Требовать от них то, что они еще пока не могут.

Две крайности, которые приводят к одинаковому результату – ребенок не взрослеет. Он привыкает быть беспомощным пассивным потребителем.

В первом случае – потому что ему так выгодно. Во втором – потому что в его опыте от него требовали чего-то непосильного, и он выучил, что он неудачник.

Сколько бы лет не было сейчас вашему ребенку, как только вы задумались о том, не нарушаете ли вы границы личности и границы его возможностей, притормозите, и определите ясно:

Что вы хотите?
Что и какая помощь будет полезна для вашего ребенка?
Что приведет к тому, что тот останется парниковым цветком-инфантилом?

И дальше, мягко и последовательно следуйте своему решению.

Я знаю как трудно остановиться активным, социально успешным родителям, которые искренне, от всей души хотят "как лучше" и уже очень давно. Ездят как танки по территории жизни своих детей. Одновременно оказывая им, а иногда и впихивая, "гуманитарную" помощь.

Найти тут грань между "я же люблю своего ребенка, это все для него" и "мой ребенок – взрослый, самостоятельный, я люблю его и горжусь тем, что он сильный и свободный" часто очень сложно.

Для этого существуют полезные помощники – психологи.

Если своевременно не научить своего детеныша быть самостоятельным, быть отдельным, если продолжать активно нарушать его границы, то

Или он оторвется однажды, возможно через острый конфликт;
Или останется таким, придатком к родительской системе, так и не прожив свою собственную жизнь.

Для детей

Есть два основных варианта нарушения границ дети-родители.

Когда ресурсы детей используются для родителей, и те разными манипуляциями их тянут:

Ой, если ты выйдешь замуж за него, у меня будет инфаркт:
Ай, если ты на ней женишься, я помру вотпрямщаз.

И их более мягкими и тонкими вариациями.

За ними стоит желание контролировать детей и использовать их ресурсы для себя.

В этом случае психологическая сепарация – это жизненная необходимость для ребенка, который "сидит" на мощнейшем крючке из чувства вины и долга, который ему прививался много лет.

Обратная сторона – это когда взрослые дети удобно едут на шеях родителей по жизни, и их претензии к родителями – "не так везут", "мало дают", "сами виноваты, что не научили, не воспитали" и т.д.

О границах

При паталогическом слиянии – застревании в созависимых отношениях, границы сильно размываются, и люди перестают отличать где и чьи интересы, территория, зона ответственности.

Основная причина, по которой родители и дети позволяют нарушать свои границы – это вторичная выгода. Может быть – материальная, может быть – психологическая.

При отстаивании своих границ есть достаточно высокий риск конфликта, и есть риск того, что столь близких, пусть и болезненных отношений, больше не будет.

На чем имеет смысл сосредоточиться, если вы сейчас находитесь в отношениях, в которых ваши границы сильно нарушаются?

В первую очередь – на внутренней и внешней независимости. Все свое время и внимание вы можете направить на создание для себя условий, в которых вы можете сказать спокойное "нет" там и тогда, где и когда Вы этого хотите.

Если вы отчетливо и ясно понимаете, что тратить свои силы на развитие себя, на работу по созданию своей независимости вы не хотите или не можете, то тогда перед вами стоит совершенно другая задача:

Каким образом научиться взаимодействовать с "донором-агрессором" в лице родителя или кого-то еще так, чтобы вам было максимально комфортно.
Что означает развитие коммуникативных навыков в сторону "ласковое теля двух мамок сосет" или иных хитрых способов получать ресурсы и избегать внешнего контроля.

Любое развитие приводит к тому, что вы меняетесь.

В первом варианте через несколько лет вы можете стать уверенным в себе, свободным, сильным, открытым и искренним человеком, который сам обеспечивает свои потребности и умеет строить отношения с людьми на взаимовыгодной основе, сотрудничать.

Во втором варианте вы, возможно, достигнете уровня искусства Макиавели и Карнеги в одном флаконе, фактически способами хитрой межличностной дипломатии обеспечивая свои интересы.

Так или иначе, но вопрос уважения к чужим границам решается за счет того, что оба партнера являются равноценными участниками контакта и начинать его решать можно ровно в той точке, где вы есть сейчас с ответа на простые вопросы:

Кто я?
Что у меня есть сейчас?
Чего я хочу достичь в будущем?
Что я готов отдавать в отношениях?
Что я хочу получать, в чем нуждаюсь?
Какие качества мне нужно в себе выработать и развить, чтобы получить желаемое?
Что конкретно я могу сделать сейчас для того, чтобы продвинуться к своей цели?



Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Быть умной женщиной – это хорошо. Но лучше – быть мудрой!
  • Есть люди – «закаты» и люди – «рассветы»
  • Если вы можете со своим партнером обсуждать все, то вы – в отношениях любви
  • Если вы можете со своим партнером обсуждать все, то вы – в отношениях любви
  • Гормоны счастья – как сделать так, чтобы их было больше?
  • Как человек проявляет себя в мелочах – таков он и есть!
  • Есть такой тип мужчин – никогда не изменяющие своей женщине!
  • Когда женщина скажет себе правду – тогда узнает, какое лекарство для нее необходимо
  • Если женщина прячет свою душу – она не дает мужчине никаких шансов
  • Закон обратного усилия: почему когда хотим чего-то одного, получаем – наоборот
  • Ваш ребенок – зеркало ВАШЕЙ семьи
  • Душа женщины есть источник любви, в душе мужчины такого источника нет. Мужчина – источник силы
  • Если вас НЕ любят – значит, вас ОПАСНО любить!
  • Далай-лама: «Единственное предназначение человека – быть счастливым»
  • Ирина Млодик: "Будут ли у пары дети – это интимный вопрос, и никого другого он не касается"
  • Секс и духовность – какая между ними связь?
  • Прилагать усилия – это больше, чем просто писать сообщения
  • Моя эрогенная зона – мозг
  • «Каждый день удивляешься тому, что самые достойные из людей – одиноки…»
  • Психологи назвали 7 стадий любви – от влюбленности через ненависть к искреннему чувству
  • «Магазин мужей» – притча о том, как девушки выбирают себе спутника жизни
  • То, что вам кажется – вам не кажется. Так и есть.
  • Требование хорошо учиться – самая грубая ошибка родителей
  • Мы – то, что мы думаем: Почему так ВАЖНО заняться своими мыслями
  • Почему измена – не конец отношений, а их начало
  • Любовь – это не только забота
  • Болезни кожи – послания души
  • Метод Лабковского: делай что хочешь – и будешь счастлив!
  • Метод Лабковского: делай что хочешь – и будешь счастлив!
  • День рождения – самые важные 12 суток



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь