Педагог Шалва Амонашвили: «Воспитывать нужно вовремя и соразмерено с мудростью…»


Легенда мировой педагогики и проповедник принципов гуманного воспитания рассказал о том, чему мы должны учиться у детей, как помочь им найти несметные сокровища в собственной душе и почему будущим родителям очень полезно много мечтать.

«Рождаясь, мы несем с собой богатство»

— Шалва Александрович, в лекции вы упомянули слова Иисуса: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное…» Как вы понимаете эту фразу?

— Во-первых, в детях есть первозданная чистота. Скажем, малыши не умеют лгать… В них ведь не прописано это Творцом. Но пройдет время и они станут этим заниматься. Кто научит? Взрослые. В нас уже накоплены пороки, а в детях — чистота и искренность, к которым нужно стремиться в любом возрасте!

Во-вторых, малыши, не разбираясь в религиозных теориях и философских размышлениях, просто и без условий верят в Создателя. Мы чаще всего опираемся на знания, к примеру, что есть Бог, о котором можно прочесть в Евангелие или другом священном писании. Нужно ли нам сохранять эту первозданную веру?

Взрослея и засоряясь духовно, мы теряем много благих качеств. В этом смысле нужно оставаться детьми.

— Вы говорили, что слово «воспитание» несет в себе скрытые смыслы и знания. Какое его определение есть в вашем личном словаре?

— Вслушайтесь в звучание. В-ось-питание. У каждого человека есть внутренняя основа, его ось и духовный стержень — образ Творца. Раскрытие и познание этой сути — и есть процесс воспитания.

Объясню проще. Когда человек рождается, в нем уже присутствует образ, который вложил Бог, создавая существо по своему подобию. Это, кстати, прописано в постулатах основных религий. Появляясь на этот свет, мы уже несем с собой несметные богатства: чувства красоты, чистой любви, сострадания, способность сочувствовать, совесть и другие дары.

Потенциальные возможности каждого из нас неограниченны! Задача родителей — раскрывать эти образы, позволять им проявляться.

— Как это возможно сделать?

— Только своим примером. Как сказал Лев Толстой: «Истинное воспитание ребенка — в воспитание самих себя». Помните, что каждый из нас — источник образов: как стоите, говорите, улыбаетесь, повышаете голос, какие нотки в нем звучат, какие эмоции появляются.

Как будто я держу лейку и поливаю цветок, который еще не расцвел. Точно знаю, что бутон распустится, нужно лишь позаботиться о нем и подождать. То есть взрослые ежеминутно «поливают» внутренний образ ребенка своими внешними.

Постепенно замечаю, что дитя становится добрым, чутким, отзывчивым. Почему? Потому что я «напитывал» это существо именно такими примерами, они отозвались в нем. И не только я. Бабушка, учитель, а в каких-то ситуациях и обычный прохожий…
Закон воспитания: сейчас или никогда

— Какие правила нужно соблюдать, общаясь с детьми?

— Специально выдумывать я их не стану. Это известнейшие 10 заповедей. Живите ими, и все правила сами будут исполнены. Если иначе, то нужно быть добрыми, чуткими, отзывчивыми, внимательными…

— Чего нельзя себе позволять?

— В первую очередь, раздражения. Это главный враг воспитания! Мама и папа, которые запросто кричат, повышают голос и обижаются, вредят своему чаду. Иногда можно какие-то эмоции, не неся их в душе, мягко разыгрывать. Как будто вы актер.

И даже наказывать можно с любовью. Тогда ребенок принимает это как норму и не выплескивает на родителей ответную агрессию. Наказать — это не в угол поставить, лишить чего-либо или избить — это путь указать.

Еще раз повторюсь, какой образ создаем, тот и раскрывается в ребенке. Если глобально: как живем, так и будет жить наше чадо, копируя наши программы поведения.

— Получается, задача родителей — быть максимально осознанными в общении с детьми, постоянно наблюдать за собой?

— Конечно. В отношении ребенка редко могут быть случайности. Все должно быть сотворено осознанно и преднамеренно. Ведь воспитание устроено так: какой-то важный период пройдет, и обратного пути к нему не будет. Мы не сможем вернуться к той же точке, чтобы что-то исправить.

Сейчас или никогда. Здесь такой закон действует. Иначе нужно будет заниматься перевоспитанием, переобучением, а это намного сложнее. Лучше, чтобы все было вовремя и соразмерено с мудростью.

Кроме того, нужно иметь более возвышенное представление о вашем ребенке, чем, возможно, есть на самом деле. Тогда вы будете искать пути в педагогике, чтобы это ваше воображение было доказано. Какие наши мысли, таким и становится мир вокруг нас. В начале было слово, а не дом, дача, гараж…

«Воспитание нужно начинать до зачатия»

— У одного философа спросили: «Когда начинается воспитание детей?» Он поинтересовался: «А сколько лет Вашему ребенку?». Мать ответила: «Шесть недель от зачатия». Мудрец заметил, что она уже на шесть недель опоздала. Вы приводили в пример эту притчу. Так когда начинать воспитание?

— До зачатия. Важно, как мама готовится к принятию будущего ребенка. Мы даем лишь тело, а душа приходит. Ее воспитание начинается в наших мечтах. Мы начинаем создавать и направлять образы: кого мы видим, насколько сильно хотим.

Представляете, что происходит, если мама мечется и думает, избавится ей от ребенка или нет? И малыш получает нечто отрицательное, и у женщины появляется ужасный образ…

— Вы упоминали, что будущие родители могут притягивать душу, звать… Как это?

— Мечтая. В своих мыслях нужно обласкивать будущее существо. Умеете рисовать — рисуйте, как-нибудь представляйте, воображайте своего ребенка. Мама или папа становятся магнитом, притягивая души из разных пространств высшего мира. Оттуда, куда смогла дотянуться мечта.

— А дети выбирают родителей?

— Философия говорит о том, что развитые души, конечно, делают свой выбор. А развитые родители могут притянуть существ из высших миров. Остальные — как получится.
«Дети научили меня искренней любви!»

— О духовном воспитании. Что ребятишкам нужно рассказывать о Боге и о мире?

— Это зависит от семейной культуры. Главное, говорить о духовном. Если в семье есть искренне верующие люди, то, конечно, они познакомят со своей религией. Ребенок пусть сам определяется: примет ли это, попросит ли повести в церковь, храм, мечеть.

И в семье, и в школе должна присутствовать разумная и не фанатичная религиозность. Та, которая никому не мешает. Моя вера говорит: не навреди, люби каждого, даже врага. Кого это обижает?

Не нужно вести себя так, будто кроме моей религии других нет. Конечно, есть! Я православный христианин, но у меня есть друзья мусульмане и евреи. Я иду к ним от имени их Бога. И стараюсь узнать их обычаи. Иначе как уважать ближних? В противном случае мы разойдемся, истребим друг друга на религиозной почве. Сейчас как раз это и происходит в мире…

— Вы говорили, что дети — лучшие педагоги. Чему вас научили ваши дети и внуки?

— Во-первых, терпению. Я постоянно упражняюсь в этом. Во-вторых, любви. Ведь они умеют любить искренне. Это потом мы навязываем принцип тебе-мне. Но изначально у детей нет условий, почему нужно любить родных людей. Этой чистоте и доброте стоит учиться. Взрослым нужно возвращаться к ребенку внутри себя…

Досье

Шалва Амонашвили — всемирно известный педагог, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук, автор десятков педагогических, психологических и художественных произведений.



Просмотров: 670
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кейти Байрон: «Все, что вы думаете о других людях —это вы сами»
  • Ольга Павлова: «Я выбираю доверие — оправдано или нет, но я верю в светлое в людях…»
  • «Не бывает случайных падений. Есть уроки, что нужно пройти.…»
  • Самые красивые люди — это люди «НЕудобные»
  • Дети — это карма родителей
  • «Смерть — это двери в другой мир!» Сенсационное заявление ученого, пережившего клиническую смерть
  • «Мужчина ведет себя с женщиной так, как она ему это позволяет». И вы верите в это?
  • «А что видите вы?» — визуальный тест
  • Отношения — это как дыхание, невозможно задумываться каждый раз о вдохе и выдохе
  • Стихотворение: «Если пусто в душе — Значит, время сменить маршрут»
  • Три самых близких друга: я — прошлая, я — настоящая и я — будущая
  • Чтобы быть счастливым — убери из жизни семь «О»
  • Чтобы быть счастливым — убери из жизни семь «О»
  • Не нужно быть хорошей — нужно быть собой
  • «ВСЕ ПЛОХО!» — 15 вопросов, которые стоит задать себе депрессии
  • Учителя, в которых мы нуждаемся, — это те люди, с которыми мы живем сейчас
  • Мудрость индейцев: «Надо» — лишь умирать
  • «Я не занимаюсь проблемами человека — я меняю его психику»
  • «Я не занимаюсь проблемами человека — я меняю его психику»
  • Это будет последний раз, когда я подумаю о возможности «нас»
  • Это будет последний раз, когда я подумаю о возможности «нас»
  • Быть по-настоящему счастливой — это труд
  • «Я одобряю себя» — уникальная техника от Луизы Хей
  • Петр Мамонов: «Спаси себя — и хватит с тебя»
  • КОГДА ПЛОХО — ЭТО ХОРОШО
  • Когда что-то не так на душе — пора чистить тело!
  • «Наши женщины берут мужчин не в мужья, а на воспитание…»
  • Любить и нуждаться в человеке — это большая разница
  • Ошо: «Позитивное мышление — полный бред!»
  • «Обнуления» — техника разрешения сложных ситуаций



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь