Восемь стадий развития личности: через что мы проходим


Психолог Эрик Эриксон считал, что нашу жизнь можно разделить на 8 стадий развития. Все они предопределены, на каждой стадии возникает кризис, и если преодолеть его не удается, это наносит урон нашему «Я». Но есть и хорошая новость: личность развивается всю жизнь, а значит, «пока играет музыка», не все потеряно. О стадиях развития личности по Эриксону рассказывает психолог Алексей Аверьянов.

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА

Именно в этот, самый ранний период, формируется наше базовое доверие или недоверие к миру. Если в первый год жизни мама и наиболее близкое окружение дают нам достаточно заботы, внимания и любви, то мы начинаем доверять миру и другим людям. В противном случае появляются боязливость и подозрительность, становясь нашими спутниками на следующих этапах развития.

Во взрослом возрасте мы доверяем или не доверяем социуму так же, как когда-то доверяли или не доверяли матери, переносили ее исчезновение из поля зрения, зная, что она снова появится и позаботится о нас.

Впрочем, вопрос с доверием-недоверием не решается исключительно в первый год жизни ребенка: он возникает на всех последующих стадиях. Например, в ситуации развода родителей, когда ребенок становится свидетелем взаимных обвинений и скандалов, приобретенное в младенчестве доверие может быть разрушено.

2. ОТ ГОДА ДО 3 ЛЕТ

Моторные и психические потребности ребенка развиваются, и это делает его более самостоятельным. В этот период мы учились ходить, осваивали предметную среду, стремились все делать сами. И если родители давали нам такую возможность, постепенно предоставляя все большую свободу, то в нас укреплялась уверенность, что мы владеем своими мышцами, побуждениями, самим собой и средой, мы становились самостоятельными.

Многим взрослым не хватает терпения: они спешат сделать за ребенка то, что он мог бы и способен сделать сам

К сожалению, многим взрослым не хватает терпения: они спешат сделать за ребенка то, что он мог бы и способен сделать сам. В результате у малыша развиваются стыдливость и нерешительность, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни.

Однако это не приговор: на последующих этапах развития соотношение между самостоятельностью и стыдливостью и неуверенностью может измениться.

3. ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ

В этом возрасте мы уже многое умели делать самостоятельно, проявляли активность и предприимчивость, начинали общаться с большим кругом людей. Если родители поощряли нашу активность, отвечали на наши бесконечные «почему», не мешали нам фантазировать и в игре выстраивать вокруг себя воображаемые миры, тем самым они закрепляли в нас предприимчивость.

Но если нас постоянно одергивали, пресекали наши вопросы, запрещали шумные игры и выдумки, мы могли начать испытывать чувство вины, одиночества и собственной никчемности.

Чувство вины может впоследствии стать причиной развития патологии, в том числе общей пассивности, импотенции и фригидности

Такие дети в дальнейшем не могут постоять за себя, становятся ведомыми и зависимыми от других. Кроме того, им будет недоставать решимости и целеустремленности.

Согласно Эриксону, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной развития патологии, в том числе общей пассивности, импотенции и фригидности, а также психопатического поведения.

4. ОТ 6 ДО 12 ЛЕТ

В этом возрасте мы начинали систематически учиться, пробовали что-то конструировать, строить, рукодельничать, часто фантазировали о разных профессиях.

Принципиально важно на этом этапе общественное одобрение. Если нас хвалили за активность и творчество, это помогало нам стать трудолюбивыми, развить свои способности. Если же взрослые (как родители, так и педагоги) не делали этого, это могло спровоцировать развитие неполноценности. Эго-идентичность ребенка в этот период выражается так: «Я – то, чему я научился».

5. ОТ 12 ДО 19 ЛЕТ

Стадия метаморфоз: меняется физиология, появляется желание по-своему смотреть на мир, потребность в своей жизненной философии. Подросток задается вопросами «Кто я?» и «Кем я хочу стать?».

Вспомните: в этом возрасте мы пытались создать единый и по возможности непротиворечивый образ себя. Если нам удавалось это сделать, значит, кризис был успешно разрешен. В противном случае возникала дезориентация в самом себе, неприкаянность, чувство смешения ролей.

Эриксон считал этот период жизни человека центральным в формировании его психологического и социального благополучия.

6. ОТ 20 ДО 25 ЛЕТ

Этот возраст, как говорит Эрик Эриксон, – символические «ворота» во взрослую жизнь. Мы получаем профессию, встречаемся с людьми, иногда – вступаем в брак.

Положительный полюс этой стадии – близость (интимность) в самом широком смысле слова: способность заботиться о другом человеке, уважать и любить его, не боясь при этом потерять себя.

Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы

На отрицательном полюсе ждет одиночество (изоляция): нам не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы.

7. ОТ 26 ДО 64 ЛЕТ

В такие широкие рамки Эриксон заключил зрелый возраст, разведя на полюса, к которым все мы так или иначе тяготеем, общечеловечность (продуктивность) и самопоглощенность (инертность). В первом случае мы испытываем чувство сопричастности человечеству. Мы выбираем ту работу или тот способ самореализации, который помогает нам заботиться об обществе, о его будущем.

Во втором случае мы сосредоточиваемся на самих себе, удовлетворении своих потребностей, на собственном комфорте. Казалось бы, в эпоху глобального потребления это должно стать нормой, но, выбрав этот полюс, мы часто начинаем ощущать бессмысленность жизни.

8. ОТ 65 ЛЕТ ДО СМЕРТИ

В 65 лет, по Эриксону, наступает старость – время подведения итогов, размышлений, анализа достижений и неудач. И, подведя такой итог, мы можем понять, что жизнь удалась и мы в целом довольны ею. Такое осознание дарит нам чувство целостности эго.

Но в результате «ревизии» собственного жизненного пути нас может охватить чувство отчаяния и безнадежности – оттого, что мы не использовали все имеющиеся возможности, сделали непоправимые ошибки, в нашей жизни не было смысла. Именно в таком случае, пишет Эрик Эриксон, люди больше всего страшатся грядущей неотвратимости смерти. Но никогда не поздно переосмыслить жизнь, успеть еще сделать что-то нужное и полезное.

Об эксперте

Алексей Аверьянов – психолог-консультант, логотерапевт, доцент Московского института психоанализа, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии и Профессиональной гильдии психологов.


Просмотров: 462
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Знаете ли вы, что боль – это средство, которое мы можем использовать для собственного развития?
  • Мальчики не растут сами по себе! 3 ВАЖНЫЕ стадии развития сына
  • Если вас НЕ любят – значит, вас ОПАСНО любить!
  • Стадии развития Женской Энергии
  • Гормоны счастья – как сделать так, чтобы их было больше?
  • Принципы жизни мудрых людей, которые помогут сделать вашу жизнь удачной и успешной!
  • Человек может измениться, но только в одном случае...
  • Чувство вины и наказание
  • Межполовые отношения и чувство вины
  • Не бойтесь сделать первый шаг навстречу новой жизни
  • Не бойтесь сделать первый шаг навстречу новой жизни
  • Именно этот мужчина пришёл в вашу жизнь неспроста
  • Этот легкий тест покажет, какой вы видите свою жизнь на самом деле
  • Этот легкий тест покажет, какой вы видите свою жизнь на самом деле
  • Лууле Виилма: Если ребенок болен, значит родители живут неправильно
  • Если вы можете со своим партнером обсуждать все, то вы – в отношениях любви
  • Если вы можете со своим партнером обсуждать все, то вы – в отношениях любви
  • Если женщина прячет свою душу – она не дает мужчине никаких шансов
  • Тест: Насколько хорошая у вас память? 95% не могут пройти этот тест на «отлично». Проверьте себя!
  • 12 вещей, которые нужно сделать в 20 лет, чтобы стать успешным в 40
  • 11 вещей, которые важно успеть сделать до Нового года
  • Как определить уровень развития личности
  • 15 простых правил для быстрого прорыва в жизни: (просматривайте этот список иногда)
  • «Магазин мужей» – притча о том, как девушки выбирают себе спутника жизни
  • Один женский навык, может привлечь в твою жизнь все что пожелаешь: МУЖЧИНУ, СЧАСТЬЕ, УСПЕХ !
  • Прочтите это, если запутались в своей жизни
  • Прочтите это, если запутались в своей жизни
  • Самый главный человек в жизни ребенка - бабушка по материнской линии
  • Ваш мозг может сделать Вас счастливее! Нужно только уметь..
  • Как вы делаете себя несчастными (даже не зная об этом)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь