|
Лон Майло Дюкетт. Цвета в Таро ТотаЛон Майло Дюкетт.
Миры цвета «…Бог есть свет…» Теперь, когда мы знаем кое-что о каббале, о герметическом символе Розы и Креста и о Древе Жизни, можно рассмотреть и один из важнейших аспектов визуальной магии, заключенной в Таро Тота. Одна из самых поразительных особенностей этой колоды — та необычная работа с цветом, которую проделала Фрида Харрис. Хотя, на мой взгляд, всем этим картам присуща своеобразная экзотическая красота, среди них есть несколько таких, на которые я не могу смотреть достаточно долго без отвращения. Возможно, именно такого эффекта и добивалась леди Харрис, работая, к примеру, над Семеркой Кубков (Оргия) или Девяткой Мечей (Жестокость); но все равно очевидно, что в выборе цветов она руководствовалась не эстетическими соображениями, а чем-то другим. Это «что-то другое» — четырехчастная цветовая шкала, разработанная адептами Золотой Зари. Представьте себе, если угодно, что сознание верховного божества есть чистый свет (само собой, это освященная традицией и повсеместно встречающаяся идея). А теперь представьте, что этот божественный свет проходит через призму и разлагается на выходе на все цвета спектра. Таков один из образов, который используют каббалисты (равно как и физики) для описания процесса творения: чистый свет (божественное сознание) преломляется, замедляется и превращается в частицы энергии, сознания и материи. Магическая призма, расщепляющая этот первозданный свет, — не что иное, как сам Йод-Хе-Вав-Хе, который, в соответствии со своей четырехчастной природой, разделяет свет на четыре частотных диапазона, в конечном счете проявляющиеся как четыре цветовые шкалы. Наивысшая из них — шкала Короля, представляющая самую сущность цвета, его незримое основание. В шкале Королевы цвет проявляется таким, каким его видит глаз, — с подразделением на оттенки, основные и дополнительные цвета и т.д. В шкале Принца совмещаются цвета Короля и Королевы, а шкала Принцессы представляет низший уровень наиболее смешанных и загрязненных цветов. Теперь представьте себе четыре Древа Жизни, по одному на каждый из четырех каббалистических миров. Свет шкалы Короля наполняет и окрашивает десять сефирот и двадцать два пути Древа Жизни, представляющего наивысший из миров — Ацилут. Свет шкалы Королевы наполняет и окрашивает сефирот и пути следующего мира — мира Брия. Свет шкалы Принца наполняет и окрашивает древо Йециры, мира еще более низкого. И, наконец, свет шкалы Принцессы наполняет и окрашивает Древо Жизни наинизшего из миров — мира Асия. Итого мы получаем в общей сложности сорок цветов, соответствующих числовым картам и Тузам и девяносто шесть цветов, соответствующих старшим арканам1. В приложении Б к «Книге Тота» все эти цвета перечислены и аккуратно сведены в таблицы на четырех страницах2. Я, в свою очередь, также привожу варианты таблиц (см. табл. 1 и 2). За некоторыми исключениями3 эта система основана на Ключевой шкале тридцати двух путей мудрости из трактата «Сефер Йецира»4: • Ключевые числа от 1 до 10 соответствуют десяти сефирот Древа Жизни (в Таро это Туз и девять числовых карт каждой масти); • Ключевые числа от 11 до 32 соответствуют двадцати двум путям Древа Жизни, соединяющим между собой сефирот. На этих путях помещены двадцать две буквы еврейского алфавита. Разумеется, в Таро это двадцать два старших аркана. • Арканы Таро пронумерованы от 0 до 21. Не путайте эти номера с Ключевыми числами. Теперь, когда мы знаем, что Таро Тота теоретически должно включать в себя палитру из ста тридцати шести цветов, можно задаться вопросом: откуда же известно, что это именно такие цвета, а не какие-нибудь другие? Специфические названия некоторых из них имеют совершенно житейское происхождение: они взяты прямиком с этикеток на тюбиках с акварельными красками «Виндзор и Ньютон», которые были популярны среди художников викторианской эпохи и производятся по сей день5. Но кто распределил эти цвета по соответствующим ячейкам таблиц именно таким образом? Ответить на этот вопрос, как и на большинство других вопросов, касающихся Таро Тота, непросто, и здесь нам не обойтись без некоторых предположений и допущений. Таблица 1
Таблица 2
Не подлежит сомнению, что четыре цветовые шкалы, включенные в программу обучения в ордене Золотой Зари, приняли свою окончательную форму под пером С.Л. Мазерса. Очевидно также, что ему помогал кто-то еще, кто очень хорошо разбирался в теории цвета. Почти наверняка это была его жена-художница, Мойна. Разумеется, основным фактором в выборе цветов были каббалистические соображения. Об этом свидетельствует уже тот факт, что процесс вырождения цветов представляется как нисхождение по четырем Древам Жизни. Шкала Короля отображает исход сражения между красным цветом суровости и белым цветом милосердия, как это описано в книге «Зогар». В других шкалах обнаруживаются стихийные, планетарные и зодиакальные цвета, знакомые нам по трактату «Сефер Йецира». Но каббала — далеко не единственная традиция, из которой черпали вдохновение Мазерс и его помощники. Астрология и алхимия также содержат богатую цветовую символику и во многих случаях несомненно оказали свое влияние на выбор цвета. Особый интерес вызывает вероятность того, что некоторые цвета были выбраны по результатам видений, вызывавшихся магическим способом. «Созерцание при помощи духовного зрения» и эксперименты с аурой были неотъемлемой частью учебной программы, принятой в ордене Золотой Зари. Характерные признаки астральных видений — прожилки и крапинки на фоне цветов, соответствующих масти Дисков. Если бы я только мог, я бы с превеликим удовольствием сообщил вам, что леди Харрис попросту выбирала преобладающий цвет для каждой карты из соответствующей ячейки четырех цветовых шкал. Но потратив всего несколько минут на изучение карт и таблиц, мы удостоверимся, что это не так. И все же, если мы приглядимся внимательнее, то обнаружим, что на самом деле Харрис, вне всякого сомнения, пользовалась этими таблицами, и притом с величайшим искусством и подлинно новаторским вдохновением. Рассмотрим для примера Шестерку Жезлов. Отыскав в таблице 2 столбец, соответствующий Жезлам (шкала Рыцаря) и число 6 по Ключевой шале, мы увидим, что Шестерку Жезлов следовало бы окрасить в светло-розовый цвет. Однако светло-розового цвета на этой карте нет (или, по крайней мере, он не бросается в глаза). Фон карты — фиолетово-пурпурный, а сами жезлы — зеленовато-желтые, с красновато-янтарным контуром. Два жезла из шести, изображенных на карте, увенчаны крылатыми солнечными дисками с ярко-синими перьями и синими уреями, обведенными желтым контуром. Откуда же взялись эти цвета? В главе 14 я расскажу о том, как распределяются между тридцатью шестью числовыми картами деканаты зодиака (участки протяженностью в десять градусов)7. Кроме того, каждой из этих карт соответствует определенная планета. Шестерка Жезлов соотносится с планетой Юпитер во втором деканате Льва. Взглянув на строку числа 19 по Ключевой шкале в таблице 1, мы найдем там желтый, насыщенный пурпурный, серый и красновато-янтарный цвета. А в строке числа 21 по Ключевой шкале (Юпитер) обнаружатся фиолетовый, синий, сочный пурпурный и ярко-синий с прожилками желтого. Все в точности совпадает. Впрочем, не все карты разбираются с такой легкостью. Харрис не всегда использует все цвета по отдельности, как в Шестерке Дисков, — иногда она смешивает два или несколько цветов, которые соответствуют конфликтующим и дисгармонирующим между собой астрологическим или стихийным элементам. Особенно наглядно это видно в числовых картах с бoльшими номерами, поскольку они соотносятся с более низкими сефирот Древа Жизни и, следовательно, представляют менее уравновешенные и более загрязненные силы. Но как бы трудно ни было разработать метод, позволяющий проанализировать все то буйство цветов, которым охвачена колода Тота, в общем и целом можно не сомневаться, что Фрида Харрис выбирала цвета не наобум и подходила к этой задаче весьма ответственно8. Со всем усердием стремясь выразить в цвете все эти сложные и удивительные силы вселенной, она создала подлинно уникальный и действенный инструмент для медитации. И всякий раз, как мы работаем с Таро Тота, — всякий раз, как мы выкладываем карты и погружаемся взглядом в узоры и хитросплетения цветов, — мы без единого звука пробуждаем в самих себе те же взаимосвязи представленных ими универсальных сил.
© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003. © Перевод: Анна Блейз, 2007. © PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.
1 Два из старших арканов Таро — Эон (огонь) и Вселенная (Сатурн) — служат также представителями стихий духа и земли соответственно. Поэтому вместо 88 (4 х 22) общее число цветов для старших арканов оказывается равным 96 (4 х 24). — Примеч. автора. 2 The Book of Thoth, pp. 278—281. — Примеч. автора. 3 По поводу того, что «Цадди — не Звезда», см. главу 13. — Примеч. автора. 4 Чтобы отобразить двойные соответствия Эона и Вселенной, к Ключевой шкале 1—32 добавлены две дополнительные строки: строка 32b — для соответствия Вселенной (Тав) земле и строка 31b — для соответствия Эона (Шин) духу. — Примеч. автора. 5 Необычное употребление заглавных букв в названиях некоторых цветов также восходит к изначальным торговым наименованиям красок. В таблицах и по всему тексту я старался воспроизвести исходное написание. — Примеч. автора. 6 В таблицах упомянутая выше «шкала Короля» называется «шкалой Рыцаря». — Примеч. перев. 8 Вдобавок Фриде Харрис приходилось переделывать каждую карту по несколько раз. В ее письмах упоминается немало случаев, когда из-за повторного нанесения слоев акварели в окончательном варианте цвета отклонялись от идеальных. — Примеч. автора. Категория: Учения, Система Таро Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|