Эмоциональный интеллект — must-have современного мира

Проявление чувств и эмоций — сложная наука или must-have современного мира? Я замечаю по своим клиентам, что редко кто приходит на терапию тогда, когда у него стоит вопрос о том, как заработать денег на еду или на лечение какого-то серьезного заболевания.

Когда все потребности в выживании у человека закрыты, только тогда у него всплывают вопросы: “кто я?”, “чего я хочу от жизни?”, “что мне интересно?”, “как мне взаимодействовать с другими людьми?”.

Мне кажется, что приблизительно те же процессы происходят и с человечеством в целом. За последние 100 лет мы очень активно развиваемся, по сравнению с теми периодами, когда люди все больше искали возможность выжить в бесконечных войнах и эпидемиях, которые поражали миллионы жизней. Сегодня мы, в основном, уже научились решать эти проблемы и перешли на совершенно другой уровень, где на первом месте для человека стоит вопрос самореализации и взаимодействии с социумом.

Саморазвитие становится актуальным как для человека самого, так и для общества в целом и активное развитие разных направлений психологии тому подтверждение. Это как со знанием английского языка. Если раньше это был редкий навык, то сейчас это must-have для каждого современного человека. Конечно же, иностранный язык можно не учить и обходится без него, имеете полное право, но возможности со знанием английского и без него — большая разница.

Что такое “эмоциональный интеллект”?

Мы уже не можем просто существовать ради еды и размножения, пришло время подумать и о том, что внутри. А внутри — это наши чувства и эмоции. Это и есть “эмоциональный интеллект” (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач (Wikipedia.org).

Человек, который хорошо осознает свои чувства и понимает, от чего они возникают обладает рядом преимуществ среди своих “коллег” по интеллектуальному окружению. Он хорошо понимает, что происходит вокруг него и как на это можно реагировать.

Например, многие уже знают, что за агрессией часто стоит страх. Когда мы чего-то боимся, мы всегда что-то делаем — убегаем, замираем, идем в атаку. Вот те, кто понимают, что за таким поведением у них находится страх, осознают, от чего он появляется, как с ним обходиться. Они могут работать с тем самым “origin” — первоистоком проблемы, не прибегая к своему “первобытному началу” — к агрессии. Такие люди не порождают ответную реакцию окружения, например, агрессию на агрессию, ведь они понимают, чего они боятся, соответственно, используют другие варианты. Только представьте, насколько такие люди не то, что осознаннее и “правильнее” в своих решениях и действиях, они умеют управлять собой и ситуацией.

В то же время “эмоциональный интеллект” — это эмпатия (способность сопереживать другому человеку). Если у вас плохо развиты эти навыки вы с трудом сможете понимать, что происходит с другими людьми, даже если они будут подавать вам “сигналы тревоги”. Вы будете неправильно считывать людей, неправильно понимать их реакции, принимать неправильные действия по отношению к ним, и будете жить, как в параллельной вселенной, оторвано от того, что происходит на самом деле.

“Люди Х” нашего времени — это люди осознанные

Я уверен, что сейчас все мои рассуждения вы “примеряете” только на личную жизнь — отношения с супругами, детьми, родителями, друзьями. Но эти вопросы актуальны и для профессиональной сферы и в развитых странах даже считаются важными критериями приема человека на работу. Вы можете правильно взаимодействовать с людьми на работе и использовать их (в хорошем смысле) в своих целях и интересах.

Недавние исследования подчеркивали необходимость сочетания личности, интересов и способностей при исследовании выбора профессии, карьерных обязательств и карьерного успеха. Идея заключается в том, что EI может быть мостом, связывающим рационально-когнитивные и аффективные, а также коннотативные аспекты выбора карьеры, карьерных обязательств и карьерного успеха. Недавний обзор 59 исследований показал, что EI может быть полезен для прогнозирования производительности.

Может показаться, что я описываю каких-то “сверх-людей”, но это просто каноны цивилизованного общества. К сожалению, в Украине практическая часть психологии, которая связана с самопознанием, начала активно развиваться только последние лет 15, когда закончился период «Веселых 90-ых» и вопрос выживаемости ушел на второй план. В то время, как в США такие и Европе различные направления психологии развиваются уже лет 80.

У нас поколение, воспитанное по законам чувственности, эмпатии и гармоничного взаимодействия еще даже не выросло. Взрослому человеку остается воспитывать себя самому. И только работа с психотерапевтом, в данном случае, может стать решением.

Если же у вас есть дети, им очень повезло, что вы читаете эту статью. У вас есть шанс вырастить из них осознанных, эмоционально и интеллектуально развитых людей. К счастью, развитие эмоционального интеллекта у детей сейчас стало модным течением и топ-обсуждением в сети среди молодых родителей. Мы все чаще задумываемся о том, а какими же людьми вырастут наши дети, а не о том, что же они будут кушать. И это не может не радовать.

Дайте детям право на эмоцию

Например, утверждение, что “хорошая девочка никогда не злится”- это в корне неправильный подход. В рамках воспитания эмоционального интеллекта у детей вы должны понять, что злость — это эмоция, которая сигнализирует о важных вещах, о том, что происходящее вокруг ребенку не нравится, не подходит ему. Ребенок должен ее испытывать, иначе, подавляя злость, он не сможет понять, что его что-то не устраивает уже во взрослой жизни. Вы ведь не такого будущего хотите для своих детей, правда? Сюда же кстати относится: “мальчики никогда не плачут”, “девочки не дают сдачи” и прочее. Дайте ребенку возможность реагировать — агрессивно, если кто-то хочет забрать что-то его или слезами, если ситуация приносит ему огорчение. Другое дело, что ощущать эмоцию и показывать ее — это разные вещи, и проявлять себя тоже стоит учить детей. Например, не просто позволять детям злиться, но и делать это в правильной форме.

Ваша задача — объяснить, что происходит

Проявляя эмоции с детства, человек учится их осознавать. А задача родителей — дать понять ребенку, что же с ним происходит. Например, если ребенок упал и поранился реакция может быть разнообразной. Если родитель может сам впасть в панику, кричать “все пропало, сейчас ты занесешь инфекцию”, у ребенка формируется уравнение: боль=смерть. Но, если же родитель умеет “контейнировать” эмоцию ребенка, он скажет: “я понимаю, что тебе сейчас очень больно, я хочу тебя пожалеть и твоя боль скоро пройдет”, у ребенка сформируется понимание что боль=просто боль. Угадайте, в каком случае ребенок вырастет эмоционально здоровым взрослым.

Дайте обратную связь ребенку

С вами что-то происходит? Не стесняйтесь объяснить ребенку немного о себе. Говорите детям, какие чувства и эмоции вы испытываете по отношению к ним, а какие по отношению к разным ситуациям. Тогда у ребенка появится понимание того, что происходит с людьми, когда он с ними так или иначе взаимодействует. У детей тогда развивается эмпатия. Они понимают, что когда человек, например. злиться, у него такое выражение лица — они смогут считывать эмоции людей когда вырастут.

Как видим, “герои нашего времени” в психологическом смысле слова — это не сверх-люди и не дети “Х”. Это мы с вами, это родители вон того ребенка и сотрудники вот той компании. Это просто люди, которые заботятся не только о здоровье своих зубов, кожи, желудка, но и понимают важность здоровых чувств и эмоций. Уровень осознанности жизни — это мерило ее качества. Дети, которых мы воспитываем — это будущий “костяк” эмоционального интеллекта всего общества, а наши собственные чувства и эмоции в настоящем — это индикаторы всего, что происходит с нами. Воспитывайте себя и живите качественно, а не просто существуйте ради питания и размножения.




Просмотров: 416
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ. ЧТО ЭТО И ПОЧЕМУ ОНИ ВОЗНИКАЮТ.
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Перфекционизм – что это такое и как с ним работать?
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • «У вас это психосоматическое!». Что за этим стоит – подскажет дневник.
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Ты видишь только то, что хочешь видеть - в общем, это ты проблемный!
  • Отцы и дети. Сепарация, что это такое?
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Страх перед будущим: что это, причины, способы работы с ним
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • «Психосоматика» - это не то, что вы сейчас подумали! О масках «психосоматики», норме и патологии
  • А думали ли вы когда-нибудь о том, что то, что мы называем здравым смыслом суть вирус!?
  • Мир внутри и мир снаружи. Чтобы понять, что с тобой происходит, посмотри на людей вокруг.
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Ох люди добрые, что же это делается то? Зачем в детях родненьких воспитываем стремление на #газлайтинг #миграцию #алкоголь #насилие и #антиобщественное поведение #лгбт?
  • СОЗАВИСИМОСТЬ. Что это такое и как туда не угодить
  • Прощение, что это такое на самом деле?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь