|
ЧТО Я? ГДЕ СО МНОЙ? (с упражнениями)ЧТО Я? ГДЕ СО МНОЙ? (с упражнениями)
Мысль, казалось бы, очевидная: я – это я. Я отличаюсь от всех остальных, а они – от меня. Все люди разные. Другой человек – он, правда, другой. Такой, какой он есть. Обычно мы полностью согласны с этим. Но только до тех пор, пока различие во взглядах и мнениях не затрагивает наши существенные интересы. Труднее всего принять отличие Другого в отношениях с близкими: с родителями, детьми, супругами.
Особенно катастрофично проявляется не признание Другого в паре. Не только, когда партнеры бурно ссорятся, и каждый стоит на позиции «есть два мнения: мое и неправильное». Но и тогда, когда один злится на другого, но молчит. И тогда, когда один из партнеров зависит от мнения второго и от его настроения. Все это не отделение себя от Другого, слияние с ним.
Конечно, мы оказываемся в слиянии не потому, что вдруг забываем, что другие люди не похожи на нас. В слиянии с матерью человек находится в младенческом возрасте. Затем постепенно учится быть отдельным. Но если этот процесс сепарации (отделения) от родителей почему-либо не происходит полностью, то мы чувствуем, что быть отдельным – это быть отделенным, отодвинутым. брошенным. И мы тянемся обратно к кому-то (или чему-то), с кем можно объединиться. Причем объединиться крепко, прямо-таки слиться.
Я попадаю в слияние тогда, когда не доверяю себе, не чувствую, что могу опереться на себя, что могу выстоять и справиться с собственными чувствами и с банальными практическими трудностями жизни (жилье, заработок, принятие решений). А пока я не доверяю себе, я не хочу позволять Другому отделяться от меня.
А иногда, человек, наоборот, считает, что может полагаться только на себя. В себе он абсолютно уверен, а вот в других людях – нет! И тогда человек тоже на самом деле не видит себя и других людей и не может успешно строить отношения.
Зрелое отделение – не быстрое и не простое дело. В какой-то мере, все мы учимся этому всю жизнь. И получается то лучше, то хуже. Быть то ближе, то дальше друг от друга, – так и происходит в жизни. И временами «ближе» становится слиянием, а «дальше» - не просто отделением, а уходом вообще от контакта.
Реально, если процесс сепарации не произошел в подростковом возрасте, то позже это трудно сделать в одиночку или с помощью близких (ведь мы сливаемся как раз с близкими людьми). Нужен человек, который поможет «забрать свое с собой», - найти и вернуть себе то, чего не хватило (в чувствах, мыслях, действиях), чтобы безопасно довериться себе. Человек, который профессионально умеет побыть терпеливым и принимающим (как родитель), и вместе с тем, не включен в нашу жизнь и не окажется втянут в слияние. То есть нужна работа с психотерапевтом.
Я не признаю, что человек может быть собой, когда:
- думаю, что он также воспринимает мир и реагирует на разные ситуации, как и я;
- исхожу из того, что у нас одинаковые (общие) потребности и цели, и что другой человек убежден в моих убеждениях;
- принимаю его мнение за свое;
- принимаю его оценки, в том числе чувствую себя «плохой» и приниженной, если он высказал ко мне негативное отношение, и нуждаюсь в его похвале, чтобы считать себя «хорошей»;
- стараюсь хотеть его желания и исполнять его намерения и планы или жду, что он будет хотеть мои желания (которые я, к тому же, не всегда озвучиваю, считая, что хотеть именно этого естественно, и он «знает, что я этого хочу»);
- думаю, что его чувства прямо зависят от меня, а мои – от него; я виновата, если у него плохое настроение и должна его исправить, и наоборот, он виноват, если я обиделась, раздражена или злюсь;
- считаю, что я знаю, как нужно думать и как поступать другому человеку, и наоборот, ожидаю, что он решит, как действовать мне (а может, и сделает за меня);
- стараюсь переделать другого – частично или целиком или, наоборот, стремлюсь стать не тем, кем я являюсь, кем-то иным, более удобным для другого.
Если вдруг ты чувствуешь, что
то попробуй проделать такие мысленные эксперименты. Этих упражнений, конечно, не достаточно, чтобы избавить от созависимости или научить быть собой, но они дают возможность выйти за пределы своих привычных стереотипов мышления и позволяют посмотреть на себя и партнера под новым углом. А значит, по-новому увидеть.
Ну как, захотелось срочно сменить партнера на того человека? Одних тараканов на других (с учетом того, что у чужого человека мы обычно видим меньше недостатков, чем у близкого, просто потому, что меньше с ними сталкиваемся)? И при этом потерять то ценное, что какое-то время назад так привлекло тебя в твоем партнере? Если захотелось, возможно, правда, надо уходить от этого партнера.
Ну и что получается? Стало легче от мысли, что рядом находится не муж, а любимый папа, но теперь уже в роли мужа? Или злость, вина, тоска, тревога только увеличились?– Вероятно, ты неосознанно ожидаешь, что твой партнер - такой же, как один из твоих родителей: хочешь или, наоборот, боишься этого. То есть видишь не реального человека, а свою фантазию, причем пришедшую из детства.
Ну и как? «Всегда приятно поговорить с умным собеседником»? Скучно, но безопасно? Вероятно, уровень твоей тревожности, неуверенности и недоверия миру очень высок.
Но, кстати, ведь если вас двое разных, то у вас и точек опоры (поддержки) больше.
И как тебе рядом с таким человеком? Хорошо? А каково твоему настоящему партнеру рядом с тобой, если ты ждешь от него, что он будет не ронять чашки и никогда не раздражаться?
Хотя бывает и так, что мы, действительно, считаем, что он почти во всем лучше нас. Думаете, ему так уж хорошо чувствовать себя таким исключительным, потрясающим, несгибаемым? Возможно, он сам этого не замечает (привык), но быть таким в чьих-то глазах очень тяжело и невесело!
То же самое, что ты только что сказала (сказал)? Или с точностью до наоборот? А это точно было твое собственное мнение? Или это было мнение, внушенное в детстве, с которым ты, не думая, до сих пор соглашаешься или, наоборот, так же не думая, воюешь?
Но тогда можно себя спросить: - А хотела бы я, чтобы моей паре отрезали, скажем, руку или ногу? - Разумеется, нет! - Так почему же я хочу «отрезать» у него часть его личности? Все руки-ноги, все родинки и слишком длинные (короткие) носы, все сильные и слабые стороны его характера – это части его цельной личности.
Это не означает, что мне все должно нравиться. Естественно, даже хорошо, что что-то может не устраивать. Я вовсе не обязана все терпеть. Но важно вычленить, что конкретно меня напрягает. И тогда можно подумать, что мне делать, с тем, что не нравится. Не в смысле, как я это буду менять, а что я могу сделать, чтобы мне это меньше мешало.
И понять, что, тем ни менее, жизнь продолжается. Мы можем быть рядом или разойтись. Но в любом случае, я могу быть дальше. И другой человек может.
Счастливо вам быть!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|