|
С глазу на глаз. Язык тела.
Общение с глазу на глаз предполагает некоторую камерность, интимность. Отсутствие помех для понимания людьми друг друга. Глаза ведь – зеркало души, и могут нам сказать гораздо больше, чем слова. Вы помните то правило А. Мехрабиана про 55-38-7? Если коротко, гораздо больше информации воспринимается «на глаз» (55%), на слух (38%), и только маленькая часть (7%) собственно информативно, с помощью смысла сказанных слов. И, вот, стопятьсот раз уже сказано всеми психологами, что одно и то же слово воспринимается различными людьми по-разному, из-за феномена каузальной атрибуции, проекций говорящего и слушающего, других особенностей психики. Понять нюансы общения можно, только если комплексно оценивать своего собеседника. Сам зрительный контакт предельно важен, если мы говорим о личном общении, не телефонном. Попробуйте что-то рассказать или объяснить человеку, который отвернулся от вас в буквальном смысле слова. Предвижу острую реакцию: «Да что ж это такое! Я со стеной разговариваю что-ли!». В такой же ситуации может оказаться лектор, когда аудитория настроена враждебно. Когда вы не можете «поймать» ни одного не то, чтобы заинтересованного, а вообще ни одного взгляда. Они рассматривают стены, уткнулись в телефоны, потупились. Представили? Больше никогда не обсуждайте важных жизненных вещей в машине, когда один из вас за рулем. «Глаза напротив» в вашем общении могут выражать симпатию, осуществлять контроль, регулировать очередность общения, давать информацию о вашем настроении и намерениях. Оставляя без внимания все эти вещи, толкая речь без учета реакции слушателя, можно наломать дров, как говорится. Взять хоть направление взгляда. Деловые переговоры ведутся, как правило, между людьми, смотрящими примерно в третий глаз друг друга. Друзья – приятели-подруги опускают взгляд пониже, ближе к губам. А те, кто интересуется своим собеседником на более интимном уровне, время от времени переводят взгляд на горло. Бывает даже, что окидывает фигуру понравившегося человека с головы до ног. Если смотрящий слишком нескромный, (то есть, пялится), некоторые девушки могут почувствовать, что их «раздели» таким взглядом. Передавать слово в диалоге также принято взглядом. Обычно слушающий больше времени смотрит на говорящего, и здесь я могу привести аллюзию на «тетерева на току». Иной из нас так «заливается речами», почти закрыв глаза и так отвлекшись, что почти не замечает просящих слова глаз напротив. Разливающийся речами человек смотрит на слушателя гораздо меньше, чем сам слушатель. Это «правило» не всегда верно. Человек, занимающий руководящий пост, да и просто желающий «набрать психологический вес» смотрит на собеседника большую часть времени своего же монолога. Вспомните нотации родителей для вас или отповедь школьного учителя за ваше поведение, и вы поймете о чем я говорю. Вам что-либо внушают, когда при разговоре взгляд направлен в вашу сторону. Не то, чтобы на вас пялились, ваш взгляд «не отпускают». Ну, или вы так делаете неосознанно, когда даете наставления. А что бывает перед тем, как кто-то ищет взглядом вас, чтоб дать эти самые наставления, которые вам нужны как «от мертвого осла уши»? После строгого взгляда, предвещающего конкретный наезд, ваш собственный взгляд начинает бегать из угла в угол, буквально ища выход из неудобного положения. «Куда бы смыться-то?» Бегающий взгляд говорит о растерянности человека, желании избежать разговора, а вкупе с жалкой кисленькой улыбочкой вообще понятно, что ментору ни разу и не рады. Попытка к бегству провалилась, глазами убежать бы, да некуда. Осталось спрятаться в домик. Как в детстве. «Чик-чик, я в домике». Ладошками глаза еще закрыть «Ку-ку». Но мы-то люди взрослые….наверное… не знаю точно, поэтому, мы закрываем наши глазки не ладошками, а веками. Мы смотрим в пол, опускаем голову или взгляд. Возможно, это от стыда, как принято судить об опушенной голове, но иногда просто для того, чтоб спрятаться от собеседника. Тогда он может буравить взглядом наш затылок, но ведь повинную голову меч не сечет, правда? Опущенный взгляд символизирует позу подчинения, некое преклонение колена. Надо сказать, не всегда закрытые веки сигнализируют о позе покорности. Рассматривается вест облик человека вкупе, в комплексе реакций. Иногда человеку надо просто погрузиться в себя, получить немного личного пространства для грамотной формулировки мыслей. Также закрытые глаза в разговоре могут символизировать превосходство, если голове человека гордо откинута назад, он старается быть выше, смотреть из под опущенных ресниц на вас свысока. Также по глазам можно прочесть на каком «языке» мыслит человек. Какая сенсорная система у него является ведущей. Зрительная, звуковая или сенсорная. Так же оценивается правдивость или лживость его высказываний. От того, в какую сторону отведен взгляд, зависит воображает человек ситуацию (выдумывает, врет) или вспоминает ее. В целом, если ориентироваться на ВАШИ стороны «лево-право» , то левая по отношению к ВАМ сторона лица человека более «фантазерская». Конструирование зрительных и слуховых образов (выдумка) происходит при отведении глаз влево-вверх и влево-в-сторону. Если надо например, вспомнить прикосновение, человек смотри влево вниз. Здесь речь идет о припоминании, а не о фантазии. Некоторые психологи полагают, что сконструировать ощущения нельзя, можно только вспомнить. Как можно «сконструировать» запах костра, если никогда его не обонял?.. Внизу справа ОТ ВАС глаза человека будут, если он будет вести диалог сам с собой. Вот тут возможно, что поговорив так сам с собой и взявши совесть в долю, он вам соврет ( и недорого возьмет). Взгляд же вправо вверх (ОТ ВАС) будет свидетельствовать о припоминании образов. Взгляд вправо вверх (ОТ ВАС) — припоминание звуков. У левшей все это происходит наоборот. И еще, только по направлению взгляда нельзя судить о человеке, это всего лишь маячок. Когда на вас смотрят прищуренным взглядом, буквально как через прицел, ваши глаза сами могут бегать «по кругу» вспоминая ваши возможные огрехи и пытаясь угадать (нафантазировать) за что такая вот немилость. Прищур бывает стариковский, добрый, бывает сосредоточенный, или из близорукости. Бывает же такой, что лучше бы убраться с «линии огня», не правда ли? Такой прищур означает недовольство или озабоченность, сосредоточенность и напрягает собеседника. Недаром женщины умело пользуются макияжем, чтоб оттенить глаза. Краска для глаз делает их более открытыми, большими и где-то беззащитными, как у ребенка. Такие глаза притягивают внимание, если только они не пусты, а выражают, скажем, безмятежность. Крупные кукольные глаза вкупе с полуоткрытым безвольным ртом – грустная картина. И пара слов про брови. Они могут довольно сильно изменить как выражение глаз, так и всего лица. «Я просила выщипать мне брови, чтоб мой взгляд стал удивленным, а не охреневшим!». Действительно, удивленно поднятые брови иногда мешают воспринять другое выражение лица. Так же, как ломаные, острые, которые придают облику хищное выражение. Падающие брови «домиком», как у Пьеро придают грустный вид, некоторую драму, а лихо извивающиеся дают аллюзию на Мефистофеля. Часть психологов считает, что движения бровей красноречивее движений глаз. Чего только стоит поднятая бровь при опущенном потупленном взгляде. Буквально, бунт на корабле. Но тайный. Рада, если информация оказалась полезной для вас. Актуальна ли она в наш век смартфонов? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|