Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности

На основе анализа теоретического и эмпирического материала констатируются особенности развития антиципационной состоятельности в норме и патологии. Данный обзор научных и клинических исследований был проведен в контексте изучения проблемы взаимосвязей между свойствами личности и антиципационной состоятельностью, предполагая, что антиципационная состоятельность сопряжена с признаками психологического здоровья личности.

Во второй  половине прошлого века благодаря работам отечественных психологов [А.В. Брушлинский, 1979; Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980; Е.А. Сергиенко, 1997; И.М. Фейгенберг, 1977] начала активно разрабатываться проблема антиципации и вероятностного прогнозирования. Большинство этих работ были направлены на выявление общих психологических закономерностей антиципационной деятельности.

Под антиципацией в современной психологии понимается способность человека предвосхищать ход событий, собственных действий и поступков окружающих, строить деятельность на основании адекватного вероятностного прогноза [А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1975, с.23], и это определение практически совпадает с пониманием  антиципации Б.Ф. Ломовым как способности субъекта действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий [Б.Ф.Ломов, 1972].

Согласно этой дефиниции, содержание понятий «антиципация» и «антиципационные способности» совпадает, благодаря чему в большинстве психологических контекстов эти категории употребляются как тождественные и взаимозаменяемые. Под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением [В.Д. Менделевич, 1996], таким образом, антиципационная состоятельность характеризует определенный уровень антиципационных способностей в системе личности. В этом смысле «состоятельность» близка по значению к «компетентности» и в ряде случаев, эти термины – «антиципационная состоятельность» и «прогностическая компетентность» –  являются идентичными.

Интересным, в данном аспекте представляется клинический подход к изучению антиципации. На сегодняшний день клинический подход объединяет большое число разноплановых исследований тех или иных форм прогнозирования в условиях психической и сома­тической нормы и патологии.

Наиболее исследо­ваны на сегодняшний день антиципационные спо­собности при шизофрении [В.Д. Менделевич, 1988; Фейгенберг И.Н., 1973], органических нарушениях [Т.В. Скиданенко, 2003], остеохондрозе [О.В.Демакина, 2004; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева, 2002], неврозах и неврозоподобных состояниях [Ч.Р. Громова, 2003; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева, 2002], эпилепсии [Т.В. Скиданенко, 2003], расстройствах личности [А.Э.Узелевская, 2002]. Искажения антиципационной деятельности при наличии той или иной патологии отмечают все авторы, но наиболее интересны особенности на­рушений прогнозирования в зависимости от кон­кретного заболевания. Так, при шизофрении на­рушена опора на вероятностную структуру про­шлого опыта, поэтому больные с большей легкостью, чем здоровые люди, извлекают из прошлого опыта маловероятные ассоциации и редко делают успешные высоковероятные про­гнозы [И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников, 1978]. У пациентов с невротическими рас­стройствами прогностическая некомпетентность имеет статус преморбидного фактора [В.Д. Менделевич, 1996]. Haблюдается снижение антиципационных способнос­тей по всем параметрам (временному, простран­ственному, личностно-ситуативному), склонность к моновариантному типу прогнозирования, пред­почтение благоприятных исходов; как следствие такие люди подвержены обидам, разочаровани­ям, кризисам, обладают низкой стрессоустойчи­востью [В.Д. Менделевич, 1996]. Исследования неврологов показыва­ют, что нарушения способности преднастройки, готовности прогнозировать и просчитывать веро­ятность предстоящих событий относятся к числу ведущих факторов в этиологии неврозов и остео­хондрозов, а низкая личностно-ситуативная антиципационная состоятельность сопряжена с ранним развитием (до 30 лет) шейного и пояс­ничного остеохондроза [О.В. Демакина, 2004].

Исследования, вы­полненные казанскими клиническими психоло­гами и психиатрами в русле сформулированной В.Д. Менделевичем антиципационной концепции неврозогенеза; констатировали ряд интересных закономерностей распада антиципационной дея­тельности при различных видах психической патологии. Так, при эпилепсии прогнозирование строится по моновариантному типу, снижены временная и личностно-ситуативная прогности­ческая компетентность; испытуемые с психасте­ническим и тревожно-фобическим синдромами склонны к поливариантному прогнозу, т.е. плани­руют большое количество возможных исходов события, но делают это некачественно, мало учи­тывая их вероятность, плохо прогнозируют соци­альные ситуации и поведение других людей [В.Д.  Менделевич, 1988]. Истерические личности не способны структури­ровать время, не запоминают ошибочные прогно­зы, предпочитают прогнозировать только ра­достные события и благоприятные исходы; лич­ности с шизоидными расстройствами отличаются моторной неловкостью и испытывают трудности экстраполяции конкретного жизненного опыта в силу высокой концентрации на внутреннем мире; эмоционально-неустойчивые ригидны и мало­успешны в предвидении коммуникативных ситуа­ций; при параноидных расстройствах подозритель­ность и эгоцентризм обусловливают склонность к негативным прогнозам и нечувствительность к иным вариантам исхода, кроме собственного [А.Э.Узелевская, 2002].

А.Н Ахметзянова в своей работе [А.Н Ахметзянова, 2001] целью и задачами исследования ставила выяснение характера взаимосвязи особенностей антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста, выявление особенностей развития личностно-ситуационной, временной и пространственной составляющих антиципации у этих детей. Результаты исследований выявили наличие ряда особенностей временной (хроноритмологической) составляющей антиципационной состоятельности при нарушении речевого развития. В отличии от детей с нормальным развитием речи, способных структурировать время, у детей с общим недоразвитием речи преобладает эмоционально-субъективная оценка времени, ограничивающая их возможности эффективного расчета и планирования времени. Диагностика личностно-ситуационных параметров антиципационной состоятельности у детей с общим недоразвитием речи свидетельствует о выраженном отклонении данных параметров от нормы, что проявляется в невозможности коммуникативного прогнозирования событий, поведенческих реакций окружающих, собственных поступков. Установлена взаимосвязь особенностей антиципационной деятельности и общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, заключающаяся в снижении показателей личностно-ситуативной и временной состоятельности и в преобладании более медленных темпов формирования адекватного прогноза, с большим количеством «ошибок отвлечения», с использованием нерациональных стратегий.

В работе Т.В. Скиданенко «Пограничные психические расстройства при эпилепсии и их связь с антиципационными особенностями психической деятельности» изучались пограничные психические расстройства при эпилепсии и их связь с антиципационными особенностями психической деятельности. В результате исследования был сделан вывод о том, что в механизме формирования пограничных психических расстройств у больных эпилепсией на всех этапах существенную роль играют нарушения антиципационных параметров психической деятельности [Т.В. Скиданенко, 2003].

Выявляя и изучая взаимосвязь между прогностической (антиципационной) компетентностью пациентов, клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств А.Э. Узелевской в своей диссертации «Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств» были сделаны выводы о достоверных различиях показателей антиципационной деятельности у лиц с разными клиническими формами личностных расстройств, а так же с различной выраженностью и степенью  их компенсации [А.Э.Узелевская, 2002].

В исследовательской работе Т.В. Рябовой выявлялся и определялся характер взаимосвязи антиципационной состоятельности с креативностью  и чертами личности у психически здоровых  и больных шизофренией. В результате была обнаружена взаимосвязь антиципационной состоятельности с креативностью у психически здоровых лиц, которая выражается в способности предвосхищать поведение, поступки и реакции других в различных ситуациях. В работе доказывается, что у психически здоровых показатели антиципационной состоятельности  взаимосвязаны с чертами личности, но, к сожалению, автор не раскрывает особенности этих взаимосвязей [Т.В. Рябова, 2003].

О.Л. Гончарова целью своего исследования имела установление возможных взаимосвязей особенностей Я – концепции, таких ее компонентов  как рефлексия и самооценка, и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными возможностями. На основе полученных результатов у подростков с ограниченными возможностями, как и у здоровых подростков сохраняется  тенденция к приращиванию с возрастом рефлексии, способности принимать решения с временным упреждением. В отличии от здоровых подростков, у подростков-инвалидов не прирастает с возрастом способность прогнозировать и предвосхищать события. Подростки – инвалиды демонстрируют большую антиципационную несостоятельность, чем здоровые: им присущи трудности в предвосхищении событий и принятии решений с упреждением во времени. У подростков с ограниченными возможностями отсутствует прямая зависимость между способностью к саморазвитию и антиципационной состоятельностью (как личностно-ситуативной, так и временной), а так же между уровнями личностно-ситуационной и временной антиципационной состоятельностью [О.Л. Гончарова, 2003].

Итак, подводя итоги вышеприведенным результатам исследований, можно констатировать, что в деятельности человека практически нет ситуаций, в которых антиципационные способности не играли бы существенной роли. Прогнозы живого существа призваны оптимизировать результаты его действий. Поэтому они адекватны именно тем переменным характеристикам среды, от которых зависит успешность действия [И.Н. Фейгенберг, 1973]. 

Существует ряд данных, который прямо показывает влияние различного эмоционального состояния на стратегию прогностической деятельности в вероятностных ситуациях, снижение эмоционального напряжения часто приводит к стратегии вероятностного безразличия, а его повышение – к доминированию стратегии максимизации [В.В. Гульдан, 1974].

Непосредственное значение к обсуждаемой нами теме имеет одно из последних исследований прогностической компетентности в связи с личностными свойствами, выполненное Н.П. Ничипоренко. В нем доказывается, что взаимосвязи прогностической компетентности со свойствами личности, обеспечивающими успешность адаптации (уравновешенность, общительность) являются прямыми, а со свойствами личности, обуславливающими нестабильность психической сферы (невротичность, депрессивность, реактивная агрессивность, эмоциональная лабильность) являются обратными. Из чего следует, что прогностическая некомпетентнось указывает на возможные нарушения в системе психической адаптации личности [Н.П. Ничипоренко, 2006].

Антиципационная состоятельность – свойство личности, ее устойчивая характеристика, определяющая уровень развития антиципационных способностей, обеспечивающих успешность прогностической деятельности. Таким образом, на основании результатов многих исследований, можно утверждать, что антиципационные способности являются необходимым элементом регуляции деятельности, поведения и эмоциональных состояний человека и  целом участвуют в процессах адаптации личности к меняющимся условиям среды.

Становится все более очевидной перспективность изучения прогнозирования в системе свойств здоровой личности. Этот ракурс позволит лучше понять функции антиципационной состоятельности,  ее взаимосвязи с другими индивидуально-психологическими особенностями, возможности развития прогностических способностей.

Литература

  1. Ахметзянова А.Н Особенностей антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: автореферат кандидата психологических наук / О.Л. Гончарова. – Казань, 2001. – 19 с.
  2. Брушлинский А.В.  Мышление и прогнозирование / А.В. Брушлинский. – М. Мысль, 1979. – 230 с.
  3. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева.– М, 1977. – 392 с.
  4. Гончарова О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: автореферат кандидата психологических наук / О.Л. Гончарова. – Казань, 2003. – 23 с.
  5. Громова Ч.Р. Сравнительное изучение антиципационных особенностей у детей с невротическими расстройствами и их родителей: диссертация кандидата психологических наук / Ч.Р. Громова. – Казань, 2003. – 109 с.
  6.  Гульдан В.В. Особенности функционированя и использования   прошлого   опыта  у  психопатических  личностей / В.В. Гульдан, В.А. Иванников // Журнал  невропатологии и психиатрии. – 1974. № 12. – С. 1830–1833.
  7.  Демакина О.В. Особенности формирования клинических проявлений остеохондроза поясничного отдела позвоночника в зависимости от параметров антиципационной деятельности пациента: диссертация кандидата медицинских наук / О.В. Демакина. – Казань, 2004. – 150 с.
  8. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Дону: Феникс, 1985. – 505 с.
  9. Ломов Б.Ф. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминант непреднамеренного запоминания / Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий // Новые исследования в психиатрии и возрастной психиатрии. – М., 1972. – С. 93–104.
  10.  Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н.   Сурков. – М.: Наука, 1980. – 280 с.
  11.  Менделевич В.Д.  Антиципационные   механизмы   неврозогенеза / В.Д.  Менделевич // Психологический журнал. – 1996. № 4. – С. 107–114.
  12.  Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 607 с.
  13.  Менделевич В.Д. О некоторых психологических механизмах неврозогенеза / В.Д. Менделевич // Психологический журнал. – 1990. № 6. – С. 113–117.
  14.  Менделевич В.Д. Патопсихологическая оценка и нозологической самостоятельности неврозов / В.Д.  Менделевич // Казанский медицинский журнал. – 1988, № 1. – С. 76–81.
  15.  Ничипоренко Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Психологический журнал. –  2006,  Т. 27, № 5. – С. 50–59.
  16.  Рябова Т.В. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и креативности у психически здоровых и больных шизофренией: кандидатская диссертация / Т.В. Рябова. –  Казань, 2003. – 109 с.
  17.  Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко. – М., 1992. – 142 с.
  18.  Сергиенко Е.А.  Антиципация как принцип развития / Е.А. Сергиенко. – М., 1997. – 198 с.
  19.  Скиданенко Т.В. Пограничные психические расстройства при эпилепсии и их связь с антиципационными особенностями психической деятельности: автореферат кандидата медицинских наук. / Т.В. Скиданенко. – Казань, 2003. – 20 с.
  20.  Узелевская А.Э. Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств: автореферат кандидатской диссертации / А.Э. Узелевская. – Казань, 2002. – 25 с.
  21.  Фейгенберг И.М.  Память и вероятностное прогнозирование / И.М.  Фейгенберг // Вопросы психологии. – М., 1973., № 3. – С. 8–18.
  22.  Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям  / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. – М.: МГУ, 1978. – 112 с.
  23.  Фейгенберг И.Н. Нарушение вероятностного прогнозирования при шизофрении / И.Н. Фейгенберг. – М.1973. – С. 5–19.
  24.  Ямпольский Л.Г. Сравнительный анализ адаптивного поведения здоровых и больных шизофренией: кандидатская диссертация / Л.Г. Ямпольский. – М., 1987. – 109 с.



Просмотров: 2166
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Автономов Д.А. Негативная терапевтическая реакция как практическая проблема при работе с патологическими азартными игроками. Диагностика и стратегии преодоления.
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Исагулова Е.Ю. Особенности формирования, клинической динамики, диагностики и коррекции нарциссического расстройства личности (на примере рассмотрения клинического случая)
  • Психотерапия тяжелых психологических нарушений, возникающих в результате участия в военных действиях
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Суворова И.Ю. Особенности формирования Эго-идентичности при расстройстве аутистического спектра. Анализ случая
  • Калмыкова Е.С. Реконструкция психической травмы: восстановление связи времен и событий
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Анастасопулос Д. Вопросы контрпереноса в психоаналитической психотерапии детей и подростков: краткий обзор
  • Суворова И.Ю. Анализ объектных отношений людей с аутистическими чертами личности и антисоциальным поведением
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Бек А. Когнитивная терапия пограничного расстройства личности
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Калмыкова Е.С. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Медведев С.Э. Опыт использования теории М.Боуэна в работе с семьями больных шизофренией на госпитальном этапе и в амбулаторных условиях
  • Автономов Д.А.. Динамика групповых защитных механизмов, возникающих при лечении аддиктивных пациентов в реабилитационном центре
  • Коростелева И.С. Психосоматическое измерение: процесс сна как нормативный психосоматический феномен и его изменение в ходе развития психики
  • Агрис А.Р. Нейропсихологическое сопровождение детей и подростков: основные принципы организации
  • Старовойтов В.В. Проблема Я, личности, самости в творчестве Поля Рикёра
  • Благовещенская М.Н. Символическое проявление переживания смерти у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание
  • Филони Р. Стыдливость против стыда. Формирование личности – влияние натуры, судьбы и культуры
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Тимофеева С. Использование зеркала Гезелла при подготовке системных семейных психотерапевтов
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь