Агарков В.А. Взаимосвязь свойств темперамента и механизмов психической защиты

Введение

Понятие "темперамент" (позднее латинское слово temperamentum –  надлежащее соотношение частей, стали использовать как перевод греческого temperamentum - слияние, смешивание) было  введено Гиппократом, и его содержательную сторону составляло обобщение данных наблюдения  динамики лечения разных пациентов: одни пациенты обладали большей силой сопротивления  лечению, другие – меньшей, у одних выздоровление протекало быстрее, у других –  медленнее [9].  Согласно  современным взглядам, "темперамент  представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения и эмоциональности человека. Темперамент проявляется  [20] уже в раннем детстве. "Механизмы формирования  предметно-ориентированной, коммуникативно-ориентированной и Я-ориентированной   структур индивидуальности уходят корнями в недра темперамента" [9, стр. 111].  При этом подразумевается, что свойства  темперамента представляют собой "системное обобщение" первоначально  генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека [17]. С позиций дифференциальной психологии темперамент рассматривается как базовый аспект индивидуальности,  обусловленный "преимущественно биологическими свойствами человеческого организма", вместе с тем, темперамент может  быть определен и как компонент более высокоорганизованных структур интегральной  индивидуальности (интеллекта и характера). Таким образом, в воззрениях на проблему  темперамента можно выделить два основных круга изучаемых вопросов. Один из них  охватывает проблему биологических основ темперамента, а другой – его  психологических составляющих.  

Идея взаимосвязи  темперамента и биологических свойств организма по-разному отражалась на разных  исторических этапах. В гуморальной теории   Гиппократа и Галена разные типы темперамента соответствовали преобладанию  в организме той или иной особой жидкости. Кречмер и Шелдон связывали типы темперамента  с конституциональными особенностями строения тела. Выдающийся вклад в разработку  этого вопроса внес И.П. Павлов, указавший на функционирование  нервной системы как на биологическую основу  темперамента.  Согласно Павлову,  тип темперамента зависит от различных комбинаций свойств нервной системы —  силы, уравновешенности и подвижности. Развивая идеи школы И.П.Павлова, Теплов и  Небылицин предположили, что биологические основы темперамента коренятся в так  называемых "общих свойствах" нервной системы, т.е. свойствах лобных  отделов мозга. В современных зарубежных работах, посвященным основам  темперамента, характеристики последнего ставятся в соответствие с функционированием  отдельных мозговых структур, или, пользуясь терминологией Теплова и Небылицина,  с "частными" свойствами нервной системы (Русалов).  По Айзенку, выраженность таких черт темперамента   как экстраверсия и интроверсия связана с  уровнем активации ретикулярной формации, а нейротизма – с активностью лимбической  системы.  Дж. Грей, ученик Айзенка,  описывает имеющие отношение к свойствам темперамента три системы эмоционального  реагирования и соответствующие им мозговые системы, объединяющие различные  структуры мозга [4]. Эти мозговые системы, по Грэю, включают структуры и  области коры, среднего мозга и лимбических структур, а также связи между ними. Следует  также отметить, что гуморальный подход в изучении темперамента не был полностью  отброшен и получил современное преломление в исследованиях взаимосвязи действия  катехоламинов, кортизола и основных нейромедиаторов со свойствами темперамента.  (Нейман, [13]).

Согласно специальной теории индивидуальности Русалова [17], основу формально-динамических свойств психики  составляет общая конституция как интегрированная совокупность  всех биологических свойств человека [17, 25]. Общая конституция индивида составлена из частных  конституций. К последним относятся функциональные (нейродинамическая, физиологическая  и биохимическая) и морфологические (телесная и хромосомная) конституции индивида. Вклад этих систем неравноценен, и наибольшее влияние  оказывают системы более высокого порядка, т.е. свойства нервной системы.

Что касается психологических составляющих темперамента, то, как отмечает  Русалов [18], до сих пор отсутствует единый общепринятый перечень  психологических свойств, относящихся к категории темперамента. К основным  свойствам черт темперамента относят их относительную стабильность и сопротивляемость  внешним воздействиям. При этом свойства темперамента  не остаются строго неизменными, но развиваются в определенной последовательности,  обусловленной закономерностями созревания высшей нервной деятельности. Кроме  того, свойства темперамента могут претерпевать некоторые изменения под влиянием  возможной смены видов деятельности индивида.

Согласно регулятивной теории темперамента Стреляу [20], темперамент составляют относительно стабильные  черты личности, которые в обобщенном виде представляют, главным образом,  формальные аспекты реакций и поведения (энергетические и темпоральные характеристики).  Традиция описания свойств темперамента через формальные  характеристики восходит к Канту, предложившему рассматривать типы темперамента  как различные сочетания переменных: "сила-слабость", "эмоции"  и "активность". В современных концепциях темперамента энергетические  и регулятивные характеристики рассматриваются как принадлежащие к разным  классам. При этом активность, интенсивность, скорость и пластичность рассматриваются  как энергетические характеристики, а эмоциональную чувствительность, тип реагирования  при фрустрации и стрессе, а также общий фон настроения, считаются регулятивными  характеристиками. Потребности и желания зарождаются в свойствах темперамента и  затем дифференцируются под влиянием как эволюционно-адаптационных программ, так  и социально-значимого содержания [9]. Дж. Грэй считает эмоциональность главной  характеристикой темперамента. Эмоциональность рассматривается им как сложная характеристика,  связанная с активностью трех систем: системы торможения поведения, системы  "борись/убегай",  системы  приближающего поведения. Согласно  специальной теория индивидуальности Русалова, темперамент рассматривается как  комбинация четырех свойств: эргичности, пластичности, скорости и эмоциональности в трех сферах  поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.

В зарубежной  психологии наиболее известным и эмпирически обоснованным является подход к изучению  темперамента Г. Айзенка [7]. Преимущество теории Айзенка состоит том, что она  опирается "на огромный, более чем тридцатилетний экспериментальный материал,  подтвердивший существование таких фундаментальных черт личности как экстраверсия-  интроверсия и нейротизм…" [19] Экспериментальные исследования, проведенные в том числе  в лаборатории Айзенка, показали, что формальные характеристики, такие как скорость  образования условного рефлекса, сенсорные пороги, скорость и точность  выполнения, явились основными критериями, по которым экстраверты отличались от  интровертов [20].

Айзенк дает следующие характеристики  типов темперамента [7]:

Холерик - эмоционально неустойчивый  экстраверт. Радражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый,  импульсивный, оптимистичный, активный.

Меланхолик — эмоционально неустойчивый  интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый,  неконтактный, спокойный.

Сангвиник — эмоционально стабильный  экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный.

Флегматик — эмоционально стабильный интроверт.  Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый,  заботливый, пассивный.

Многочисленные исследования показывают,  что динамические проявления личностных свойств коррелируют со свойствами темперамента  [9, стр. 66]. В то же время, являясь фундаментом  структуры индивидуальности, темперамент выполняет важную адаптивную функцию. Наличие  таких устойчивых свойств личности  как,  например, активность, эмоциональность (а также других свойств темперамента),  дает возможность максимально оптимизировать энергетические затраты. Темперамент  сам выступает как регулятор поведения и связанных с ним внутренних процессов.

Механизмы психической защиты (МПЗ) представляют собой психические  маневры, которые направлены на поддержание самооценки и сохранение состояния внутреннего  равновесия [30, 32]. МПЗ оказывают существенное искажающее влияние на  восприятие субъектом окружающего мира, самого себя и других людей.

Психическая защита, или механизм психической защиты, определяется как  некая совокупность внутренних маневров, целью которых является ослабления или  устранение любого изменения, угрожающего целостности и "биопсихологической"  устойчивости индивида [8]. Впервые термин "защита" З. Фрейд ввел в неопубликованной  при его жизни работе "Проект научной психологии". Психическая защита,  прежде всего, направлена против влечений, а также представлений, аффектов и  ситуаций, которые  с ними связаны. Фрейд  различает "нормальную" и "патологическую" защиту. В результате  патологической защиты "Я" оказывается контаминировано первичными  процессами, тогда как "нормальная" защита, устраняя неприемлемый  импульс  из сознания, сохраняет упорядоченность  вторичных процессов в "Я".  Начиная  с 1926 [24] года, защиты становятся одной из центральных тем в  психоаналитических работах. В 1936 году А. Фрейд определила понятие  "механизм психической защиты" (МПЗ),впервые описав действие таких МПЗ  как вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена некогда  бывшего (или аннулирование), проекция, интроекция, обращение на себя, обращение  в свою противоположность, сублимация [22]. Согласно А. Фрейд, субъектом и объектом МПЗ  является "Я" [11, 22]. Источники угрозы для него могут исходить из  трех областей: внешняя реальность, влечения Оно и требования Сверх-Я.  Психоаналитические представления о МПЗ выдержали  проверку временем и оказались полезными не только в психоаналитической и психотерапевтической  практике [32]. В настоящее время конструкт "психическая защита"  используется в теоретических построениях и эмпирических исследованиях  когнитивной психологии, нейропсихологии,  психологии развития, социальной психологии.

Перечень и типология защит, предложенных Вэйлантом [37, 38], получили довольно широкое признание. Определение  МПЗ, предложенное Вэйлантом, было принято в американском классификаторе DSM-IV [5, 28].  Вэйлант отмечает  следующие пять характеристик МПЗ: 1. защиты являются основными средствами  регуляции влечений и аффекта; 2. МПЗ бессознательны; 3. защиты отличны друг от  друга; 4. защиты часто являются признаком психиатрических синдромов, однако они  динамичны и обратимы; 5. защиты могут служить адаптации, но могут быть и  патологичными.  

Изучение взаимосвязи структуры темперамента и МПЗ также необходимо для  прояснения теоретических положений о биологической обусловленности МПЗ. Так,  Крамер [30] считает, что механизмы защиты коренятся в биологически  заданных моторных рефлексах. Моторные аспекты поведения младенца могут рассматриваться  как прототипы защит. В процессе развития происходит интернализация моторных реакций  и формирования их идеаторных репрезентаций, которые, в свою очередь, являются  "зародышами" МПЗ. С этими положениями хорошо согласуются рассуждения  З. Фрейда, в которых он уподобляет вытеснение моторной реакции бегства. При  вытеснении отводятся энергетические вклады, или катексисы, репрезентатов (мыслей,  воспоминаний, аффектов) конфликтных влечений [8].

Влечения в рамках психоаналитической теории рассматриваются как  элементарный и базовый элемент психического аппарата. Влечения  "расположены" на границе между психикой и телом, являясь психическими  представителями физических процессов, связанных с потребностями организма. В  ранних работах Фрейда упоминается два класса влечений: влечения "Я" и  сексуальные влечения. Влечения "Я" являются отражением в психическом  мире процессов, связанных с самосохранением организма. И влечения "Я",  и сексуальные влечения являются врожденными и коренятся в телесной конституции  индивида. Что касается сексуального влечения, то врожденным является и общая  закономерность его развития, в ходе которого оно проходит через стадии  оральной, анальной, а также инфантильной генитальной, прежде чем прийти к взрослой  генитальной сексуальности. Основным источником сексуального возбуждения  являются эрогенные зоны и некоторые психофизические состояния. Эрогенные зоны получают  стимуляцию как от периферических рецепторов, так и от импульсов из ЦНС.

Влечение понимается как процесс нарастания возбуждения, оно является той  исходной переменной величиной [27], которая вызывает ответ со стороны систем  психического аппарата, направленный на регуляцию гомеостаза. Влечение, или  поток возбуждения, в психическом аппарате, берущий начало в эндогенном  раздражении, направляется к объекту (внешнему или внутреннему), который может  принести удовлетворение. При достижении удовлетворения этот поток иссякает.  У младенцев после неоднократного повторения  опыта возникновения и разрядки связанного с телесной потребностью возбуждения в  психическом аппарате, в мнемонической системе формируются и закрепляются воспоминания  об актах кормления и ухода, подразумевающие взаимодействие с внешними (и  внутренними) объектами. Так постепенно формируются более сложные психические  образования – желания. Желание характеризуется и как структура, и как процесс.  Как структура желание представляет собой "взаимосвязь влечения, образа  объекта и двигательного образа, возникающую под воздействием возбуждения,  вызванного влечением" [27, стр. 84]. С позиций метапсихологии желание  понимается как процесс, в ходе которого возбуждение, поступающее из соматического  источника, активирует воспоминания об опыте удовлетворения, что влечет за собой  появление определенного паттерна возбуждения. Таким образом, желания содержат  структуры базовых отношений между субъектом и объектом.

Силам влечения противостоит вытеснение. Вытеснение, согласно  Шмидт-Хеллерау, "равнозначно "вычитанию" части силы влечения, за  счет которого величина возбуждения, вызванного влечением, сокращается и становится  подпороговой" [27, стр. 86]. Цензура, связанная с вытеснением, подобно  желанию и влечению, представляет собой более сложное образование, чем  вытеснение. Шмидт-Хеллерау рассматривает цензуру как негативную связь между  образом объекта и двигательным образом.

Кроме того, темперамент связан не только с динамическими параметрами  влечения, но и с миром внутренних репрезентаций [34]. Так, в диссертации И.Н. Трофимовой [см. 9] показано, что экстраверсия положительно коррелирует  со склонностью субъекта использовать в процессе категоризации объектов оценки  большей активности и энергичности. Нейротизм связан со склонностью оценивать  воспринимаемые объекты и события как более пассивные, слабые, неупорядоченные и  негативные. Таким образом, на основании вышесказанного, мы можем рассматривать вопрос  об эмпирическом исследовании влияния свойств темперамента на индивидуальный профиль  МПЗ.

Первые десятилетия развития психоанализа совпали с самыми первыми шагами  в создании теорий и разработки методов исследования в психологии личности. Хотя  в рамках психоаналитического подхода Вильгельм Райх [15]и  предпринял  попытку связать МПЗ со свойствами характера, все же эмпирические исследования  взаимосвязи МПЗ и черт личности, характера, темперамента, прежде всего, требовали  надежных и валидных методов.  

По-видимому, идея взаимосвязи темперамента и МПЗ имплицитно содержится в  концепции Кречмера. Кречмер соотносит телесную конституцию  с типом темперамента, и его, в свою очередь -  с заболеванием [9]. Так, астеническое (лептосоматическое) телосложение  Кречмер представляет как свойственное шизотимическому типу  и больным шизофренией. Циклотимики, по Кречмеру,  обладая пикническим телосложением,   склонны к маниакально-депрессивному психозу, тогда как атлетическому телосложению  соответствует иксотимический тип и склонность к эпилепсии. Конечно, как  справедливо отмечал Стреляу [20], концепция Кречмера положила начало традиции необоснованно  полагать, что каждый здоровый человек носит в себе зародыш психического заболевания,  причем определенного типа, детерминированного его природным конституциональным  складом. Выводы, сделанные  Кречмером,  сейчас могут быть признаны экстремальными и не согласующимися ни с результатами  исследований, ни с данными клинических наблюдений за пациентами, страдающими от  психических расстройств. Однако мы, видимо, вправе ожидать, что темперамент  задает склонность к преимущественному использованию той или иной констелляции  защитных механизмов, что, отчасти, находит подтверждение в наблюдениях Кречмера.  Переводя идеи Кречмера на язык современной психологии, оперирующей понятиями  защиты, можно предположить следующее. Шизотимическому типу темперамента более  свойственно использование таких защит как изоляция, диссоциация, расщепление,  проективная идентификация, проекция. Для циклотимиков характерно чередование  идеализации и обесценивания, высокая напряженность отрицания, направление  агрессии против себя, аннулирование. Иксотимики же более охотно прибегают к замещению,  проекции.

В настоящей работе использованы теоретические и методические подходы  Плутчека [16, 35] касаемые защитных механизмов, и Айзенка [2, 26]- в вопросах изучения темперамента.

Согласно Плутчеку, механизмы психологической защиты являются продуктами  онтогенетического развития и научения. Защиты начинают действовать в случае,  когда переживание и/или выражение некоторой эмоции может иметь для индивида  негативные последствия. Концепция МПЗ Плутчика базируется на его психоэволюционной  теории эмоций, в которой постулируется наличие дериватов 8 базовых эмоций:  страха, гнева, радости, печали, принятия, отвержения, ожидания, удивления. Базовым  эмоциям соответствуют 8 защитных механизмов: отрицание, проекция, регрессия, замещение,  вытеснение, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация.

Одним из положений теории Плутчека является то, что формирование МПЗ происходит  постепенно и на разных этапах онтогенеза появляются разные защиты. Отсюда следует  различие между так называемыми "примитивными" защитами,  формирующимися на более ранних этапах развития, и более "зрелыми",  соответствующими более поздним этапам. К наиболее примитивными защитным  механизмам в теории Плутчека относятся отрицание, регрессия и проекция. Такие  же механизмы как интеллектуализация, компенсация, реактивное образование  появляются на более поздних этапах развития и соответствуют более высоким уровням  развития личности.

В настоящем  исследовании проверялись следующие гипотезы:

1. Черта темперамента "экстраверсия", по сравнению с  "нейротизмом", в меньшей степени связана с напряжением МПЗ.

2. Примитивные МПЗ в большей степени связаны с чертами темперамента, чем  МПЗ высшего порядка.

3. Разным типам темперамента будут свойственны разные профили МПЗ.

Методы

В исследование приняли участие студенты московских ВУЗов и служащие  предприятий n=439. Средний  возраст 23,4 года. Испытуемым предлагалось заполнить две методики: опросник Г.  Айзенка (русскоязычный вариант EPI)  и тест-опросник Р. Плутчека (русскоязычный вариант LSI) .

Опросник Life Style Index Р. Плутчека Тест-опросник [16] для измерения степени использования индивидом  различных механизмов защиты был разработан Р.Плутчеком в соавторстве с Келлерманом  и Контом в 1979 году. Восемь шкал опросника предназначены для оценки 8 защитных  механизмов: отрицания, регрессии, компенсации, проекции, вытеснения, замещения,  интеллектуализации, реактивной формации. Ответы на пункты опросника даются в  дихотомической шкале "верно"-"неверно".

Опросник Г. Айзенка Опросник [14] состоит из 57 утверждений, ответы на которые даются  в дихотомическом формате шкалы "Да"-Нет". В опроснике содержатся  три шкалы: лжи, экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Показатель по шкале лжи,  равный 4-6 баллам является критическим, он свидетельствует о тенденции испытуемого  давать на вопросы социально желательные ответы. Показатель экстраверсии  характеризует индивидуально-психологическую ориентацию личности либо  преимущественно на мир внешних объектов, либо на внутренний субъективный мир.  Средний балл по этой шкале составляет 11-14. При баллах от 0 до 10 человек  относится к полюсу интроверсии, от 15 до 24 – экстраверсии. Нейротизм  (эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от нормальной аффективной  стабильности до выраженной эмоциональной лабильности. Средний балл по шкале  нейротизма равен 12-13. Показатель от 0 до 11 баллов свидетельствует об  эмоциональной устойчивости, 14-24 балла – эмоциональной неустойчивости.

Статистический анализ проводился с помощью пакета STATISTICA 6.0. Для обработки данных применялись  следующие статистические критерии: Манн-Уитни, угловой критерий Фишера. Для  корреляционного анализа применяли ранговый критерий Спирмена. При статистической  обработке полученных результатов также использовали метод кластерного анализа  К-средних.

Результаты

Для последующего анализа были отобраны результаты тех испытуемых, чьи  значения по шкале L  опросника Айзенка не превышали 4. Таким образом, после проведенного отбора испытуемых  по значениям шкалы L,  выборка сократилась до 343 человек.

Методом кластерного анализа К-средних эта выборка была разделена на четыре  группы по параметрам методики EPI  (опросника Айзенка) "нейротизм" и "экстраверсия". (Рисунок  1). В Таблице 1 приведены средние значения параметров "нейротизм" и  "экстраверсия" для 4-х кластеров (групп).

Рисунок 1. Результаты кластерного анализа с  помощью метода К-средних (n=343)

 

1

 

Таблица 1. Средние значения параметров  "нейротизм" и "экстраверсия" для групп, полученных методом  кластерного анализа

 

                                                                                               

 

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Нейротизм

9,27

17,34

9,65

17,46

Экстраверсия

9,38

14,79

15,57

8,46

Количество    испытуемых в кластере

73

113

102

54

 

В соответствии с полученными значениями параметров "нейротизм"  и "экстраверсия" было определено положение каждой группы на  "круге Айзенка"* (Рисунок  2). Таким образом, полученные группы можно определить следующим образом: Группа  1 ? " сангвиники", Группа 2 ? "меланхолики", Группа 3 ?  "флегматики", Группа 4 ? "холерики".

Рисунок 2. Распределение групп, полученных  методом К-средних, по типам темперамента в "круге Айзенка".

В Таблице 3 и на Рисунке 4 приведены характеристики 4-х групп испытуемых.  Средние значения возраста варьируют в диапазоне 21-24 лет. Процентное соотношение  мужчин и женщин в 4-х группах различно. Статистический анализ с использованием  углового критерия Фишера показал значимые различия по половому составу между  группами сангвиников и меланхоликов, сангвиников и холериков, меланхоликов и  флегматиков, а также флегматиков и холериков.

Сравнение половых различий по шкалам LSI осуществлялось при помощи критерия  Манн-Уитни (Таблица 2, Рисунок 3) и показало значимо более высокие значения шкал  Вытеснение и Интеллектуализация у женщин, а у мужчин значимо более высокие значения  по шкалам Регрессия, Компенсация, Проекция. Поэтому для последующего сравнения  МПЗ для разных групп темпераментов группы были уравнены по половому составу  (Таблицы 4, 5).

Таблица 2.  Результаты сравнения показателей LSI между  группами "мужчины" и "женщины"

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

женщины

мужчины

Критерий    Манн-Уитни U

Сум.ранг.

N

M

S.D.

Сум.ранг.

N

M

S.D.

Отрицание

34640,0

208

0,55

0,20

24013,0

134

0,57

0,20

12904,0

Вытеснение

31275,0

208

0,42

0,16

27378,0

134

0,52

0,18

9539**

Регрессия

42884,5

208

0,58

0,21

15768,5

134

0,37

0,20

6723,5**

Компенсация

37561,5

208

0,50

0,20

21091,5

134

0,45

0,21

12046,5*

Проекция

34168,0

208

0,53

0,22

24485,0

134

0,57

0,22

12432,0

Замещение

34130,0

208

0,47

0,20

24523,0

134

0,51

0,24

12394,0

Интеллектаулиз.

31133,5

208

0,51

0,19

27519,5

134

0,63

0,20

9397,5**

Реакт. обр.

40192,5

208

0,53

0,20

18460,5

134

0,40

0,24

9415,5**

*p<0,05; **p<0,001

Рисунок 3. Профили МПЗ для групп  "мужчины" и "женщины"

 2

Полученные группы были попарно сравнены по показателям методики LSI при помощи параметра  Манн-Уитни. Сравнительный анализ профилей МПЗ групп "сангвиники" и  "меланхолики" (Таблица 5, Рисунок 4) показал достоверно значимые  отличия по параметрам LSI  "вытеснение", (более выраженным в группе "сангвиники") (p<0,05), и (p<0,001) "регрессия"  "компенсация", "проекция", "замещение" (более выраженные  в группе "меланхолики").

Таблица 3. Демографические характеристики и  значения параметров методик LSI и EPI для 4-х групп испытуемых ("сангвиники", "меланхолики",  "флегматики", "холерики")

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

сангвиники

меланхолики

флегматики

холерики

M

S.D.

M

S.D.

M

S.D.

M

S.D.

Возр.

23,29

5,88

21,51

3,40

22,40

3,97

21,07

2,83

Обр.

13,11

1,41

13,28

1,11

12,82

2,03

13,08

0,70

Опросник LSI

Отрицание

0,55

0,20

0,56

0,19

0,64

0,18

0,42

0,19

Вытеснение

0,52

0,19

0,43

0,15

0,46

0,17

0,43

0,18

Регрессия

0,35

0,17

0,65

0,18

0,39

0,19

0,57

0,19

Компенсация

0,40

0,20

0,59

0,18

0,41

0,20

0,49

0,18

Проекция

0,49

0,20

0,64

0,19

0,47

0,20

0,57

0,24

Замещение

0,41

0,21

0,57

0,21

0,43

0,19

0,50

0,21

Интеллектаулиз.

0,62

0,20

0,51

0,20

0,59

0,19

0,51

0,20

Реакт. обр.

0,49

0,22

0,50

0,19

0,37

0,22

0,62

0,20

Опросник EPI

Шкала лжи

2,30

1,19

1,59

1,07

1,92

1,17

1,98

1,17

Экстраверсия

9,38

2,23

14,79

2,14

15,57

2,02

8,46

2,13

Нейротизм

9,27

2,99

17,34

2,35

9,65

2,65

17,46

2,55

N муж

44 (60,3%)

29 (25,7%)

49 (48,5%)

12 (22,2%)

N жен

29 (39,7%)

84 (74,3%)

53 (51,5%)

42 (77,8%)

Для "сангвиников" ведущими шкалами LSI являются Интеллектуализация, Отрицание  и Вытеснение. Шкалы Интеллектуализация и Вытеснение у группы  "сангвиники" выше, чем у других групп.

У меланхоликов наиболее выражены шкалы Регрессия, Проекция, Компенсация. Вместе  со шкалой Замещение эти шкалы образуют профиль МПЗ группы "меланхолики",  отличающий его от других групп. Из Рисунка 4 и Таблиц 3 и 5 видно, что для  групп "меланхолики" и "холерики", относящихся на круге Айзенка  к зонам эмоциональной нестабильности, характерна общая  "приподнятость" профиля LSI. "Холерики" и "меланхолики" отличаются от  групп "сангвиники" и "флегматики": для их профиля защит  характерна выраженность шкал Регрессия, Компенсация, Проекция и Замещение.

В профиле защит "флегматиков" наибольшие значения имеют шкалы LSI Отрицание,  Интеллектуализация. Значение шкалы Отрицание у "флегматиков"  превосходит значение этой шкалы у остальных групп. Для "холериков"  основными защитами являются реактивное образование, регрессия и проекция. Параметр  "реактивное образование" у "холериков" выше в сравнении с  другими группами. "Флегматики" и "сангвиники", в целом,  отличаются от представителей "нестабильных" типов темперамента  повышением по шкалам Вытеснение и Интеллектуализация.

Рисунок 4. Профили МПЗ и средние значения параметров LSI для групп " сангвиники", "меланхолики",  "флегматики" и "холерики".

 

33

Таблица 4. Сравнение полового состава групп  " сангвиники", "меланхолики", "флегматики" и  "холерики" при помощи углового критерия Фишера (n)  после коррекции.

Просмотров: 1492
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Манухина Н.М. "Нельзя" или "можно"? - заметки психолога о влиянии запретов
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Митряшкина Н.В. "Эта нелегкая штука - жизнь…" или о психологической помощи детям
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Васильева Н.Л. Рецензия на книгу Бурлаковой Н.С., Олешкевич В.И. "Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд"
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Барлас Т.В. Достоверность вымысла. Возможности психологической интерпретации сна Татьяны из "Евгения Онегина"
  • Березкина О.В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и ее дети"
  • Зимин В.А. Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П. Альмодовера "Всё о моей матери"
  • Зимин В.А. По ту сторону супружеской измены (на материале фильма Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза")
  • Поперечный И.Ю. Аналитическое толкование творчества С.Дали на примере картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)"
  • Робертс Дж. Вмешательства в групп-аналитической психотерапии
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Олифирович Н.И. Анализ функциональных показателей семейной системы
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть I
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Коростелева И.С. Психосоматическое измерение: процесс сна как нормативный психосоматический феномен и его изменение в ходе развития психики
  • Плетников В.В. Механизмы прерывания цикла-контакта в теории Гештальта: пересмотр традиционных представлений
  • Ренн П. Связь между детской травмой и последующим преступным поведением: применение теории привязанности в исправительном сеттинге
  • Автономов Д.А. Исследование обстоятельств приобщения, мотивации и отношения к участию в азартных играх у пациентов на разных этапах формирования зависимости
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Автономов Д.А.. Динамика групповых защитных механизмов, возникающих при лечении аддиктивных пациентов в реабилитационном центре
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь