Адаптация является очень важным процессом в жизни каждого человека.
На протяжении всей жизни нам часто приходится сталкиваться с адаптационной системой в той или иной сфере деятельности. Адаптация – это своего рода приспособление к изменениям в окружающей нас среде. Приходя в новый коллектив, на новое рабочее место необходимо время и помощь со стороны коллег, чтобы гораздо быстрее влиться в рабочий процесс. Чем быстрее новый сотрудник сможет приступить к своим обязанностям и приспособиться к новой рабочей атмосфере, тем лучше не только для него, но и для организации в целом. Рассмотрим поподробнее данный вопрос на примере ДОУ.
Адаптационный процесс всегда требует двусторонней отдачи, как от нового сотрудника, так и от рабочего коллектива. Не смотря на все сложности и тонкости, это всегда отличный шанс проверить свои педагогические навыки, которые помогут новому педагогу понять и освоить рабочий процесс ДОУ.
Заведующий ДОУ в свою очередь так же должен способствовать адаптации нового сотрудника, организовывая встречи с коллегами для обсуждения вопросов и разъяснения особенностей специфики работы именно этого учреждения.
Существуют как минимум три важных аспекта адаптации введения нового сотрудника в коллектив.
1. Адаптация к занимаемой должности.
Для начала необходимо ознакомить педагога со спецификой его трудовой деятельности, чтобы ему проще было усвоить материал, который пригодится ему в дальнейшем при выполнении его непосредственных обязанностей. Провести экскурсию по ДОУ, по возможности познакомить с коллегами, чтобы он чувствовал себя комфортно с первых дней нахождения на рабочем месте, чтобы понимал, что коллектив к нему настроен положительно. Ведь первые рабочие дни очень важны для нового педагога, так он способен понять подходит ли ему данная должность и данное ДОУ.
Необходимо провести инструктаж, дать подробную информацию о локальных актах ДОУ, то есть, ознакомить с уставом, рассказать о правилах внутреннего распорядка учреждения, более подробно осветить детали того, с чем предстоит работать и какие должностные обязанности на себя принимает педагог. Рассказать более подробно о самом ДОУ, ознакомить с актуальной программой развития, обсудить вопрос системы оплаты труда, поговорить о льготах, бонусах и поощрениях. Предоставить информацию о предстоящих перспективах роста и о методах мотивации.
2. Профессиональна адаптация.
Профессиональная адаптация, это уже не теоретическое, а фактическое введение педагога в его непосредственную работу. На этом этапе необходимо предоставить сотруднику куратора, который будет способен поделиться своим профессиональным опытом, и который будет иметь возможность ответить на любой возникший вопрос в процессе рабочей деятельности. На период испытательного срока или же на период пока педагог не поймет для себя, что он полностью готов к самостоятельной работе, куратор помогает, направляет и вносит поправки в деятельность нового сотрудника.
3. Социально-психологическая адаптация.
Каждый из нас, это давно уже сформировавшаяся личность, поэтому приход в новый коллектив со своими устоями у некоторых людей может вызвать различного рода волнения и переживания. Для этого и существует социально-психологическая адаптация. Очень важно обеспечить новому сотруднику условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно не только физически, но и что не маловажно, психологически. Дайте педагогу проявить себя, показать какими навыками он уже обладает, это поможет ему зарекомендовать себя, как квалифицированного специалиста и стать частью рабочей команды. Чем комфортнее будет педагогу на новом рабочем месте, тем быстрее он вольется в рабочий процесс, и вы увидите от него отдачу в своем деле.
Подведя итог, можно отметить, что адаптация – это важный процесс при вхождении в новый коллектив. Именно от нее зависит, как педагог будет себя чувствовать на рабочем месте, останется ли он и как эффективна будет его работа. Проведя не малую работу по адаптационному процессу, вы приобретаете грамотного и квалифицированного специалиста в своей команде.
|