(автор: Божерянова Наталья Сергеевна)
Адаптация к условиям детского сада – это сложный процесс. Организма ребёнка приспосабливается к новым условиям, к новому режиму не всегда быстро и успешно.
Физическое и психическое развитие малыша напрямую зависит от эмоционального самочувствия. При благоприятных условиях, спокойной, эмоционально окрашенной обстановке организм ребенка способен самостоятельно справляться с тревогами и переживаниями.
У детей во время адаптации могут нарушаться сон, аппетит, эмоциональное состояние (заторможенность, напряжённость, беспокойство). Может быть повышенная температура тела. Также снижается уровень речевой активности, у некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Всё это может снизить иммунитеты и привести к заболеванию.
Дети все разные, со своими индивидуальными и физиологическими особенностями. Поэтому успешность адаптационного периода напрямую зависят от взрослых, работающих с малышами.
Я, основываясь и опираясь на опыт своей работы, считаю, чем быстрей заинтересовать, завлечь ребёнка, влюбить его в себя, тем мягче и легче пройдет адаптационный период.
Скачать конспект
Каждый ребенок раннего возраста нуждается во внимании, телесном контакте с близкими людьми. Процесс расставания с мамой и папой не всегда проходит гладко и безболезненно. Отвлечь малыша, сгладить процесс расставания, заинтересовать можно в первую очередь яркими совместными играми, вниманием со стороны педагогов к каждому малышу, учитывая индивидуальные особенности.
Огромную роль играет необходимость взаимодействие с родителями с целью повышения их компетентности по отношению к своему ребёнку. Опыт показывает, что привыкание ребёнка к саду в основном зависит от того как родители в семье смогли подготовить своего ребёнка к этому периоду и насколько сами готовы к этому событию. Присутствие родителей в первые дни пребывания детей в дошкольном учреждении помогает не только малышам, но и родителям, которые могут быть активными участниками игр, знакомиться с новыми помещениями, режимом дня, «обнимашки», телесный контакт, способствующие более легкой адаптации.
Хочу представить подборку игр, которые использую в своей работе в период адаптации, направленных на взаимодействие родителей с детьми, на взаимодействие педагога с детьми.
Совместные игры родителей с детьми (в первые дни адаптации)
|
Игры на контакт ребенка с мамой (папой, бабушкой)
|
«Беги к маме», «Обними бабушку», « догони папу»
|
Игры на взаимодействие родителей с ребенком
|
«Пройди по мостику, не упади», « лови мяч» (мама помогает малышу)
« прыгни в круг», « поднимись на горку» (папа помогает малышу)
|
Игра-массаж, направленный на телесный контакт с родителями
|
«игры в ладоши», «в какой руке у папы шарик», «пожалей бабушку» (поглаживания по голове, обнимание)
|
|
|
Совместные игры педагога с детьми (на сближение, установление доверительных взаимоотношений)
|
Игры с мыльными пузырями
|
«Поймай пузырь», «Надуй пузырь», «подуй на пузырь, чтобы он не упал»
|
Игры с яркими пластиковыми шариками
|
«Лови» (катание с горки), «Салют» (подбрасывание цветных шариков вверх, дети собирают); «Сухой бассейн» (емкость с шариками); «Лабиринт» (прокатывание шариков в трубочки разных размеров)
|
Игры с яркой крупной мозаикой, крупными пирамидками
|
«Найди домик», «дорожка для собачки», «красивый мяч» (подборка по форме, величине, цвету)
|
Игры с заводными яркими игрушками
|
«Мы утята», «Заводные мишки», «Догони машинку», «Цыплятки клюют зернышки»
|
Игры с надувными шарами
|
«Достань шарик» (шары ярких цветов, подвешенные на разном уровне)
«Ветерок» (подуть на красный, синий, желтый шарик)
«попади по шарику» (ударить шарик ладонью)
|
Игры с зеркалом
|
«Солнечные зайчики»
«Это кто у нас хороший»
|
Игры с красками, с пластичной массой (тесто, пластилин, масса для лепки)
|
«Веселые отпечатки» (рисование пальчиками, ладошками пальчиковыми красками);
«Пирожки для Маши» , «колобок» (лепка из соленого теста)
|
|
|
На протяжении всего дня в период адаптации важно поддерживать спокойную, эмоционально окрашенную обстановку в группе. Каждый малыш должен почувствовать, что его ждут, ему очень рады.
Одним из показателей успешной адаптации низкая заболеваемость детей в группе. Если сделать вывод, то за два месяца из 19 принятых детей (100%) только 2 ребенка (2 %) отсутствовали по причине болезни, 17 детей (89%) не болели.
Анализируя свой опыт работы с детьми раннего возраста, хочется отметить влияние психического и эмоционального состояния малыша на его физическое состояние и на успешную адаптацию к условиям детского сада.
Мой опыт работы может быть полезным как педагогам, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так и родителям для использования игр с малышами дома.
Список используемой литературы:
- Топалова Е.П. Художники с пеленок.-М.: Айрис-пресс, 2004. – 128с.
- Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет» , 2005. – 160с.
- Борисенко М. Г., Лукина Р. А. Творю. Строю. Мастерю (развитие конструктивного праксиса). – СПб.: « Паритет» , 2004. – 176с.
- Бостельман, А. Элементарные игровые действия детей до трех лет :наблюдаем, поддерживаем и развиваем : учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ А. Бостельман, М. Финк; под ред. Н. А. Воробьевой. – Москва: Национальное образование, 2015. – 72с.
|