Тимофеева Ангелина Николаевна,
воспитатель структурное подразделение МАОУ СОШ № 4, г. Боровичи Новгородской области
Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь, реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. От ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее. Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития.
Психологи выделяют следующие аспекты готовности ребенка к обучению в школе: интеллектуальная готовность, психологическая готовность, мотивационная (личностная) готовность.
Представим рекомендации по формированию мотивационной (личностной) готовности будущего первоклассника на основе использования развивающих игр. Вопросы готовности к обучению в школе рассматривали педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А. Венгер., А.Л. Венгер., Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Керн, А.Р. Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие.
Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.
Психологическая готовность – итог всей дошкольной жизни. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива дошкольной образовательной организации и семьи в процессе подготовки детей к школе. Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, следовательно, именно с ее помощью можно сформировать мотивацию учения у ребенка старшего дошкольного возраста.
Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания. Наблюдая за игрой ребенка старшего дошкольного возраста, можно многое сказать об уровне его развития в целом. Каждая игра – это общение ребенка с окружающими. В логических играх воспитывается сознательная дисциплина, ребенок приучается к соблюдению правил; формируется умение контролировать свои поступки, радоваться успехам других, стойко переносить свои неудачи. Если он пассивен, не проявляет интереса к играм, то это серьезный сигнал неблагополучия в его развитии.
Знакомясь с математическими понятиями, ребенок старшего дошкольного возраста учится анализировать, сравнивать, обобщать, группировать, а также планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. У него развивается мышление, внимание, память, творческая активность и речь.
Следует подчеркнуть, что математика в повседневной домашней жизни встречается постоянно. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включать в его игровое пространство. В игре старший дошкольник может уже незаметно для себя решать учебные задачи.
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был готов к обучению и процесс адаптации прошел безболезненно, повышалась успешность в освоении новой роли учащегося.
Для того, чтобы ребенок был умным, веселым, дружелюбным и уверенным в себе, не следует ему читать лекцию на эту тему, да и не действенно это, надо просто играть в полезные для его возраста игры.
Играя вместе с детьми старшего дошкольного возраста, важно соблюдать несколько условий:
– четко и выразительно разъяснять задачу и правила игры;
– занимать в игре позицию равноправного партнера; сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к их игровым действиям;
– во время игры предоставлять возможность быть в роли как участника, так и ведущего;
– варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
– обязательно поощрять победителя игры.
В практической деятельности воспитателю при работе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать сюжетно-ролевые игры; разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов; игры-соревнования; конструкторские игры, игры-драматизации; подвижные и спортивные игры; игры в шашки (шахматы).
Сюжетно-ролевые игры
Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире. Ребенок старшего дошкольного возраста способен брать на себя какую-то роль взрослого, действовать, отчасти копируя увиденное поведение, отчасти добавляя что-то свое. Такие игры развивают самостоятельность, являются основой формирования его опыта «взрослой жизни». Они способствуют познанию окружающего мира и, отталкиваясь от увиденного в реальности, под воздействием собственной фантазии, создавать новые модели поведения.
У сюжетно-ролевых игр для данного возраста детей есть свои характерные особенности:
– это форма активного отражения повседневной жизни взрослых людей;
–предполагают комплексные действия, а не отдельные – одинаковые и периодически повторяющиеся (как письмо или чтение);
– сюжет таких игр меняется с течением времени – то, во что играли дети 20 лет назад, и то, во что они играют сейчас – две большие разницы;
–предполагают творческое отражение действительности ребенком;
– такие игры способствуют познанию окружающего мира и развитию познавательных способностей и любознательности;
–предполагают не простое заучивание чего-то, а применение своих знаний не практике;
– как правило, в такие игры можно играть только коллективно, поэтому эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков;
– изначальный сценарий сюжетно-ролевой игры может измениться в процессе его реализации, что способствует развитию творческих способностей, умения ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения.
Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов
Такие игры помогают развивать у ребенка старшего дошкольного возраста логическое мышление, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике. Детский ребус – это, наверное, наиболее популярная форма загадок, развивающая не только логическое мышление, но и творческую фантазию.
Детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Кроме того, разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка.
Игры-соревнования
Наблюдения показывают, что именно в играх-соревнованиях у детей старшего дошкольного возраста развивается стремление к успеху и возможности осваивать социальную роль лидера.
Конструкторская игра
Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то самостоятельно сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у них формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, развивается практические мышление. В результате конструирования развивается воображение и образное мышление, формируется умениие планировать свои действия в определенной последовательности.
Игра-драматизация
По сути, эта игра подразумевает заучивание ребенком старшего дошкольного возраста слов роли, точную передачу чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты, учит различать эмоции и уметь их передавать. Основой для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не имеющее высокий уровень сложности.
Каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то. В играх с детьми старшего дошкольного возраста можно также использовать фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и мудрости. Также используются подвижные и спортивные игры. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.
Игры в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора.
Значительную часть времени родители заняты делами по дому. Это время также можно рационально использовать для общения с ребенком старшего дошкольного возраста. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры «Придумай слово»; «Сочини сказку», «Сосчитайте предметы на кухне», «Придумайте задачу», «Соревнование в скороговорках». Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными. Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превращайте это в увлекательную игру создания своей родословной.
Есть много книг и брошюр, рассказывающих о различных играх. Родители могут выбрать игру по своему вкусу, но необходимо обратить внимание на те из них, которые:
– формируют внимание, память, сосредоточенность ( «Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»);
– развивают детские представления о качествах и свойствах предметов ( «Что из чего сделано», «Магазин «Ткани»», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);
– развивают логическое мышление ( «Что сначала, что потом», «Времена года», «Сравни по величине»), шашки, шахматы; речь ( «Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов»).
Таким образом, развивающие игры помогают повысить мотивационную готовность детей 6-7 лет к школе. Следует особо подчеркнуть, что они должны проводиться в системе не нескольких месяцев, а в течение длительного времени.
Список литературы:
- Анастези А. Понятие школьной зрелости: [Электронный ресурс]. URL: http://xreferat. com/71/590-1-problemy-shkol-noiy-zrelosti. html (дата обращения 22. 11. 17).
- Бабаева Т.И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. 2006. №6. С.40-45.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 243 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Дрофа, 2015. 98 с.
- Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 2017. 102 с.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2015. 405 с.
|