С чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общаться с незнакомыми людьми — взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учится жить в обществе. От того, как пройдет привыкание дошкольника к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.
Эмоциональная реакция родителей на поведение ребенка в этот период часто усугубляет ситуацию. Из-за того, что они сами не знают, как лучше поступить, мама с папой не могут помочь своему малышу. Для каждой семьи острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. В связи с этим говорят о трех вариантах адаптации :
- легкая адаптация — поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;
- адаптация средней тяжести — в течение месяца;
-тяжелая адаптация — требуется от 2 до 6 месяцев.
Для того чтобы адаптация прошла легко, а также с целью значительного снижения эмоциональной напряженности, мы работаем по такой схеме с будущими воспитанниками. Работа начинается в момент когда родители пришли в ДОУ зарегистрировать заявление . При первом посещении родителей ДОУ воспитатель группы раннего возраста проводит консультации .
Цель консультаций — оказать посильную помощь родителям в воспитании малышей, повысить их педагогическую компетентность.
Особое внимание обращается на исследование развития таких социальных навыков ребенка, как:
·уверенность в себе;
·самостоятельность, инициативность;
· способность устанавливать и поддерживать отношения со взрослым;
·эмоциональная чувствительность;
?усвоенные простейшие нормы и правила поведения. Важно определить особенности семейного воспитания, выяснить:
· дают ли родители ребенку в первые минуты пребывания в незнакомом месте осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо, например обращая его внимание на игрушки или детали интерьера;
· заботятся ли родители о самочувствии ребенка во время пребывания в кабинете;
·доверяют ли родители ребенку;
·сильно ли опекают;
·жестко ли контролируют;
·поддерживают ли детскую инициативу или подавляют;
· рассказывая о ребенке, говорит "мы" вместо "он", например, "мы умеем самостоятельно одеваться";
·легко ли родители вступают в контакт;
· доверяют ли родители ребенка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним;
·откровенны ли родители;
·насколько родители готовы к сотрудничеству;
· соглашаются ли они со всем или умеют отстаивать свои интересы и точку зрения.
Встреча с родителями начинается с непродолжительной беседы. Выясняются причины оформления ребенка в детский сад; исследуются родительские ожидания, связанные с этим; их осознание того, насколько высока вероятность реализации этих ожиданий и от кого это зависит; от кого зависит благополучие ребенка в детском саду; чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой; в чем может заключаться родительская помощь ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду.
Параллельно с беседой воспитатель наблюдает за малышом.
Важно обратить внимание на родителей. Чаще тревогу испытывают дети, родители которых сами очень взволнованны, иногда до такой степени, что не замечают эмоционального состояния малыша и не могут его ободрить. Обычно в этом случае проясняются родительские опасения, волнения. Важно помнить, что снижение волнения у родителей благотворно сказывается на ребенке.
По результатам беседы с родителями и наблюдения за поведением ребенка воспитатель делает вывод о том, как лучше организовать переход от семейного воспитания к общественному.
Мы проводим общее собрание для всех родителей будущих воспитанников нашего детского сада. На нем заведующий ДОУ и воспитатель знакомят мам и пап с правилами, требованиями нашего учреждения, образовательной программой. Также семьям даются конкретные рекомендации, как подготовить малыша к детскому саду. Кроме того, мы знакомим их с разными вариантами адаптации детей к ДОУ и в соответствии с этим с различными вариантами введения ребенка в группу.
Так, дети, адаптация которых будет протекать легко, достаточно быстро переводятся на пребывание в детском саду на целый день. Они легко осваиваются, остаются на тихий час, у них быстро восстанавливается аппетит. Родителям, у чьих детей спрогнозирована адаптация средней тяжести, рекомендуется некоторое время находиться в группе детского сада вместе с ребенком: сначала небольшой промежуток времени (час или чуть больше), который потом увеличивается. Когда он уже освоится, станет доверять педагогам, мама может постепенно сокращать время пребывания в непосредственной близости от малыша. Если первые дни она играла вместе с ним, то через некоторое время она просто находится в группе, в поле зрения ребенка, но не рядом с ним — например, сидит в сторонке, наблюдает за ним. Потом мама может на некоторое время удаляться из группы, увеличивая этот промежуток времени. И, наконец, наступает день, когда она приводит ребенка в группу и оставляет его там.
Труднее всего мамам малышей с тяжелой степенью адаптации. Дети отказываются от еды, плачут. Поэтому период родительского присутствия удлиняется, а ежедневный промежуток времени нахождения в детском саду укорачивается. В таком случае необходима помощь воспитателей группы.
Воспитатель ежедневно наблюдает за психоэмоциональным состоянием детей, с которыми проводит игровые занятия и игры невысокой подвижности. Параллельно с этим отслеживаются дошкольники с трудностями в общении и повышенным уровнем тревожности. С ними и с их родителями в дальнейшем планируется индивидуальная, более глубокая работа.
Родители вновь поступивших воспитанников приглашаются на консультации. Здесь они делятся трудностями в прохождении их ребенком периода адаптации и его воспитании. Воспитатель дает рекомендации, совместно с родителями вырабатывает стратегию поведения в том или ином случае и методы воспитания ребенка.
В группе раннего возраста в период адаптации на стенде вывешивается информация с рекомендациями, как научиться расставаться с малышом, общаться с ним в этот период (например, чего не стоит ему говорить).
В сентябре проводится родительское собрание в группе раннего возраста. Как правило, это вводное собрание, где обсуждается, насколько легко или сложно ребята адаптировались к условиям дошкольного учреждения
|