Главная цель музыкального образования — формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Музыкальная культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом.
Основные компоненты музыкальной культуры личности:
- Музыкально – информационная культура;
- Культура музыкального восприятия;
- Музыкально – исполнительская культура;
- Музыкально – релаксационная культура.
- Формирование музыкально – информационной культуры личности:
- — воспитание музыкально – познавательных потребностей и интересов;
- — приобретение основ музыкально – теоретических и музыкально – исторических знаний;
- -приобретение первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т. д.)
- Формирование культуры музыкального восприятия:
- — приобретение опыта музыкально – слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений;
- — формирование потребности в восприятии музыки;
- — воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;
- — развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики;
- — воспитание музыкального вкуса;
- — освоение первоначальных навыков анализа и Формирование и развитие музыкально – исполнительской культуры обучающихся:
- — приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования;
- — выявление и развитие музыкальных способностей обучающихся;
- — потребности в различных видах музыкально – исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков;
- — навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных инструментах.
- Формирование музыкально – релаксационной культуры: освоение детьми приемов снятия психологического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально – терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов звукотерапии, развития музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии).
- Формирование и развитие творческих способностей обучающихся потребности в самостоятельной музыкально – творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции.
- Формирование и развитие духовных способностей личности — средствами музыкального искусства, системы духовно – нравственных ценностей и идеалов, потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.
- оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно – образного содержания, выразительных средств.
- Среди трудов, посвященных вопросу формирования эстетической культуры, можно выделить работы А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, К.Д. Ушинского. С.П. Шацкого, Л.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
- Д.Б. Кабалевского, В.В. Медушевского и др.
Скачтаь конспект
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие компонентов музыкальной культуры осуществляется в процессе музыкальной деятельности, таких ее видах (доступных для детей старшего дошкольного возраста), как
- слушание музыки,
- пение,
- музыкально-ритмическая деятельность,
- игра на детских музыкальных инструментах,
- музыкально-дидактические игры,
творческая деятельность.
Слушание музыки.
В работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка, то есть снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения.
Пение.
В процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение элементарных вокально-интонационных навыков.
Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом.
Музыкально-ритмическая деятельность.
Основной задачей данного вида деятельности является интегрирование навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле.
Важно заметить, что, внедряя элементарное музицирование в практику дошкольного образования, педагоги, прежде всего, находят эффективный и верный путь приобщения детей к народной музыке.
Музыкально-дидактические игры.
Основной формой музыкальных занятий у детей дошкольного возраста выступает игра (ведущий вид деятельности), она способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста.
Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как темп, ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии.
Подводя итоги можно сказать, что формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе его музыкального развития, то есть в результате музыкального воспитания и обучения, что в свою очередь содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию.
Так же, формирование основ музыкальной культуры можно рассматривать как процесс музыкального развития детей дошкольного возраста с позиции педагогики и психологии и в опоре на теоретические основы эстетики. Лишь опираясь на детские музыкальные интересы и отталкиваясь от них можно ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребёнка, обогащать его музыкально – слуховые представления и музыкальный опыт посредством различных видов музыкальной деятельности. Результатом такой работы станет становление основ музыкальной культуры личности.
|