Автор: Юрчук Ирина Григорьевна, музыкальный руководитель.
Учреждение: МАДОУ детский сад комбинированного вида N55.
Населенный пункт: Московская обл., Наро-Фоминский р-н, д.Алабино.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. Сухомлинский
Развитие творческих способностей очень актуально в наши дни и это — проблема 21века. Известно, что из скованных, «зажатых», неуверенных в себе детей, вряд ли вырастут действительно творческие личности. Самая главная задача педагогов – воспитать детей будущего неравнодушными, ищущими, способных к преобразующей деятельности.
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.
Наиболее ярко творческие способности детей дошкольного возраста проявляются в доступной и интересной для них театрализованной деятельности. Изобразительное искусство, слово, действие — воздействует на воображение ребёнка. Позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активностьдетей, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по своему “хотению”, а потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Детскую фантазию важно и необходимо использовать, направлять её в творческое русло.
Рекомендуется, решая задачу последовательного и постепенного развития творческих способностей в театрализованной деятельности,
Во второй младшей группе: формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать характерные движения животных).
В средней группе: обучать элементам художественно-образных средств (интонации, мимике, пантомиме).
В старшей группе: совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
В подготовительной группе: развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:
- на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно подражают способам действий
- задача второго этапа – сформировать у детей способы действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал
- на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных действий без применения образцов.
Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (Д. Кабалевского, С. Прокофьева, Э. Грига, П. Чайковского), расширять представления детей о музыке разных времён и народов.
Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б. Ермолаева предлагает следующие рекомендации:
- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей
- изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку (видеть потенциальные творческие способности в каждом)
- формирование достаточно высокой самооценки
- воспитание педагогом своей креативности.
В своей работе не забывайте основной закон детского творчества — ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, поэтому новые знания преподносите в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
В основу театрально-игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Театральные репетиции строятся по самым разным сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий, психического состояния и настроения детей.
Работа над спектаклем:
Создание спектакля с детьми — очень увлекательное занятие. В ходе подготовки к спектаклю нужно стараться соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей
- не позволять одним детям вмешиваться в действие других
- предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.
При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают “на редкость яркий, широкий, многозначительный образ мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребёнку. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащайте их жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Можно выделить десять основных этапов работы над спектаклем:
- Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание вокальных номеров;
- Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
- Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением;
- Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
- Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.
Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
Не следует проводить обсуждение сразу после выступления, так как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на следующий день можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с фотографиями.
Список используемой литературы:
- «Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками». Программно-методическое пособие /Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с. (Театр и дети). Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и док. СПб., 2002. –114 с.
- Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и док. СПб., 2002. –114 с.
|