ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тазалова Н.А. МБДОУ д/с №35
Единственный путь, ведущий к знаниям — это деятельность...
Бернард Шоу
«Здоровье — это еще не все, но все без здоровья — ничто», — гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Особенно актуальна эта проблема для дошкольных учреждений. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Федеральный государственный образовательный стандарт обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указаны все основные виды деятельности, которыми должен овладеть дошкольник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности воспитанников, индивидуальной работе с детьми основное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных работ.
Применяемые в учреждении инновационные технологии должны иметь одно неоспоримое качество – своеобразный сертификат безопасности здоровья дошкольников. Педагогу нужно стараться учитывать здоровьесберегающие технологии в организации проектной деятельности, а именно: соблюдать частую смену видов деятельности, проводить физкультминутки, помнить о доброжелательном настрое и партнёрской атмосфере в непосредственно образовательной деятельности.
Здоровьесберегающая технология – это такая технология, при использовании которой, воспитатель, уважая себя, обязательно уважает своего воспитанника как личность. Педагог, прежде всего, должен быть требователен к себе. Когда он любит то, чем занимается сам и умеет увлечь этим детей, хорошо понимая при этом, что он никогда не воспитает их всех одинаково. Должен сработать индивидуальный подход к каждому. Проектная деятельность – это та среда, где каждый ребенок сможет себя проявить как индивидуум.
Для воспитателя самым ценным в технологии проектирования является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Воспитанники в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определённый тип проекта, воспитатель, может управлять активностью воспитанника на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него, таким образом, необходимые предметные, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности.
В ходе работы над проектом здоровьесберегающей тематики воспитанник обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья, учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья, познает собственный потенциал здоровья и обучается принципам сохранения здоровья. Проектов, реализуемых в детском саду, не может быть много. Мы практикуем использование 4 видов проектов:
- Ролево – игровые проекты, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы;
- Информационно – практико — ориентированные проекты, когда дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи идр.);
- Исследовательско — творческие проекты, дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- Творческие проекты, их результаты оформляются в виде детского праздника, детского дизайна.
Так, в старшей группе проектом стал «Режим дня», продуктом которого стало составление собственного режима дня, а практическая деятельность была в образовательной области «Познавательное развитие».
Следующий проект «Витаминный калейдоскоп» — продукт составление инструкции о приеме витаминов, составление книги витаминных продуктов, приготовление различных овощных и фруктовых салатов и их дегустация на празднике. Основная цель его – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Основополагающий вопрос:
Что является залогом здоровья и гармоничного развития дошкольника?
Вопросы темы (проблемные):
- Какие лучше фрукты и овощи кушать?
- Как мы должны питаться, чтобы вырасти здоровыми?
- Как вы думаете, мы едим, чтобы не быть голодными?
- Какие фрукты и овощи полезны?
- Каким должен быть режим питания дошкольника?
В процессе работы над проектом были привлечены воспитанники, которые осуществляли самостоятельный поиск материала, необходимого для нашего совместного проекта. Например: «Какую информацию вам необходимо получить?», «К каким источникам необходимо обратиться?» (Интернет, справочники, энциклопедии, художественная литература).
Это позволило детям лучше представить практическую ценность изучаемой темы, ее связь с различными аспектами жизни. Такие задания помогают развивать у детей и общие навыки социальной адаптации – ориентироваться в информационных источниках, общаться с различными людьми для того, чтобы получить нужную информацию.
Проектная деятельность воспитанников – это совместная, познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проект «Мы – за здоровый образ жизни», продуктом которого стали результаты анкет, проведенных в группе, обобщение мнений о здоровом образе жизни, проведение праздника «Чистота – залог здоровья».
Многообразие типов проектов даёт возможность воспитателю решать самые разные задачи обучения и воспитания дошкольников в интересной для них форме. Это позволяет детям активно приобретать и применять универсальные знания и умения, а затем переносить приобретённый опыт на другие виды деятельности. Практическая направленность занятий, позволяющая создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать.
К работе над проектами часто привлекаются родители. Опросы, проведенные среди воспитанников и их родителей, свидетельствуют о том, что им нравится такая деятельность, они в целом довольны ее результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях. Помогают им пополнять портфолио. По результатам проведённого анкетирования нами был сделан вывод: чаще детям помогают успешно выполнить проект Интернет-ресурсы, помощь воспитателя и родителей; больше всего воспитанникам нравится выполнять исследовательско — творческие и информационно – практико — ориентированные проекты. Детские проекты по здоровому образу жизни – дидактическое средство активизации здоровьесберегающей деятельности, формирования личностных качеств.
Кроме того на основе собственного опыта работы со здоровьесберегающими технологиями в детском саду была разработана программа динамических пауз, цель которой – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в жизни.
Одним из важных условий организации проектной деятельности по здоровьесбережению является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне, и позволяет предотвратить переутомляемость воспитанников.
Особое место здесь занимают подвижные игры. В ходе каждой игры необходимо разъяснять воспитанникам ее значение для укрепления здоровья и правильно определять место игры в образовательной деятельности. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Особенно важны игры с дидактической направленностью, где сознательная инициативная деятельность направлена на реализацию двух целей: условная цель, установленная играющими и вторая цель носит познавательный характер. В процессе реализации данной программы идет становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, он изучает свой организм, его особенности для того, чтобы формировать свое здоровье. В непосредственно образовательной деятельности используются оздоровительные минутки, беседы, комплексы упражнений. Все виды деятельности проводятся в игровой форме.
Основной тезис формирования культуры ЗОЖ в процессе проектной деятельности воспитанников заключается в понимании ими: для чего нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проектно — исследовательская деятельность дошкольников – это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления. Данную деятельность следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей.
Литература:
- Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-Ф3 (ред. от 21. 07. 2014) «Об образовании в Российской Федерации» (С изм. и доп., вступ. в силу с 21. 10. 2014): [Электронный ресурс].
- Федеральные государственные образовательные стандарты: сайт — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www. consultant. ru/document/cons_doc_law_1423041/ (дата обращения: 08. 12. 2014).
- Андрющенко Е.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: сайт — ГБОУ ДПО ЧИППКРО: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: ipk74. ru/virtualCab/Consultation/Zdorovesberegayushhie-tehnologii-v-dou (дата обращения: 08. 12. 2014).
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика //Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: 1997. — с. 3—5.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2010. — 112 с.
- Гудонис В.П. Здоровье как необходимое основание детства. // Мир психологии. — 2000 г. — № 1 — С. 108—121.
- Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. // Ж. Дошкольное воспитание. — 1999 г. — № 12 — С. 92—100.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
- Сивцова А.Н. Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении на последующую адаптацию ребёнка в школе//Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. — 2008. — № 51. — с. 289—292.
|