Автор:
Притуляк Г.П., педагог МБДОУ Октябрьский детский сад «Звездочка»
Происходящие в современном мире социальные преобразования оказывают определенное влияние и на систему дошкольного образования, в которой существует актуальность постоянного пересмотра реализуемых методов и технологий работы с детьми, выбора используемых средств. Это касается и работы по защите здоровья дошкольников, так как ни для кого не секрет, что ухудшение физического состояния современных детей в последнее время приобретает все большую актуальность. Статистика Министерства здравоохранения констатирует, что здоровыми являются только 13% детей дошкольного возраста, что в определённой мере является следствием отсутствия у них представлений о ценности собственного здоровья.
В дошкольном возрасте происходит формирование главных аспектов здоровья. Этот период является сензитивным для привития привычек здорового образа жизни, которые в согласовании с приемами здоровьесбережения, дают весьма позитивные результаты. В дошкольном детстве прослеживаются очень близкие и доверительные отношения ребенка со значимыми взрослыми, что отличает его от школьного возраста и дает возможность педагогу более полноценно взаимодействовать с родителями в направлении улучшения физического развития детей. В современном дошкольном образовании используются различные технологии для психического и физического развития ребенка: игровые, компьютерные технологии и т.д. Наряду с апробированными на практике технологиями появляются и инновационные, одной из которых является «здоровьесберегающая технология».
В соответствие с работами В.Д. Сонькина здоровьесберегающие технологии характеризуются следующим:
- условиями обучения и воспитания ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, а также адекватность методик обучения и воспитания)
- рациональной организацией образовательного процесса
- соответствием образовательной и физической нагрузки возрастным особенностям дошкольника
- эффективно организованным двигательный режимом [1].
Взяв за основу классификацию здоровьесберегающих технологий Деркунской В.А. [2], в нашем детском саду мы придерживаемся следующих задач и средств здоровьесбережения:
- медико-профилактические мероприятия, такие как совместная работа с медицинским персоналом: мониторинг здоровья и физического развития детей, закаливание (утренняя гимнастика, облегченная форма одежды, хождение босиком до и после сна, полоскание горла, хождение босиком по пуговичному массажеру), организация здоровье сберегающей среды в группе.
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
- Мероприятия по обеспечению социально-психологического благополучия дошкольников совместно с психологом.
- Мероприятия по здоровьесбережению и здоровьеобогащению педагогов ДОУ.
- Мероприятия по валеологическому просвещению родителей.
При внедрении здоровьесберегающих технологий результат подразумевает прежде всего формирование необходимых знаний, привычек здорового образа жизни, применение этих знаний на практике, обеспечение условий для сохранения здоровья ребенка. Доминирующий принцип, который присущ только образовательным здоровьесберегающим технологиям – это конечно же систематический мониторинг физического состояния дошкольников и контроль за динамикой развития организма детей (начало — конец учебного года). Все это дает возможность представить целостную картину о состоянии здоровья ребенка. Грамотно созданная и правильно оформленная здоровьесберегающая среда – это одно из условий улучшения здоровья непосредственных участников педагогического процесса в ДОУ.
Создание здоровьесберегающей среды предполагает решение следующих задач:
- интеграция процесса укрепления здоровья ребенка в каждом ДОУ при помощи средств физического воспитания, реализация условий совершенствования двигательной деятельности во время нахождения на свежем воздухе
- восприятие детьми менталитета, традиций русской культуры, максимальная приближенность к нравственно-духовным возможностям социума
- активное внедрение цепочки семья-педагог-ребенок в работу по укреплению здоровья дошкольника, то есть взаимодействие всех субъектов образовательно-воспитательного процесса
- формирование привычек к здоровому образу жизни и активного жизненного кредо.
При реализации планируемых задач возможно использование следующих средств:
- внедрение в образовательный процесс различных методик формирования здорового образа жизни (гимнастика Стрельниковой, Су-Джок гимнастика, пальчиковая, корригирующая, релаксационные упражнения) и формирование практических умений оказывать посильную помощь при укусах, ожогах и травмировании кожных покровов, а также закрепление в сознании детей понимания необходимости соблюдения культурно-гигиенических навыков
- психотренинги, различные виды терапии (фито, аква, аромо), аэробика, массаж, аудиофизкультура
- правильная рекоструктивная двигательная нагрузка ребенка (спортивные досуги, тропинки здоровья, этноигровые развлечения, физминутки, экскурсии, пикники).
Приобретение устойчивой привычки к здоровому образу жизни создает необходимость использования здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Для того, чтобы методы и приемы здоровьясбережения давали положительную динамику, необходимо создание обогащенной и работающей предметно-развивающей среды в ДОУ.
При проверке эффективности применения в нашем ДОУ здоровьесберегающих технологий мы отметили высокий уровень двигательной активности воспитанников в проводимых профилактических, оздоровительных, физкультурно-развлекательных событиях. В ДОУ имеется хорошо укомплектованный спортивный зал, методические разработки и пособия, изготовленные педагогами. Их использование прививает нашим воспитанникам желание заниматься физкультурой и спортом, формирует активную жизненную позицию, повышает уровень их физической подготовки.
Пребывание воспитанников на свежем воздухе и их участие в любых видах оздоровительных мероприятий на прогулках является одним из важных условий образовательной и воспитательной деятельности учреждения при выполнении задач здоровьесбережения. На территории нашего учреждения размещена спортивная зона, оборудованная различными тренажерами, беговой дорожкой, трассой с препятствиями, различными мини-площадками для развития определенных групп мышц. Зоны спорта в каждой группе, укомплектованные различным спортивным инвентарем, дают возможность детям развивать физкультурно-оздоровительные навыки. Так же используются передвижные модули, мобильные комплексы для упражнений по сохранению равновесия, ходьбе, прыжках, беге в различных направлениях.
В каждой группе имеются атрибуты, изготовленные по разным методикам (Монтессори, Стрельниковой и т.д.) и являющиеся неотъемлемой частью организационно-профилактических моментов общеразвивающей направленности. При оформлении атрибутов, пособий, при изготовлении определенных тренинговых приспособлений для спортивных зон в группах наши педагоги вносят различные креативные идеи. Весь инструментарий и оборудование находится в шаговой доступности для детей.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу ДОУ – это система, основанная на совокупности педагогического сопровождения, профилактических процессов, лечебно-физкультурного воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами. В связи с чем в профилактической работе по снижению заболеваемости гриппом, ОРВИ для воспитанников в каждой группе организованы фитобары, регулярная витаминизация, в меню включаются лук, чеснок, лимон, отвар шиповника. Кроме того, проводятся такие процедуры, как: «соляные пещеры», орошение носа морской водой, полоскание горла (старший возраст), употребление фитонцидов.
Психолог детского сада проводит диагностику, психологические тренинги и занятия, на которых формирует первоначальные развивающие образы времяпрепровождения воспитанников в детском саду. Диагностическую работу также проводят педагоги в группах в целях эффективного планирования и организации образовательной деятельности в области физического развития.
Разнообразие и взаимозаменяемость двигательной активности и покоя детей младшего, среднего и старшего возраста позволяет совершенствовать двигательный режим. С этой целью также используется прием чередования активного всплеска с релаксационными упражнениями. Мы также можем отметить и разнообразие видов мероприятий, позволяющих активизировать мышечный процесс, укреплять позитивное отношение детей к активному образу жизни. Это аэробика, утренняя гимнастика, релаксация, физминутки, спортивные клубные часы, праздники, досуги, флеш-мобы, тропы здоровья. Их проведение позволяет коллективу сформировать у детей и родителей понимание их актуальности и эффективности. Этой же задаче отвечают проводимые нами и являющиеся нашей гордостью семейные спортивные праздники, в которых активное участие принимают дошкольники и их родители. Получаемые положительные результаты оздоровления детей и высокий уровень их физического развития выступают основой появляющегося у родителей доверия ко всем даваемым педагогами рекомендациям и советам.
Наш детский сад работает в тесном контакте с родителями воспитанников. Воспитатели грамотно используют огромный арсенал педагогического багажа (консультации, «круглые столы», ассамблеи мам и пап, спектакли с участием родителей, мастер-классы, викторины, конкурсы). При опросе родительской аудитории было выявлено, что наибольшей популярностью и востребованностью пользуются арт-тренинги, беседы со специалистами, мастер-классы, где взрослые могут понять, как на практике правильно организовать определенные моменты воспитания ребенка, учатся использовать полученные знания в повседневной жизни.
На наш взгляд, факторами диагностированного нами высокого уровня осознания детьми ценности своего здоровья, желания укреплять его, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни выступили грамотная организация воспитательно-образовательного процесса в области физического развития, целесообразное методическое обеспечение, учет интересов всех субъектов обучения и воспитания, а также стимулирование позитивного восприятия организуемых образовательных событий. Иными словами, для реализации всех аспектов работы по физическому оздоровлению детей в условиях дошкольной организации необходима совокупность педагогических инновационных технологий, психологического сопровождения и системный подход, основанный на классических образцах педагогики.
Литература
- М.М. Безруких, В.Д. Сонькин «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения – методические рекомендацииМ.: ООО «Фирма ВАРИАНТ», 2005. – 584 с.)
- В.А. Деркунская «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ», Журнал «Управление ДОУ» № 3 — 2005 г....
- Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АПКиПРО, 2007.
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2008. Т.7. №2.
|