Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ
Авторы: Маранина Ирина Антоновна заведующий,
Н.Н. Падалка старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного и учреждения детский сад №18 «Солнышко»
г. Приморско-Ахтарска Краснодарского края Российской Федерации
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста и их родителей, приобщению детей и родителей к регулярным занятиям физической культурой и художественной гимнастикой.
Ключевые слова
Здоровье, здоровый образ жизни, преемственность, сотрудничество с родителями, физическая культура, художественная гимнастика.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Дошкольное учреждение и семья призваны уже в раннем возрасте заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы взаимодействия. Именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно формировать и сохранять свое здоровье.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни у дошкольников входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим
- рациональное питание; закаливание
- личная гигиена
- положительные эмоции.
Выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Да и сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.
Актуальность данной проблемы способствовала созданию в ДОУ системы работы по формированию основ здорового образа жизни у детей и их родителей.
Для выработки грамотного, эффективного плана действий была разработана программа «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольников», которая стала инструментом реализации задач, поставленных перед коллективом.
Программа включает в себя 4 основных блока:
- приобщение к физической культуре и спорту
- сохранение психологического здоровья
- основы безопасности и жизнедеятельности
- культура питания.
Цель программы:
- воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирование представлений дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья.
Задачи программы:
- воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры
- приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, футбол, волейбол), к занятиям ритмикой и художественной гимнастикой
- развивать основные физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях
- способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта и питания
- развивать представления о строении собственного тела, назначении органов
- формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма
- обучать детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах
- формировать ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях
- создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие.
Для реализации данной программы в детском саду созданы условия для полноценного развития личности ребенка, обеспечения его эмоционального благополучия, уважения к чувствам и потребностям.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник
- консультации воспитателей по основам психотерапии, нейрофизиологии
- обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
По целевым установкам мы выделили три основных направления работы с родителями:
- мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах: дни открытых дверей, консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, выпуск газет, оформление информационных уголков
- мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать своего ребёнка: праздники, досуги, развлечения, туристические поездки и походы и т.д.
- мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей: выставки совместных работ, конкурсы, создание альбомов, проектов.
В рамках данных мероприятий решались следующие задачи:
- преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ
- пропагандировать опыт семейного воспитания
- сплотить родительский коллектив
- установить доверительные отношения между семьей и ДОУ
- вовлечь семьи в единое образовательное пространство.
За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
- сохранение и укрепление здоровья детей
- осуществление комплексного подхода к формированию ЗОЖ, по средствам организационной деятельности, физкультурных занятий, досугов, развлечений, праздников и кружковой работы.
- формирование положительного отношения к ЗОЖ детей, родителей
педагогов, через создание благоприятных условий, предметно-пространственной развивающей среды, общения и активных форм работы (праздники, турпоходы, экскурсии и т.д.)
- формирование валеологической культуры детей, родителей
педагогов по средствам информационного обеспечения, организации круглого стола, диспутов, занятий и развлечений.
Планируя работу в этом направлении, мы хотели при активной поддержке родителей сформировать у детей основы навыков здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья и приобщить их к занятиям физической культурой и спортом. С целью повышения уровня знаний и компетентности сотрудников в вопросе физического воспитания и оздоровления дошкольников, мы провели ряд мероприятий:
- педсовет с участием специалистов здравоохранения;
- круглый стол на тему: «Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и поиск подходов к их решению»;
- семинар – практикум «Я здоровье берегу!»;
- мастер-класс «Как научить ребенка навыкам здорового образа жизни»;
- дискуссию с участием педагога-психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию из детской спортивной школы.
Налаженная работа по пропаганде здорового образа жизни в учреждении позволила принимать участие в ней всем сотрудникам ДОУ. В режим рабочего дня были включены Дни здоровья, производственная гимнастика. Мы регулярно стали заниматься в оздоровительном кружке «Грация».
Уже стало традицией проводить в стенах детского сада Спартакиаду для взрослых между командами сотрудников и родителей.
Совместную работу с семьей мы строили по следующим принципам:
- Единство целей и задач в воспитании здорового ребенка – то есть, все чему научился он в детском саду, находило бы свое продолжение и поддержку в семье.
- Систематичность и последовательность работы в соответствии с конкретным планом в течение всего периода пребывания детей в детском саду.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье с учётом их интересов и потребностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в ДОУ.
В соответствии с этими принципами мы решили ознакомить родителей не только с содержанием физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду, но и обучили конкретным приёмам и методам оздоровления, создав при этом индивидуальные маршруты для каждой семьи.
В этот маршрут были включены группа здоровья ребёнка, закаливающие и профилактические мероприятия, план работы с семьёй (консультации, практические занятия).
С его помощью мы вели систематическое медико-педагогическое наблюдение за каждым ребёнком. Это позволило нам не только осуществить индивидуальный подход, но и привлечь родителей к совместному оздоровлению детского организма.
К концу первого года работы по данной системе мы решили узнать мнение родителей и подвести итоги. Результаты опроса показали, что нам удалось заинтересовать и привлечь родителей к оздоровлению детей и занятиям спортом. Большинство из них высказали пожелание «просто поиграть и позаниматься со своим ребенком в физкультурном или тренажерном залах». Так родилась идея создать на базе детского сада физкультурно-оздоровительный клуб «Здоровая семья».
Нами были разработаны Положение о работе клуба, его Устав и план мероприятий.
Участие родителей в ставших традиционными спортивно-массовых досугах, таких как «Спартакиада для взрослых и детей», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровой семьи», сделали их гораздо интереснее и разнообразнее. В летний период совместно с родителями организовывались походы к морю, экскурсии, выезды на природу.
Учитывая многочисленные пожелания родителей, педагогами детской спортивной школы города на базе ДОУ были организованы занятия художественной гимнастикой с девочками 5-7 лет. Занятия проводились 3 раза в неделю в вечернее время, мамы сидели и ждали своих детей в фойе детского сада. Мы решили, что можно использовать данную ситуацию и предложили мамам воспитанниц принять участие в совместных со своими детьми занятиях. Как показала практика, данная идея понравилась всем и педагогам и родителям и детям.
Со словом гимнастика большинство связывают понятие красивого стройного тела, крепких мышц и грациозных движений и правильной осанки. Благодаря этому виду спорта дети избавляются от неуклюжей походки, застенчивости, угловатости. А музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувства ритма, повышает эмоциональное состояние детей. Художественная гимнастика — наиболее зрелищный вид спорта, способствующий совершенствованию двигательных функций, всестороннему гармоническому физическому развитию ребенка.
Таким образом, нам удалось создать прочную мотивацию к занятиям физическими упражнениями у родителей и их детей. А совместные выступления родителей и детей в конкурсах и мероприятиях разного уровня способствовали развитию устойчивого интереса к здоровому образу жизни, приобщению к занятиям физической культурой всех участников образовательного процесса.
Благодаря проделанной работе, родители стали не просто больше уделять внимание своим детям, но и изменили свое отношение к их физическому развитию и оздоровлению.
На сегодняшний день мы можем подвести итоги своей работы:
- — 98% родителей интересуются, чем занимаются их дети на физкультурных занятиях;
- — 12% детей дома регулярно выполняют зарядку.
- — 25 % семей положительно ответили на вопрос: «Являетесь ли Вы примером для Вашего ребенка в пропаганде здорового образа жизни»? Из них 16 человек стали регулярно заниматься в оздоровительном кружке и 9 человек в оздоровительном клубе города.
- — 81 % опрошенных семей сегодня регулярно смотрят спортивные программы.
- — 77% дошкольников самостоятельно (без напоминания взрослого) выполняют правила личной гигиены.
За два года работы по данной системе 40 наших воспитанников стали дополнительно заниматься в спортивных секциях, и 45 в организованных в нашем учреждении кружках «Юный спортсмен».
По результатам мониторинга более 65 % выпускников нашего детского сада продолжают занятия в спортивных кружках и секциях города.
Благодаря систематизированной, планомерной работе и использованию разнообразных форм, видов совместной работы сотрудников и родителей, мы смогли уменьшить к концу учебного года количество детей, имеющих низкий уровень физической подготовленности с 25% до 16%, в то же время мы добились снижения уровня заболеваемости на 3%.
Использование системы в работе способствовало созданию микроклимата в нашем учреждении, в основе которого лежат ответственность в деле сохранения собственного здоровья, доверительные отношения между взрослыми и детьми и приобщение всех к занятиям спортом.
Понимая, какое значение для сохранения здоровья имеет привычка здорового образа жизни, мы стремимся и дальше создавать условия для этого. В будущем мы намерены сотрудничать с другими учреждениями города и района, вовлекая в процесс приобщения к занятиям физической культурой и спортом как можно больше участников.
Литература
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. — М.: ТЦ Сфера, 1993.
- Безруких М. М. Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение. 1996. – 128с.
- Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 120с.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160с.
- Змановский Ю.Ф. «Двигательная активность и закаливание — ведущие факторы укрепления здоровья ребенка». — М.: ТЦ Сфера, 1998.
- Змановский Ю.Ф. Нетрадиционные методы оздоровления детей. — М.: ТЦ Сфера. 1999.
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 208с;
- Кирилова Ю.А., Лебедева М.Е. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. — CПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2005.
- Кудрявцев Б.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. — М.: АРКТИ, 1999. — 120с.
- Кудрявцев Б.Т., Егоров Б.Б. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление — М.: АРКТИ, 1999. — 120с.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ под ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. — 224с.
- Сизова Н.О. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду. — СПб.: Паритет, 2008. — 96с.
- Уманская А.А. Использование массажа активных жизненных точек для повышения защитных свойств организма. — М.: ТЦ Сфера, 1987.
- Юрко Г.П. Возрастные особенности ответных реакций у детей дошкольного возраста на физическую нагрузку. – М.: Просвещение, 1998.
|