(из опыта работы)
Литвинова Наталья Александровна /воспитатель/ МБДОУ «Детский сад №24» город Рязань
В свете ФГОС дошкольного образования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы, организация дошкольного образования меняется коренным образом. В стандарте образования заложены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Именно с дошкольного возраста начинается развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности; становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы многообразии стран и народов мира.
Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, таким образом можно сказать, что осуществляется математическое образование дошкольников. Математическое образование – это целенаправленный процесс обучения математике и воспитания математической культуры дошкольника, расширяющий возможности успешной адаптации детей к процессам информатизации общества. Математическому образованию отводится особая роль в детском саду, так как математика относится к весьма значимым для современного общества областям знаний, накопленных и широко используемых человечеством.
Мы считаем, что математическое образование дошкольников необходимо организовать таким образом, чтобы обеспечить интеграцию математической деятельности ребенка в его самостоятельную деятельность. Это можно осуществить в рамках организационных форм совместной деятельности педагога и детей, такие как игры-занятия, экскурсии и наблюдения, чтение литературных произведений, а также формы организации самостоятельной деятельности детей — игровые и творческие задания с сенсорными эталонами, алгоритмические, логические упражнения, конструктивные игры на математическом материале.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра. Кроме того следует использовать: экспериментирование, рассматривание, экскурсии, беседы, наблюдения, решения проблемных задач и др.
Игра — это самый доступный вид детской деятельности. Через игровые действия дети познают новое, расширяют кругозор, применяют свои знания и конкретизируют представления о предметах окружающего мира, об их свойствах, о назначении, действиях с ними. В процессе игры дети под чутким руководством воспитателя выстраивают свои отношения друг с другом так, что все действия направлены на отображение реальной действительности, но с определённым значением. Ненавязчивые вопросы, игровые ситуации побуждают детей обследовать предметы. Выполнение игровых правил требует от ребёнка осуществления умственных операций, направленных на сравнение, выявление отличий, классификации. В сюжетно-ролевой игре «Овощной магазин» ребёнок — «продавец» должен так расхвалить свой товар, называя при этом форму, цвет и предполагаемые вкусовые качества, чтобы у воспитателя- «покупателя» возникло желание купить продуктов как можно больше. В данной игре возможны другие игровые роли. Например, ребёнок — «директор» магазина, который делает заказы овощей и фруктов по телефону. Он описывает товар воспитателю — «поставщику», который хотел бы завезти в свой магазин (круглые зелёные яблоки, овальные красные яблоки, круглая и овальная свёкла, цветная капуста и т.д.). В сюжетно-ролевой игре «Семья» действия могут происходить в кукольном домике, где располагаются различные предметы: посуда, одежда, мебель и т.п. Их количество дети соотносят между собой в процессе игры в соответствии с её содержанием и взятой на себя роли. Так, тарелки, ложки, чашки методом приложения подбираются к каждой кукле для выполнения основной игровой цели: накормить кукол обедом. Для одевания куклы на прогулку дети из большого количества одежды (три варежки, две пары сапог, два пальто, четыре шарфика, три шапочки) выбрать столько, сколько нужно для одной куклы.
Сюжетами игр могут быть: «Зоопарк» (соотнести животных и их жилища), «Строители» (использовать необходимый строительный материал по форме, размеру, цвету), «Ателье» (подобрать ткань определённого размера и качества по просьбе покупателя), «Транспортное депо» (определить количество пассажиров в общественном транспорте), «Поликлиника» (соотнести рецепты с больными), и др. Иными словами, в процессе игры ребёнок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет её.
Рассматривание представляет собой целенаправленное восприятие ребёнком наглядных средств: картин, иллюстраций, предметных картинок, рисунков, слайдов, видеофильмов, схем и т. д. Рассматривание позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, создавать представления о событиях, явлениях, предметах, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях (животные разных стран, исторические события, труд взрослых, космос, и др.). Рассматривание картин помогает дошкольникам развивать воображение, умение сопоставлять форму картины с отображёнными в ней событиями. При описании живописной картины И. Левитана «Большая вода» в подготовительной группе обращаем внимание детей на «вписанность» всей композиции в геометрические формы и анализируем, как это отражается на впечатлении от художественного произведения. Прямоугольная форма картины отражает объём воды, тем самым подтверждает название картины. Называя различные цветовые оттенки природы, дети закрепляют знания о цвете.
Детям предлагаем рассмотреть иллюстрации с отображением частей суток, времени года с учетом деятельности детей и взрослых, признаком природы, положения солнца и луны.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего. Оно может быть связано с первоначальным знакомством с новым для ребёнка объектом или его свойствами, выделением существенного, яркого, необычного, восприятием действий человека с предметами или функционирования самого наблюдаемого объекта. Так, на прогулке дети осуществляют наблюдение за ростом растений, деревьев, кустарников. Детям предлагаем сравнить сирень и берёзу по алгоритму: рост, количество стволов, ширина для того, чтобы определить дерево это или куст. А затем с большим желанием наблюдают за этими растениями в разное время года, для того чтобы увидеть изменения и сделать соответствующие выводы. Результаты заносим в дневник наблюдения определёнными символами. Наблюдение обогащает представления ребёнка, направляет мыслительную деятельность, активизирует процессы сравнения, сопоставления, обобщения, классификации. Оно способствует развитию познавательных психических процессов, обогащению и ативизации словаря, побуждает объяснять наблюдаемое, устанавливать причины, делать выводы.
Беседа представляет собой форму организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, систематизируются представления ребёнка о предметах и явлениях окружающего. Она побуждает детей логически мыслить, чётко, ясно и кратко строить своё высказывание. Через содержание беседы формируется отношение к событиям, о которых идёт речь. С детьми беседуем о правильном переходе улицы: воспитатель рассказывает историю о нарушителях дорожного движения, но при этом не называет нарушения, тем самым он побуждает детей исправить ошибки и выбрать правильное решение проблемы. Из беседы о маршруте от дома до детского сада дошкольники закрепляют понятия: слева — справа, вверху — внизу, впереди – сзади и т. д. Во время беседы мы предлагаем детям самостоятельно составить алгоритмы после прочтения литературных произведений. Для того, чтобы лучше запомнить и пересказать сказку «Три медведя», надо составить алгоритм действий героев: 1) рассматривание тарелок; 2) посидеть на стульях; 3) приём пищи; 4) рассматривание кроватей; 5) выбор кровати.
Экспериментирование — форма поисковой познавательно- исследовательской деятельности, направленной на изменения качества и свойств вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Ребёнок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира. Предлагаем детям провести эксперимент по изменению цвета воды с помощью добавления определенного количества капель краски (более насыщенный вид от большего количества капель краски); превратить лед в пар (нагревание на солнце); измерить количество воды мерками разной величины, определить степень тяжести мокрого и сухого песка (две равные доли песка сравниваются в разных видах), сравнить продолжительность таяния снега от тепловых условий (снег тает на улице и в детском саду) и другое. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, высказывать предположение, аргументировать выводы.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребёнок получает определённый продукт. Ребёнок познаёт форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных строительных и природных материалов, отражает свои впечатления об окружающем предметном мире, в обобщённом виде создаёт новые сооружения. В ходе игр со строительным материалом детей постепенно знакомим с шаром, кубом, цилиндром, призмой. Многократно называем данные объёмные фигуры в играх и предлагаем их использовать для сооружения различных построек. Наряду с этим знакомим детей со свойствами этих фигур. Даём возможность самостоятельной деятельности, но осуществляем незаметный контроль и направляем действия детей по развитию конструктивных умений и навыков. Конструктивная деятельность способствует развитию пространственного воображения, обладает специфическими возможностями для развития планирующей функции.
Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости. Во время экскурсий дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях. При посещении продуктового магазина мы считали покупки (количественные представления). Обращали внимание, когда взрослые идут на работу, а школьники в школу (временные представления). Экскурсия на стройку дала представление детям об использовании строителями различные по высоте подъёмные краны и строительный материал (представления о величине и форме) и т.п. В ходе экскурсий обращаем внимание детей на особенности жизни людей, животных, растений в разное время суток и года.
Развлечения, викторины, конкурсы — своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Радость за свои достижения и ощущение удачи поддерживают хороший эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности. Например, ребятам старшей группы мы предложили игру-развлечение «Встреча под часами». Дети нарисовали циферблат. Далее каждый ребёнок получил таинственную записку с указанной цифрой, обозначающей время назначенной встречи. Все разобрали записки и разбежались с ними по групповой комнате. Затем воспитатель перевоплотилась в Хранителя времени и сообщила, который сейчас час. Выбегали те дети, у которых указано на записке это время. Встреча радовала детей и вопросами, и вниманием взрослого, и даже угощением. Потом дети менялись записками, встречались снова и снова. Большое количество занимательного математического материала используем в развлечениях и викторинах (ребусы, кроссворды, логические упражнения, задачи – шутки).
Проблемная ситуация — ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Так он открывает мир чисел и фигур. Например, «Путаница» — детям предлагаем выбрать два сказочных объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры (маленькая кошка и огромный мышонок) или заменить на противоположные (выросла репка маленькая-премаленькая)
В процессе формирования математических представлений мы используем игровые упражнения с бытовыми предметами: пластиковые контейнеры с крышками, пластиковые бутылки разного размера, пробки от них, прищепки, не толстая бельевая верёвка, пуговицы. Бельевая верёвка используется таким образом: ребёнок привязывает бантики на неё и затем их подсчитывает. Другой вариант: ребёнок завязывает столько узелков, сколько яблок висит на ветке. Детям предлагаем пуговицы разного размера. Надо обвести пуговицы и дорисовать получившуюся фигуру до картинки, чтобы получились, например, паук или курица с цыплятами. При выполнении данного задания закрепляем количественный и порядковый счёт. Игры с прищепками используем для развития ориентировки на плоскости. Детям предлагаем создать картину из плоских фигур и прищепок, прикреплённых к этим фигурам: жёлтый круг- солнце, к которому прикрепляются жёлтые прищепки-лучики и т.д. Данные игры, направлены также на развитие мелкой моторики рук.
Приведённые формы работы являются хорошим средством воспитания у дошкольников интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, сосредотачивать внимание на решении математических задач. Формирование математической культуры немыслимо без использования в процессе обучения и воспитания детей данного материала.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 Г. N 1155 "Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования"
- Знакомим дошкольников с математикой /Авт. -сост. Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова. -М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Математика в детском саду/ Н.Н. Кангина, О.В. Тихомирова. -Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.
|