Аксёнова Л.Ю., музыкальный руководитель
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода детства, значения общего и музыкального развития в дошкольном возрасте для последующего становления личности ребёнка. Музыкально-ритмическое воспитание, в этом смысле, оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение, движение и слово).
Единство музыки и движения обеспечивает решение задач как нравственного, так и эстетического развития. Движение обеспечивает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координацию, музыкальную память, формируют эстетический вкус.
Основой эстетического развития ребёнка является его знакомство с классической музыкой, где движение является выражением художественного образа, запечатлённого в музыке. На необходимость соединения этих двух искусств указывал ещё Р. Вагнер: «Исходной точкой подъёма всеобщего единого искусства будущего будет то, что служит основанием для всякого истинного искусства: пластическое движение тела, представленное музыкальным ритмом».
Цель музыкально – ритмических занятий – дать ребёнку необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать его музыкой, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, которое может свободно двигаться и подчиняться музыкальному ритму.
Решение этих задач обеспечивает формирование музыкально – двигательной культуры у дошкольников. Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи. Давно доказана тесная связь координированности и активности движений ребёнка с развитием различных психических личности. Эта связь может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сфер ребёнка, стать условием его творческих успехов в художественной деятельности.
Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески). Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект. Даже если ребёнок не станет профессиональным танцором, он может состояться, как всесторонне развитая личность.
Таким образом, танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Анализируя собственный педагогический опыт, и учитывая всё вышесказанное, заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, и творчески подойти к подбору и подаче музыкального материала, к поиску новых методов работы.
Время общения с детьми я пытаясь использовать как можно плодотворнее, и поэтому стараюсь сделать музыкальные занятия не только познавательными, но и творческими, разнообразить формы и технологии приобщения детей к миру музыки, ритма, танца. Понимаю, чтобы добиться успеха, детям нужно стараться, а для этого, необходимо привлечь внимание, сформировать интерес, мотивировать детей к музыкальной деятельности.
При проведении организационной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» в разделе «Музыкально — ритмические движения», я обратила внимание на то, что дети выполняют движения стереотипно, однообразно и копируют друг друга. Изучив проблемы музыкально — ритмических и творческих импровизаций дошкольников, я отметила, что дети, как правило, придумывают невыразительные композиции, бедные по набору движений, затрудняются выполнять творческие задания. На мои предложения импровизировать, придумать движения на заданную тему, дети реагируют без инициативы. Я пришла к выводу, что моим воспитанникам явно не хватает потенциала танцевальных движений и музыкальных впечатлений.
Поэтому, основываясь на методологические труды ведущих педагогов дошкольного музыкального воспитания: Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», определила цель своей работы.
ЦЕЛЬ: Формирование личности ребёнка, развитие разнообразных умений, способностей и качеств, средствами музыки и ритмических движений.
Для достижения цели в работе по данному направлению, я определила следующие задачи:
- Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.
- Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений.
- Развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений.
- Обучение навыкам основных танцевальных движений.
- Обучение приемам самостоятельной и коллективной работы.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
- Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.
- Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.
- Формирование самоконтроля в творческой деятельности.
Перед тем как приступить к работе с детьми мною была проведена диагностика. Основная задача состояла в том, чтобы определить индивидуальные музыкально-ритмические особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Исходя из данных диагностики, и для успешного осуществления цели составила перспективный план работы по развитию танцевальных движений у воспитанников на музыкальных занятиях, который включает в себя использование музыкально-танцевального и игрового творчества. В своей работе я применяла различные методические приемы:
- Показ выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;
- Выразительное исполнение движения под музыку;
- Словесное пояснение выполнения движения;
- Внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;
- Творческие задания.
Решила внедрить в музыкальную образовательную деятельность детей дошкольного возраста свои авторские танцевальные постановки, разнообразила и обогатила музыкальный репертуар для танцевальной импровизации. Старалась подбирать музыку с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способную активизировать фантазию ребенка, направлять ее, направлять исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на их качество.
Для своих танцевальных постановок подбирала музыку со словами, это дало мне возможность применить элементы логоритмики, то есть, дети выполняли танцевальные движения, одновременно проговаривая слова песни, что облегчило сам процесс разучивания танца. Преобладающий вид деятельности моей работы инновационного характера — это постановка различных танцев. В зависимости от композиционного построения, использования выразительной лексики и образного содержания, детские танцы поделила на разновидности:
- Массовый детский танец.
- Сюжетно-характерный танец во всех его разновидностях.
- Ритмические танцы.
- Элементы народного танца.
За последние три года поставила и описала следующие танцы:
- «Дорога к солнцу»
- «Вальс цветов»
- «Губки бантиком»
- «Испанские мотивы»
- «Зимушка»
- «Буги-вуги»
- «Морское путешествие»
- «На далеком острове»
- «Мамино сердце»
- «Татарские узоры»
- «Музыкальный Дед Мороз»
- «Цыплята»
- «Зимняя колыбельная»
- «Мухоморчики»
- «Прощайте игрушки»
- «Два ковбоя»
- «Джентльмены»
- «Карнавал»
- «Малыши» и другие танцы.
В конце каждого учебного года для анализа результативности выбранной темы проводила диагностику, включающую следующие параметры: умение ритмично двигаться в соответствии с музыкой, четко и синхронно выполнять движения, иметь элементарные навыки исполнительства.
Результаты фиксировались в конце учебного года. Динамика формирования музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста положительная.
Могу сказать, что моя система работы по музыкально-ритмическому воспитанию способствует положительной динамике формирования интегративных качеств воспитанников. У большинства детей старшего дошкольного возраста к окончанию учебного года сформированы элементы культуры движения; воспитана потребность в движении под музыку; дети имеют устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкальной деятельности; воспитанники активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; у всех детей сформированы специальные навыки исполнительства.
Наблюдается положительная динамика интереса родителей к совместной с детьми музыкально-исполнительской деятельности на музыкальных развлечениях, праздниках. Родители являются активными участниками в организации мероприятий для детей. Большинство родителей с благодарностью отмечают результаты работы по музыкальному развитию их детей.
Перспективы моей работы предполагают:
- Совершенствование технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»;
- Продолжение работы с одаренными детьми по музыкально-ритмическому воспитанию;
- Продолжать распространение педагогического опыта в сообществе педагогов района и города.
Список используемой литературы.
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Ветлугина Н.А., Радынова О.П. «Музыкальные шедевры», М.: — 2000г.
- Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей», СПб.: Музыкальная палитра, 2005г.
- Коренева Т.Ф. «Музыкально-ритмические занятия и этюды», М.: — «Владос», 2003г.
- Чибрикова-Луговская А.Е. «Ритмика», М.: – «Дрофа», 1998г.
|