Пшеничникова Эльвира Александровна. Методическая разработка учебного занятия в системе дополнительного образования «Путешествие в Индию»

Методическая разработка учебного занятия в системе дополнительного образования «Путешествие в Индию»

(для возрастной категории обучающихся 8-9 лет)

Автор-составитель: преподаватель Пщеничникова Э. А. г. Смоленск 2018 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская художественная школа им. М. К. Тенишевой" города Смоленска

Активное приобщение детей к миру искусства необходимо проводить через их знакомство с искусством не только народов России, но и народов мира. Художественные культуры народов рассматриваются в русле системы, объединяющей образы природы и человека в искусстве, традиции народных праздников, флоры и фауны стран и национальных особенностей в одежде и религии.

 

Скачать конспект

В единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Условия применения данной методической разработки — на занятиях в учреждениях дополнительного образования с использованием дидактических материалов, пособий и технических средств обучения.

Все приемы работы нацелены на развитие у детей интеллектуальных способностей, пространственного воображения, творческих видов деятельности и способствуют воспитанию уважительного отношения к людям другой национальности и их культурному наследию, представление о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур

Мероприятие миролюбивое по отношению ко всем культурам и вероисповеданию, развивает мкжэтническую терпимость.

Сценарий учебного занятия

Название и форма занятия: Методологическая разработка учебного занятия в системе дополнительного образования по теме "Путешествие в Индию".

Возрастная категория обучающихся: разработка рассчитана на аудиторию обучающихся 8-9 лет подготовительного отделения ДХШ.

Дата проведения: сенябрь 2018.

Место проведения: МБУДО "ДХШ им. М.К. Тенишевой" города Смоленска, подготовительное отделение.

Целевые установки: дать детям понятие о многообразии представлений народов мира о красоте. Сравнить традиционные образы русской и индийской культур. Познакомить с деталями индийского национального костюма, флорой и фауной, архитектурой. Познакомить с терминами "сари", "мехенди", "тюрбан" и другими малоизвестными детям значениями индийских наименований.

Вид деятельности: рисунок и живопись.

Планируемые результаты: обучающиеся познакомятся со спецификой индийского искусства, национального костюма; научатся изображать образы Индии в рисунке и живописи, создадут творческую работу.

Оборудование: формат А2, гуашь, доска, маркеры.

Дидактические материалы: презентация, фото.

Техническое оснащение: компьютер, интернет-ресурсы, ТВ.

Ход проведения занятия

Мотивация: заинтересовать детей темой занятия, сделать средой обитания ребенка-искусство, рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Ранее учащиеся получили знания о правилах композиции, жанрах и видах искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, изображение человека), которые будут успешно применены на данном занятии (метод рефлексии).

Основная часть

В связи с тем, что данное занятие рассчитано на 6 академических часов, оно разбито на 2 блока каждый по 3 часа.

Первый блок

- На основе предыдущих занятий на которых осуществлялось знакомство детей с искусством Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси провести параллель с искусством Индии. Показать обучающимся, что в каждой стране есть свои представления о красоте и она проявляется в образах природы, портретах населяющих ее людей, в их одежде, архитектуре и праздниках. Каждый народ-художник и Индия не исключение. У этой страны есть свои художественные традиции, помогающие ее жителям создавать подлинные произведения искусства и украшать ими свою жизнь.

-Провожу беседу о географическом расположении Индии и ее климате, флоре. В Индии очень богатая растительность и большую часть её территории покрывают джунгли – заросли почти непроходимых вечнозелёных тропических лесов. Там великое множество разнообразных растений, увитых лианами деревьев, пышных ярких цветов и зреющих плодов. Растения Индии – чудесные, они манят туристов и жителей страны своей яркостью, необычностью, целебными свойствами. Показывая слайды презентации предлагаю ребятам заполнить формат элементами индийского пейзажа. Используя знания о правилах композиции дети под моим руководством постепенно заполняют лист характерными для Индии деревьями, горами, лианами и т.п.

-Далее провожу беседу о любознательности русского народа, о русском путешественнике Никитине, иллюстрируя свой рассказ показом слайдов. Любимым видом изобразительного искусства индусов является скульптура.

Скульптурность архитектуры и её насыщенность скульптурным убранством – важная черта индийского искусства

Особенно много скульптур в храмах. Индийские художники стремились в изваяниях и настенной храмовой живописи охватить жизнь очень широко, во всех её проявлениях. Это Тадж-Махал – мавзолей в Индии – усыпальница любимой жены властителя Индии Шах-Джехана. Он был построен между 1632 и 1653 годами. Этот мавзолей – яркий образец восточной архитектуры, он неподражаем и сказочно прекрасен. В зависимости от времени дня и соотношения света и тени он меняет свой облик и по-разному воздействует на наблюдателя.

Дети знакомятся с видами архитектуры и по предложению преподавателя дополняют свой рисунок архитектурными элементами. Таким образом создается фон для будущей композиции.

-На третьем уроке, ссылаясь на записки" Хождение за три моря" Никитина, веду рассказ о национальной одежде индусов, о ремеслах, индийском танце, национальных блюдах и о священных и символичных представителях богатой фауны страны. Вкратце затрагиваю тему религии как неотъемлемой части жизни индусов. Провожу беседу с детьми о книгах Р.Киплинга "Маугли" и "Рикки Тикки Тави" и о советском мультфильме по мотивам индийских сказок "Золотая антилопа". В джунглях живут обезьяны, пантеры, прекрасные, стремительные олени, клыкастые кабаны Бабирусса. Царствуют благородные семейства слонов. Наводят ужас грозные тигры.

Люди там особенно чувствуют себя частью природы.

Из растений джунглей делают прекрасные красители, и смуглые черноволосые женщины надевают разноцветные яркие сари – длинные лёгкие покрывала, название которых созвучно слову «шаль». Но самое главное в индийской одежде – украшения. Их подсказывает роскошь природы.. И, как всегда у древних народов, украшения имеют значения оберегов от тайных дурных сил и злых лесных демонов. Ожерелье – это символ вечности, нескончаемого круговорота жизни.

Браслеты надевают не только на запястья, но и внизу ног, где кончаются лёгкие шаровары. К браслетам на ногах подвешивают колокольчики, и во время танца они звенят. Индийский танец – одно из главных достоинств Индии.

Предлагаю учащимся на переднем плане расположить фигуры людей и животных используя мини подтемы: "Едем на слоне", "Факир", "Танцовщица", " Продавец фруктов" и т.п. Попутно обращаю внимание на красоту линии и возможность получить красивый рисунок без решения в цвете (в случае, если ребенок по какой то причине пропустит следующие 3 часа).

Второй блок

На следующем 3-х часовом занятии, уточнив изображение, приступаем к работе в цвете, обсуждаем способы выделения композиционного центра. Для этого нам понадобятся ранее полученные знания о теплой и холодной гамме, о тоновом контрасте.

Настраиваю детей на последовательность выполнения задания на примере индийского руководства для художников. Ученики слушают: «В древнем индийском руководстве для художников говорится о том, что вначале надо сосредоточиться и представить себе образ, который хочешь создать, потом надо мысленно в него превратиться, ощутить его чувства, и только тогда приступить к выражению его в материале»

Повторяем правила работы гуашью (метод рефлексии). Работу ведем от общего к частному. Затем переходим к деталировке, уделяя внимание одежде, чертам лица и т.д. На заключительном этапе обобщаем работу и проводим просмотр рисунков, подводим итоги.

Воспользовавшись методом рефлексии, повторяем и закрепляем полученные знания.

Для тех же детей, которые отсутствовали на первом 3-х часовом занятии заранее ставится натюрморт из экзотических фруктов, характерных для Индии. При этом можно использовать драпировки и предметы посуды с национальным орнаментом страны. Таким образом дети без проблем входят в рабочий процесс и активно участвуют в нем одновременно с остальными.

Заключение

Я считаю, что данная методическая разработка прекрасно решает вопросы о толерантности, воспитывает в детях уважительное отношение к людям другой национальности и их культурному наследию чего так не хватает в современном мире; способствует развитию творческого воображения и пространственного мышления. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции

К данной методической разработке прилагается мультимедийная презентация.

Перечень использованных источников

  • Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация, М., 2002
  • Всеобщая история искусств, М., 1961
  • Древняя Индия: страна чудес. Энциклопедия исчезнувших цивилизаций, М., 1997
  • Религии мира. Энциклопедия для детей, М., 2002
  • Тюляев С.И. Искусство Индии, М., 1988

Приложения

Фотоотчет с занятия

Работы обучающихся

Просмотров: 630
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Наталья Владимировна Михайлина. КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Лепка: «Павлин- символ Индии»
  • Данилова Ольга Михайловна. Конспект занятия в подготовительной группе «Приобщение детей к прекрасному средствами искусства»
  • Коткина Галина Сергеевна. Методическая разработка занятия по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных методов рисования «Чудесные превращения».
  • Лещенко Наталья Петровна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона посредством технологии «Интеллект – карта».
  • Раиса Михайловна Уриш. Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Средняя группа. «Шарики для елочки»
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Веселова Н. В. Конспект организованной образовательной изобразительной деятельности с использованием техники пластилинографии во второй младшей группе.
  • Смирнова Светлана Васильевна. Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства.
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Румянцева Елена Юрьевна. «Ребенок в мире изобразительного искусства»
  • Халанская М.Н. Соавтор Попова И.С.. Методическая разработка открытого интегрированного занятия для детей средней группы и родителей «Здоровье природы в наших руках!»
  • Карабаева Татьяна Николаевна. Формирование математических представлений в соответствии с ФГОС «Волшебная страна Математика» в рамках дополнительного образования детей 5 – 7 лет
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Салимова Вера Анатольевна. ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)
  • Ильиных Мария Юрьевна. Методическая разработка для дополнительного образования с дошкольниками «Обучение чтению с увлечением»
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Стародворская Ирина Юрьевна. Расширяем знания дошкольников о творчестве народов ханты
  • Кожевникова Наталья Николаевна. Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 'АКВАРЕЛЬКА'.
  • Гондалева Анна Михайловна. Представление опыта работы «Организация дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
  • Гуркина Екатерина Николаевна. Конспект НОД Тема: Путешествие в мир изобразительного искусства
  • Козлова Марина Анатольевна. Сценарий развлечения «Дети народов мира» Старший дошкольный возраст
  • Черенкова Валентина Александровна. Конспект занятия по развитию математических представлений у детей старшей группы на тему: 'Число 7 и способы его образования'
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Матвеева Олеся Александровна. Мастер-класс по работе с календарем природы (Опыт работы) собственная разработка
  • Ткаченко Наталья Николаевна. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей средствами хореографического искусства»
  • Майорова Ольга Владимировна. Конспект занятия по «Программе предшкольного образования» Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами пластмассы»
  • Кожедуб Ирина Степановна. Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: «Развиваем память и внимание»
  • Гусейнова Реана Амаевна. Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
  • Медникова Екатерина Вячеславовна. «Метод сказкотерапии в образовательной программе дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Петербург на ладошке»
  • Сабитова Зульфия Абдулахатовна. КОНСПЕКТ – ЗАНЯТИЯ Формирование целостной картины мира Тема: «Осенние дары природы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь