(для возрастной категории обучающихся 8-9 лет)
Автор-составитель: преподаватель Пщеничникова Э. А. г. Смоленск 2018 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская художественная школа им. М. К. Тенишевой" города Смоленска
Активное приобщение детей к миру искусства необходимо проводить через их знакомство с искусством не только народов России, но и народов мира. Художественные культуры народов рассматриваются в русле системы, объединяющей образы природы и человека в искусстве, традиции народных праздников, флоры и фауны стран и национальных особенностей в одежде и религии.
Скачать конспект
В единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Условия применения данной методической разработки — на занятиях в учреждениях дополнительного образования с использованием дидактических материалов, пособий и технических средств обучения.
Все приемы работы нацелены на развитие у детей интеллектуальных способностей, пространственного воображения, творческих видов деятельности и способствуют воспитанию уважительного отношения к людям другой национальности и их культурному наследию, представление о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур
Мероприятие миролюбивое по отношению ко всем культурам и вероисповеданию, развивает мкжэтническую терпимость.
Сценарий учебного занятия
Название и форма занятия: Методологическая разработка учебного занятия в системе дополнительного образования по теме "Путешествие в Индию".
Возрастная категория обучающихся: разработка рассчитана на аудиторию обучающихся 8-9 лет подготовительного отделения ДХШ.
Дата проведения: сенябрь 2018.
Место проведения: МБУДО "ДХШ им. М.К. Тенишевой" города Смоленска, подготовительное отделение.
Целевые установки: дать детям понятие о многообразии представлений народов мира о красоте. Сравнить традиционные образы русской и индийской культур. Познакомить с деталями индийского национального костюма, флорой и фауной, архитектурой. Познакомить с терминами "сари", "мехенди", "тюрбан" и другими малоизвестными детям значениями индийских наименований.
Вид деятельности: рисунок и живопись.
Планируемые результаты: обучающиеся познакомятся со спецификой индийского искусства, национального костюма; научатся изображать образы Индии в рисунке и живописи, создадут творческую работу.
Оборудование: формат А2, гуашь, доска, маркеры.
Дидактические материалы: презентация, фото.
Техническое оснащение: компьютер, интернет-ресурсы, ТВ.
Ход проведения занятия
Мотивация: заинтересовать детей темой занятия, сделать средой обитания ребенка-искусство, рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Ранее учащиеся получили знания о правилах композиции, жанрах и видах искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, изображение человека), которые будут успешно применены на данном занятии (метод рефлексии).
Основная часть
В связи с тем, что данное занятие рассчитано на 6 академических часов, оно разбито на 2 блока каждый по 3 часа.
Первый блок
- На основе предыдущих занятий на которых осуществлялось знакомство детей с искусством Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси провести параллель с искусством Индии. Показать обучающимся, что в каждой стране есть свои представления о красоте и она проявляется в образах природы, портретах населяющих ее людей, в их одежде, архитектуре и праздниках. Каждый народ-художник и Индия не исключение. У этой страны есть свои художественные традиции, помогающие ее жителям создавать подлинные произведения искусства и украшать ими свою жизнь.
-Провожу беседу о географическом расположении Индии и ее климате, флоре. В Индии очень богатая растительность и большую часть её территории покрывают джунгли – заросли почти непроходимых вечнозелёных тропических лесов. Там великое множество разнообразных растений, увитых лианами деревьев, пышных ярких цветов и зреющих плодов. Растения Индии – чудесные, они манят туристов и жителей страны своей яркостью, необычностью, целебными свойствами. Показывая слайды презентации предлагаю ребятам заполнить формат элементами индийского пейзажа. Используя знания о правилах композиции дети под моим руководством постепенно заполняют лист характерными для Индии деревьями, горами, лианами и т.п.
-Далее провожу беседу о любознательности русского народа, о русском путешественнике Никитине, иллюстрируя свой рассказ показом слайдов. Любимым видом изобразительного искусства индусов является скульптура.
Скульптурность архитектуры и её насыщенность скульптурным убранством – важная черта индийского искусства
Особенно много скульптур в храмах. Индийские художники стремились в изваяниях и настенной храмовой живописи охватить жизнь очень широко, во всех её проявлениях. Это Тадж-Махал – мавзолей в Индии – усыпальница любимой жены властителя Индии Шах-Джехана. Он был построен между 1632 и 1653 годами. Этот мавзолей – яркий образец восточной архитектуры, он неподражаем и сказочно прекрасен. В зависимости от времени дня и соотношения света и тени он меняет свой облик и по-разному воздействует на наблюдателя.
Дети знакомятся с видами архитектуры и по предложению преподавателя дополняют свой рисунок архитектурными элементами. Таким образом создается фон для будущей композиции.
-На третьем уроке, ссылаясь на записки" Хождение за три моря" Никитина, веду рассказ о национальной одежде индусов, о ремеслах, индийском танце, национальных блюдах и о священных и символичных представителях богатой фауны страны. Вкратце затрагиваю тему религии как неотъемлемой части жизни индусов. Провожу беседу с детьми о книгах Р.Киплинга "Маугли" и "Рикки Тикки Тави" и о советском мультфильме по мотивам индийских сказок "Золотая антилопа". В джунглях живут обезьяны, пантеры, прекрасные, стремительные олени, клыкастые кабаны Бабирусса. Царствуют благородные семейства слонов. Наводят ужас грозные тигры.
Люди там особенно чувствуют себя частью природы.
Из растений джунглей делают прекрасные красители, и смуглые черноволосые женщины надевают разноцветные яркие сари – длинные лёгкие покрывала, название которых созвучно слову «шаль». Но самое главное в индийской одежде – украшения. Их подсказывает роскошь природы.. И, как всегда у древних народов, украшения имеют значения оберегов от тайных дурных сил и злых лесных демонов. Ожерелье – это символ вечности, нескончаемого круговорота жизни.
Браслеты надевают не только на запястья, но и внизу ног, где кончаются лёгкие шаровары. К браслетам на ногах подвешивают колокольчики, и во время танца они звенят. Индийский танец – одно из главных достоинств Индии.
Предлагаю учащимся на переднем плане расположить фигуры людей и животных используя мини подтемы: "Едем на слоне", "Факир", "Танцовщица", " Продавец фруктов" и т.п. Попутно обращаю внимание на красоту линии и возможность получить красивый рисунок без решения в цвете (в случае, если ребенок по какой то причине пропустит следующие 3 часа).
Второй блок
На следующем 3-х часовом занятии, уточнив изображение, приступаем к работе в цвете, обсуждаем способы выделения композиционного центра. Для этого нам понадобятся ранее полученные знания о теплой и холодной гамме, о тоновом контрасте.
Настраиваю детей на последовательность выполнения задания на примере индийского руководства для художников. Ученики слушают: «В древнем индийском руководстве для художников говорится о том, что вначале надо сосредоточиться и представить себе образ, который хочешь создать, потом надо мысленно в него превратиться, ощутить его чувства, и только тогда приступить к выражению его в материале»
Повторяем правила работы гуашью (метод рефлексии). Работу ведем от общего к частному. Затем переходим к деталировке, уделяя внимание одежде, чертам лица и т.д. На заключительном этапе обобщаем работу и проводим просмотр рисунков, подводим итоги.
Воспользовавшись методом рефлексии, повторяем и закрепляем полученные знания.
Для тех же детей, которые отсутствовали на первом 3-х часовом занятии заранее ставится натюрморт из экзотических фруктов, характерных для Индии. При этом можно использовать драпировки и предметы посуды с национальным орнаментом страны. Таким образом дети без проблем входят в рабочий процесс и активно участвуют в нем одновременно с остальными.
Заключение
Я считаю, что данная методическая разработка прекрасно решает вопросы о толерантности, воспитывает в детях уважительное отношение к людям другой национальности и их культурному наследию чего так не хватает в современном мире; способствует развитию творческого воображения и пространственного мышления. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции
К данной методической разработке прилагается мультимедийная презентация.
Перечень использованных источников
- Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация, М., 2002
- Всеобщая история искусств, М., 1961
- Древняя Индия: страна чудес. Энциклопедия исчезнувших цивилизаций, М., 1997
- Религии мира. Энциклопедия для детей, М., 2002
- Тюляев С.И. Искусство Индии, М., 1988
Приложения
Фотоотчет с занятия
Работы обучающихся
|