Методическая разработка для дополнительного образования с дошкольниками «Обучение чтению с увлечением»
Автор: Ильиных Мария Юрьевна воспитатель МАДОУ №171 г Кемерово
Уважаемые, коллеги! Занимаясь с детьми дошкольниками, мы с вами стремимся к одной и той же цели: мы хотим, чтобы ребенку было комфортно в детском саду, чтобы он был здоров, весел и конечно активен.
Но есть и еще очень важная цель: развитие ребенка личностное и интеллектуальное. Во второй младшей группе дети стали дошкольниками. А это значит, приобрели в своем психическом развитии новые черты личности, которые называются новообразованиями.
Ребенок в 3-4 года способен выделять новые мотивы. Он впервые осознанно и самостоятельно может подчинить одно действие другому. Но уже к 4-ом годам дети могут управлять своим поведением. Деятельность становится целенаправленной. Если в этом возрасте поощрять инициативу ребенка, то он не только может добиваться цели, но и может ставить свои цели, может представить, что он может сделать и что из этого получится
Скачать: Методическая разработка для дополнительного образования с дошкольниками «Обучение чтению с увлечением» (полный конспект)
Но цель долго удерживать не может, поэтому «проборматывает» действия
Одним из самых главных новообразований становится позиция «Я САМ» происходит резкий скачок самостоятельности. Ребенок начинает понимать, что может действовать с предметами, как взрослый Наступает «кризис 3-х лет» В этот момент одобрение и поддержка со стороны взрослых порождает у ребенка чувство собственной компетенции происходит всплеск «продуктивной деятельности»
Появляется ведущий вид деятельности: игра.
Развивается воображение и другие психические процессы. Так же развивается наглядно-образное мышление
Опираясь на все вышеизложенное я, изучив технологию раннего чтения Н.Зайцева, адаптировала её к работе с детьми младшей группы. Данную работу провожу, как дополнительную образовательную услугу. Большинство детей моей группы посещает данные игровые занятия
Почему именно занимаюсь с детьми со второй младшей группы? Потому, что именно с 3 до 5 лет у детей происходит пик познавательной деятельности, а с 5 –до 7 на первый план выходит личностное развитие.
Методика выстраивания занятий:
За основу взята технология Н Зайцева
- Деятельность проводятся в игровой форме. Используются знакомые сказки, фольклор (см фото ниже) Каждая буква соответствует сказочному герою: Например, песенка козы «Волк и семеро козлят»)
- Каждый раз мы с детьми путешествуем по сказкам
СКАЗОЧНО-ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ. При чем, превращаемся в сказочных героев
Например, говорим «превращалку»
Показываю детям поясок и говорю:
-Вот волшебный поясок
За него держись дружок,
Покружились, покружились
И в зайчат все превратились.
Спешим на помощь к Колобку, которого хочет съесть хитрая лиса. Для того, чтобы его спасти, нужно спеть песенку БОЛЬШОГО КОЛОБКА (А-О-У-Ы-Э) Так все время путешествуем, ищем пропавших персонажей, помогаем им.
- 3 Ребенок действует сам, пользуется указкой сам, постоянно находятся в движении: превращалка, пение с указкой по таблице, выкладывание песенок на планшетах, за столами, на ковре.
4 Поем песенки, «склады» (склад-это кусочек песенки) Поэтому детям сразу говорим «кусочек песенки»
5 начинаем с песенки Колобков, позже сливаем с согласными. (Колобок подружился с быком, козой, филином и Т.Д.) Это песенка на таблице, на кубиках тоже самое. Кубики помогают слышать звук (внутри у глухих (палочки), а у звонких железные крышечки они по-разному звучат)
6. Запоминаем блоками, так легче запомнить Плюс в том, что, не зная отдельно согласных, ребенок сразу узнает склад и название буквы
7 Песенки бывают «железные» и «деревянные» (глухие и звонкие) Зеленый цвет букв на таблице показывает, что эти звуки мягкие (см фото таблицы)
8 Гласные поем долго, длинные. Эти звуки золотые, тянутся и поются. Согласные коротко и отрывисто.
9 Путь к чтению лежит через письмо, поэтому «пишем» — (образно) в «Волшебных домиках» (см описание игры ниже)
10 твердые, мягкие согласные выделены цветом – синий, зеленый
Этапы:
Сначала знакомимся с песенкой БОЛЬШОГО КОЛОБКА (см фото ниже)
Сначала пропеваем, поем с детьми песенку по таблице, мы поем на мотив песни «Родина слышит, Родина знает» затем каждый ребенок выкладывает песенку самостоятельно в кармашках, сшитых из полиэтилена. (См дидактические игры планирование), Песенка золотая, тянется
Затем переходим к песенке маленького Колобка:
Пропеваем несколько занятий песенку маленького Колобка, затем совмещаем с песенкой большого и играем в игру «Эхо»
(Поем: (А-Я,О-Ё,У-Ю, Ы-И, Э-Е)
ТАК ПРОВОДИТСЯ РЯД ЗАНЯТИЙ до автоматизма, затем только переходим на следующий этап
Можно петь эти песнки, как на специальных занятиях, так и в свободной деятельности.
Это персонажи сказок из таблицы парных согласных:
Герои сказок, по которым путешествуем с детьми:
Это герои сказок, которые «живут на стене» Каждый персонаж привязан к «песенке на таблице»
Например: Б — песенка большого быка. У каждого персонажа есть сынок (песенка маленького) Маленькие персонажи поют тоненьки голоском, просят детей спасти их из беды.
Вот так выглядит таблица парных согласных
Обращаю внимание на то, что песенка колобка постоянно присутствует. Чтобы детям легче было пропевать склады
Буквы крупные, распложены так же, как и на таблице.
Для игр в свободной деятельности и специальных занятий необходимо иметь набор складов на каждого обучающегося ребенка:
Так же на каждого ребенка шьем кармашки или делаем из картона:
Первая таблица с парными согласными
Когда полностью освоена таблица один переходим в таблице №2
Сразу видим, что здесь расположены звонкие не парные. Они на голубом фоне.
Затем таблица №3
Глухие. Здесь дети видят, что Ч и Щ –всегда мягкие, а Х и Ц –всегда твердые
(это и есть начальное введение в грамоту)
Перспективный план работы в младшей группе на учебный. Год.
|