Лочехина Евгения Юрьевна. Методическая разработка учителя-логопеда по теме «Обучение детей раннего возраста чтению»

Методическая разработка учителя-логопеда по теме «Обучение детей раннего возраста чтению»Методическая разработка учителя-логопеда по теме «Обучение детей раннего возраста чтению»

ГДБОУ № 28 Московского района Санкт- Петербурга Лочехиной Е. Ю.

В настоящее время существует большое количество разных методик и пособий по обучению ребенка чтению: кубики Зайцева, кубики Чаплыгина, карточки по методу Глена Домана. Предложенный в данной методической разработке вариант не требует больших финансовых вложений, прохождения длительного обучения. Из оборудования вам понадобятся: белая бумага, фломастеры, ножницы. Карточки для обучения чтению могут быть напечатаны на принтере, однако больший эффект будет при совместном с ребенком создании карточек. Данная методическая разработка может быть использована логопедами, воспитателями, родителями.

 

Скачать: Методическая разработка учителя-логопеда по теме «Обучение детей раннего возраста чтению» (полный конспект)

Занятия проводятся в виде игры. Ежедневно или через день показывайте ребенку 5-7 карточек, поочередно называя их. Занятия не должны превышать 5-10 минут. А для детей 2-3 лет показывайте карточки не больше 2-5 минут.

Можно показывать карточки один или несколько раз в день. Лучше всего проводить такие мини-занятия, когда ребенок находится в хорошем расположении духа, в рабочем состоянии. Продуктивность обучения будет напрямую зависеть от положительных эмоций, которые создаются в процессе занятия, значимостью для ребенка слов, которые вы читаете или называете в качестве примера, а также от частоты повторения карточек. Работу с гласными (изолированными и в слогах) лучше начинать с гласных первого ряда: А, О, У, Ы, Э –эти звуки, находясь рядом с согласными их не смягчают. После переходите к карточкам с гласными второго ряда Е, Ё, Ю, Я, И – смягчают согласные. При предъявлении карточек с согласными звуками (изолированными или в слогах) начинайте всегда с согласных раннего онтогенеза: согласные губные, губно-зубные В, Ф и их мягкие пары, переднеязычные Н, Т, Д и их мягкие пары, заднеязычные К, Г, Х и их мягкие пары. Называйте звуки и слоги утрированно, при необходимости используйте собственные пальцы, чтобы акцентировать внимание на работающем органе артикуляции. На звуках М, П, Б можно сжимать, сплющивать губы в горизонтальном положении указательным и большим пальцами. При

произнесении звуков Т, Д, Н покажите ребенку, что кончик языка касается верхних резцов. Если ребенок не в состоянии поднимать язык и удерживать в

таком положении, возможен межзубный вариант. Укусите язык зубами, при этом губы должны быть широко растянуты в улыбке. Заднеязычные согласные начните с освоения звука К ( «как Коля кашляет» или «как будто ты кашляешь»).

Цвет карточек. Часто гласные изображают красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым. На этапе чтения коротких слов нами предлагается записывать каждое слово одним цветом либо писать буквы на одной «ступеньке» одним цветом, на другой – другим.

1. Предъявление карточек с изолированными гласными или согласными буквами. Логопед показывает карточки по одной, называет звук и слово, которое начинается с этого звука, например: «А – Аня!», «Б – булка»!

Желательно, чтобы слова на каждый звук были короткими и значимыми для ребенка.

Рисунок 1

Карточки с изолированными буквами

2. После того, как карточки с изолированными гласными и согласными освоены, можно переходить к предъявлению карточек со слогами. Лучше всего начать с предъявления слогов с одинаковым гласным и согласными.

Предлагается два варианта предъявления карточек. Первый – аналогичен тому, как предъявлялись карточки с изолированными гласными или согласными. Например: «МА – малина», «ПА – папа». Второй вариант заключается в демонстрации и освоении навыка сливать звуки в слог. «М, А – МА», «Б, А – БА».

Рисунок 2

Карточки со слогами

3. Предъявление карточек с короткими словами. На этом этапе потребуется набор карточек со словами из 2-5 букв. Замечательная подборка слов из двух

букв приводится в Букваре О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой. Нами предлагается ступенчатый вариант записи слов. Слово как бы «спускается по

ступенькам» вниз или наверх (выберите понравившийся вам вариант).

Каждая последующая часть слова записывается выше или ниже предыдущей.

Каждый открытый слог записывается на отдельной «ступеньке». Если слог в

слове закрытый, то на одной «ступеньке» записывается согласный + гласный,

последний же согласный записывается на более нижней ступеньке.

Рисунок 3

Карточки с короткими словами

  1. вариант:
  2. вариант:

Помните, что на всех этапах работы очень важно создать

положительный эмоциональный фон. Занятия по данной методической

разработке не предполагают строгой дисциплины и атмосферы экзамена. Чем

больше внимания, времени уделяется процессу чтения карточек взрослыми,

чем больше удовольствия при этом испытывает взрослый, тем продуктивнее

будет походить обучение. Если взрослый сам испытывает неподдельный

интерес к процессу чтения, ребенок вряд ли сможет устоять перед таким

соблазнительным занятием, как чтение.

Использованная литература:

1. Узорова О. В., Нефедова Е.А.: Букварь. Учимся читать с 2-3 лет. — Клевер Медиа Групп, 2015 г. 2. Маниченко А. А. 10 законов обучения с пелёнок. – Челябинск: Умница, 2010.

3. Маниченко А. А. 10 законов воспитания ребенка. – Челябинск: ООО «Умница», 2011.

Просмотров: 693
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Лосева Валентина Васильевна. Картотека 'Игры ТРИЗ' (80 карточек)
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Самсонова Ирина Владимировна. Дидактическое пособие «Тему изучаем в карточки играем»
  • Вяткина Лариса Анатольевна. Методическая разработка Тема. Вместе у нас получится или как заниматься с неговорящим ребенком дома»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Гугина Ольга Васильевна. Заметки воспитателя группы раннего возраста, или как построить работу с родителями
  • Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)
  • Ильиных Мария Юрьевна. Методическая разработка для дополнительного образования с дошкольниками «Обучение чтению с увлечением»
  • Валентина Сорока. Когда и как начинать обучение детей чтению
  • Редактор. Сохранять или не сохранять или рассказ одной счастливой мамочки
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Горобец Алла Александровна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Книга волшебных слов»
  • Труш Елена Васильевна. Методическая разработка литературной игры по книге А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
  • Омётова Олеся Васильевна. Как подготовить ребенка к рождению брата или сестры
  • Редактор. Прикольные кубики - Летняя коллекция или Как Я смогу помешать вторжению?
  • Валюк Елена Эдвардовна. Учебная площадка по изучению правил дорожного движения, как компактный вариант автогородка для детей.
  • Ильинская Диана Витальевна. Иллюстрированный словарь для изучения словарных слов с дошкольниками или младшими школьниками
  • Соломина Ольга Александровна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИТОГОВОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИТМИКЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, I ГОД ОБУЧЕНИЯ)
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Шаврина Елена Геннадьевна. Обращение детей к мамам, папам, бабушкам, дедушкам, или правила обучения детей от 1 до 3 лет
  • Миронович Талина Васильевна. «Богатыри – защитники земли русской или как познакомить ребенка с мировыми шедеврами живописи»
  • Анастасия Cаратокина. Обучение ребенка чтению (рекомендации для родителей)
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Бутковская Светлана Иосифовна. Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь