Лещенко Н.П, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида №105. г.Ангарск Иркутская область
Аннотация:
В статье раскрываются актуальные вопросы приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона. Автором выявлена и обоснована необходимость использования технологии «Интеллект – карта» при ознакомлении воспитанников с культурой и традициями коренных народов Прибайкалья. По мнению автора, «Интеллектуальные карты» способствуют облегчению усвоения детьми знаний, их систематизации, развитию познавательных и речевых способностей.
Ключевые слова:
Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части.
Прибайкалье — горная область на юге Восточной Сибири, прилегающая с запада и востока к озеру Байкал в Иркутской области и Республике Бурятия.
Региональный компонент — это часть включающая материалы о регионе.
Буряты — монголоязычный народ, коренное население Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края России.
Тофалары — тюркоязычный коренной малочисленный народ России, проживающий в Восточной Сибири.
Эвенки — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь).
Современные концепции развития личности ребёнка предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития детей. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Россия многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и уважительному отношению к представителям других культур.
Актуальность приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию народов России приобретают важную роль потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё не велик. По мере роста и развития, приобретения социального опыта в сознании ребёнка формируются определённые оценочные суждения, касающиеся явлений и фактов окружающей жизни.
Духовная составляющая личности формируется в детстве. Дошкольный период уникален, от детского восприятия окружающего мира во многом зависят последующие жизненные установки человека.
По мнению А.П. Оконешниковой: «Ребенок дошкольного возраста начинает осознавать свою этническую принадлежность задолго до обучения в школе».
Академик Д. С. Лихачёв отмечал, что: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
На современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС, внедрение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ является одним из приоритетных направлений дошкольного образования.
Благодаря реализации регионального компонента, формирование у старших дошкольников любви к малой Родине, гордости за свой народ, желания быть полезным своей Родине, сохранять и умножать её богатства, сохранять культурную самобытность, приобретёт иное качество. Дети получат возможность включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в нашем регионе.
Расширение круга познания детей в вопросе приобщения к истокам культуры Сибирского региона способствует формированию основ нравственности, возможности сохранения культурной самобытности народов, проживающих на территории Прибайкалья.
Ведь самобытная культура этих народов очень богата. Вокруг Байкала издавна жили и живут разные народы: буряты, эвенки, русские, тофалары…
Предки бурят и эвенков жили в районе Байкала с глубокой древности, а тофы (тоха – человек) – коренные жители юго-запада Иркутской области, точнее Нижнеудинского района.
В традициях, обычаях, мировосприятии каждого народа проявляется самобытность народной культуры, являющейся частью культуры мировой. Знание народной культуры помогает людям лучше узнать, а главное, понять друг друга.
Для коренных народов Сибири земля вокруг Байкала родная. Другие же народы она гостеприимно приняла, давая энергию жизни, энергию нашего священного озера.
Культурное наследие народов Прибайкалья необходимо сохранить и передать детям.
В процессе реализации регионального компонента по теме: «Народы Прибайкалья», опирались на педагогические технологии образовательной деятельности с детьми «Байкал – жемчужина Сибири» под редакцией О. В. Удовой, О.Ю. Зайцевой. Технологии ориентированы на социокультурное развитие ребёнка, позволяют создать условия для продуктивного, творческого взаимодействия всех участников образовательных отношений – педагогов, социальных партнёров, детей и их родителей.
Оптимальной формой организации исследовательской работы с воспитанниками по изучению темы «Народы Прибайкалья» являлась технология «Интеллект – карта», разработанная американским учёным Тони Бьюзеном.
«Интеллект-карта» — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.
«Интеллект – карта» – это визуальный метод, основывающийся на наглядно-образном мышлении детей, которое является ведущим в дошкольном возрасте. Карты «ума» объединяют в сознании детей факторы: зрительные образы, план высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и понятно изображено на карте.
Использование интеллектуальной карты в работе с детьми по формированию представлений о народах Прибайкалья способствовало решению следующих задач:
- Формирование представлений детей о коренных народах Прибайкалья: русские, буряты, тофалары, эвенки;
- Знакомство с особенностями национальной культуры, традициями и обычаями народов;
- Воспитание уважительного отношения к представителям других национальностей, проживающих на территории Прибайкалья.
Работа осуществлялась в несколько этапов.
На первом этапе выявляли уровень представлений детей о народах, населяющих наш край. Методы и приёмы: беседа, вопросы поискового характера, вопросы – гипотезы.
Создание условий в группе для стимулирования познавательной активности обучающихся по теме «Народы Прибайкалья» — обогащение развивающей предметно – пространственной среды. В развитии предметно – пространственной среды группы активное участие приняли семьи воспитанников. Совместными усилиями создан центр «Моё Прибайкалье».
Следующим этапом стало реализация задач по теме с использованием карт «ума».
Работа строилась по следующему алгоритму:
- Постановка цели – рождение идеи. Цель исследования — какие народы живут в Прибайкалье?
- «Мозговой штурм», цель которого – записать все появившиеся идеи, связанные с изучаемым объектом; Обучающиеся выбирают картинки, рисунки, фотографии с изображением представителей разных национальностей. Педагог не вмешивается в ход рассуждений, не даёт определённых подсказок, но может внести своё (подходящее) изображение, для коррекции исследуемого объекта на следующих этапах работы с картой.
- Создание «Интеллект – карты», работа с второстепенными ветвями. Обозначение символами каждой ветви. Обучающимся предлагается самим разработать картинки с символами для каждой ветви, опираясь на мотивацию детей. Например, что мы хотим узнать о бурятском народе? Высказывания детей: в каких домах они живут, какую одежду носят, в какие игры играют и т.д., педагог может дополнить ветвь картинкой «книга», чтобы познакомить с фольклором, традициями бурятского народа.
Следующий этап – ход «детского исследования»: деятельность педагога по ознакомлению воспитанников с коренными народами Прибайкалья в образовательной ситуации.
Реализация данного этапа представлена в авторской «Рабочей программе дополнительного образования для детей 6 – 7 лет «Народы Прибайкалья». Образовательная программа предусматривает ознакомление обучающихся с культурой и традициями коренных народов Прибайкалья в тематическом блоке «Мы разные, но дружные». Составлено комплексно – тематическое планирование совместной деятельности педагога и обучающихся.
Следующим шагом являлась деятельность детей по выбору верных решений при работе с картой, этап – «оформление «Интеллект – карты». Дети находили «неправильные» картинки, убирали их, оставляя верные. Когда из карты будут убраны все неверные картинки, можно предложить детям составить творческие рассказы с опорой на карту.
Готовая карта находится в зоне доступности детей. На следующем этапе работы с картой педагог побуждает детей продолжить одну из ветвей, создавая новую проблемную ситуацию.
В этом случае возможен уход от основного объекта. И целью становится уже новый объект. Воспитатель мотивирует детей на самостоятельное изучение данной проблемы, поиск решений.
Совместное составление и изучение карт помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.
Результативность использования технологии «Интеллект – карта» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями коренных народов Прибайкалья:
- Обучающиеся проявляют интерес к культуре, традициям и обычаям коренных народов Прибайкалья: о местах проживания, об отличиях внешнего вида; об основных занятиях народов; о традиционной пище, народных играх и праздниках;
- Испытывают уважение к самобытности региональной культуры Прибайкалья;
- Эмоционально реагируют на предметы прикладного искусства народов Прибайкалья, устное народное творчество (музыкальный фольклор, сказки, пословицы); могут запомнить некоторые слова на языке коренных жителей Прибайкалья;
- Способны к созданию элементов русского, бурятского, эвенкийского, тофаларского народно – прикладного искусства, орнамента, в изобразительной деятельности;
- Уважительно относятся к представителям разных народностей, к традициям и обычаям народов Прибайкалья.
Список литературы:
- Багадаева О.Ю., Галеева Е.В., Зайцева О.Ю., Удова О.В., Байкал – жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной деятельности с детьми. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2016.
- О методе «Интеллект-карт» http: //bershadskiy. ru/index/metod_intellekt_ kart/0-32URL: М.Е. Бершадского.
- Авторская Рабочая программа дополнительного образования детей 6 – 7 лет по направлению «Познавательное развитие» «Народы Прибайкалья».
|