Рыскова Жанна Анатольевна. Статья: 'Созависимость и созависимые отношения'

Созависимость и созависимые отношенияТермин «созависимость» появился сравнительно недавно в словарном запасе психологов. Впервые этот термин использовался в 1970-ых годах у наркологов. Врачи обнаружили, что рамки таких болезней как алкоголизм и наркомания не ограничиваются только больным: у их близких также отмечались личностные нарушения. Эти нарушения принимали за неврозы, и потому их лечение не приносило никаких положительных результатов.
Со временем, границы в использовании этого термина вышли за пределы наркологии, так как те же личностные нарушения встречались и у родственников больных, страдающими самыми различными хроническими заболеваниями, нарушениями интеллектуального развития.
Созависимость — это болезненное состояние, которое определяется сильной поглощенностью и озабоченностью потребностями Другого в ущерб собственным потребностям. Данная озабоченность может быть настолько сильной, что человек теряет свои личностные границы, сливая их с личностными границами Другого. Этим Другим может быть кто угодно: супруг, ребенок, брат, сестра, родитель, лучший друг, клиент. Он может принимать наркотики или злоупотреблять алкоголем, а может быть больным психически или физически.
Человек с созависимостью — это тот, кто настолько поглощен тем, чтобы управлять другим человеком, что совершенно забывает про удовлетворение собственных потребностей.
Другими словами, созависимость — это отказ от себя.


Симптомы созависимости. Люди с созависимостью склонны преуменьшать, искажать или даже отрицать свои чувства. На вопрос «Что они чувствуют» отвечают «Что они думают». Они воспринимают себя как полностью бескорыстных и посвященных благополучию других людей, и потому испытывают чувство вины, когда тратят на себя деньги и время. Созависимые люди судят свои мысли, действия и слова жестко, при этом снисходительны к другим людям, их часто воспринимают как всепрощающих. Они смущаются, принимая похвалу, подарки или признание, не способны просить других людей о помощи. Для них очень ценно одобрение своих мыслей и поступков со стороны других людей, такие люди ценят мнения и чувства других людей больше чем собственные. Они опасаются выражать мнения и чувства, отличающиеся от других. При созависимости, люди убеждены, что большинство других людей не способны позаботиться о себе сами.
Что характеризует созависимого человека. В первую очередь это потеря личных границ. Такие люди вторгаются в чужую жизнь так же легко, как позволяют другим вторгаться в свою жизнь и определять вместо них «что такое хорошо, и что такое плохо». В следствии этого, у них отмечается неспособность разграничить ответственность за себя и за другого. Также у них наблюдается реактивное поведение. Созависимый теряет способность управлять своей жизнью, он лишь реагирует на то, что делают и чувствуют другие, при пренебрежении собой.
Навязчивый контроль, навязчивая помощь, навязчивая потребность опекать, подавлять или возмущаться. Низкая самооценка, сосредоточенность на других, доминирующее чувство вины и обиды, нередки проблемы общения.
В группе риска возникновения созависимых отношений находятся: родители детей с поведенческими проблемами и проблемами здоровья, люди, имеющие близкие отношения с эмоционально и психически больными, взрослые дети алкоголиков, люди, имеющие тесную связь с безответственными людьми, специалисты всех «помогающих» профессий (таких как врачи и мед.персонал, учителя, психологи, социальные работники и другие).
Созависимость возникает и развивается в семьяю, в которых что-то функционирует нездоровым способом, в так называемых «дисфункциональных семьях». Слудет подчеркнуть, что при использовании данного термина, следует отказаться от негативной оценочной окраски. В семьях, где отец или мать созависимы, у ребенка достаточно мало шансов остаться здоровым.
Для созависимого человека Другой видится беспомощным и неспособным справится с преградами в этой жизни самостоятельно, однако вместо того чтобы предложить помощь, созависимый человек скорее сделает дело за Другого, лишая его всякой возможности приспособиться к реальной жизни и только усиливая его беспомощность. При «спасении» Другого, созависимый пытается сделать то, что сделать невозможно, а именно контролировать чужую жизнь. «Если я буду контролировать то, что происходит со мной и с Другим — мы будем в безопасности».
Многими поступками таких людей правит страх. Страх столкновения с реальностью, страх, что случиться самое худшее, страх остаться в полном одиночестве, страх потери контроля над жизнью. Мир, в котором они живут, неясен, полон тревог, давит на них и заставляет только сильнее увеличивать контроль над собой и Другим. Такие неудачные попытки контроля разрушают отношения не только между созависимым и значимым Другим (например ребенком), но все близкие отношения с другими людьми, что в свою очередь приводит к депрессии, обиде, гневу, раздражительности.
Для созависимых людей свойственно отрицание своего состояния. «У меня все в порядке, проблема у моего ребенка/мужа/жены/друга и т. д.». Испытывая постоянные душевные боли, страх, злость на тех, кто не ценит их стараний, стыд, вину, жалость к себе, созависимые запускают механизм «эмоционального обезболивания». У них растет выносливость к эмоциональной боли, вплодь до утраты распознавания своих собственных эмоций.
Созависимость — это не симптом заболевания, а сама болезнь. Хроническая, прогрессирующая, для лечения которой требуется сдвиг как в физическом, так и в психологическом плане.
В качестве лечения созависимости используются групповые, индивидуальные и семейные психотерапии, а так же группы самопомощи.

 

Просмотров: 393
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Авдеенко Кирилл. Важное совещание, или Что подарить мамам
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь