На сегодняшний день существует множество новых развивающих педагогических технологий, которые успешно используются при коррекции речевых нарушений. Одной из таких технологий является метод интеллектуальных карт (интеллект-карт, карт памяти), разработанный В. М. Акименко для использования в развитии связной речи детей.
Карты памяти, позволяют использовать их и для решения разнообразных коррекционных задач.
Интеллект-карта – это графический способ представления идей, информация в виде карты, состоящая из ключевых и вторичных тем. С ее помощью развиваются как творческие, так и речевые способности у ребенка и активизируется мышление.
Благодаря этим картам у дошкольника формируется и обогащается словарь. Он легко запоминает лексику, придумывает предложения и рассказы. Тем самым обобщается и закрепляется тема недели. Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться.
Метод интеллект-карт позволяет развивать не только связную речь, пополнить словарный запас и лексико-грамматическую структуру речи, но также различные процессы мышления. Моделирование при помощи этих карт формируют следующие логические действия:
- Умение обобщать
- Умение анализировать и синтезировать
- Умение строить логические цепочки рассуждений
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение выдвигать гипотезы и прогнозировать
- Умение доказывать
- Развитие творческих способностей
- Развитие воображения
Так как интеллект-карта это графический способ, то для ее составления есть ряд требований:
- Лист располагается строго горизонтально.
- Главная идея обводится в центре листа.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации (наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.).
- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Каждая мысль обводится в разный цвет.
В результате применения интеллектуальных карт дошкольник учится не только усваивать информацию, но и оперативно работать с ней. Так как ребенок непосредственно участвует в составлении этой карты, то у него идет развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя речи.
Применение карт памяти является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных ребенком, формирует преемственность между детским садом и школой.
|