Флюра Смашникова. Сборник психологических карт по исследованию познавательной деятельности детей с 3-х до 7-ми лет «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»

Сборник психологических карт по исследованию познавательной деятельности детей с 3-х до 7-ми лет «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»Предисловие
Школа – это новая ступенька в жизни вашего ребенка и всей семьи. И малыш, и семья приобретают новый статус. Ребенок отныне  - УЧЕНИК, а родители –  РОДИТЕЛИ  ШКОЛЬНИКА.
Готовы ли к переменам родители, как они себе представляют подготовку ребенка к школе? И знают ли родители, что такое  ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ?
Зачастую за понятие «подготовка к школе» принимается  обучение ребенка письму, чтению, счету. Родители очень гордятся, когда ребенок складывает  буквы в слоги и слова, и совершенно не задумываются  о том, что готовность  к школьному обучению это совершенно другое. Это комплексное развитие интеллектуального, эмоционального, физического и личностного потенциала маленького  человека! Мало выучить буквы и цифры, недостаточно  научиться держать в руках карандаш и кисточку.
По нашему мнению, необходимо постоянно стимулировать познавательный  интерес и развивать  способность к обучению (способность к восприятию, усвоению, запоминанию, накоплению полученных знаний и опыта). Очень важно научить ребенка работать, прилагая волевые усилия, преодолевать трудности, сотрудничать с взрослыми и со своими сверстниками. Особенно необходимо воспитывать в малыше самокритичность и умение признавать и исправлять свои ошибки. Не всё, как кажется, гладко на пути.  Имея представления об  особенностях возраста  и  времени
формирования  личностных качеств, можно успешно преодолевать трудности и не отчаиваться.
На каждом возрастном этапе формируются определенные психические процессы или свойства личности, которые позволяют ребенку переходить с одного этапа на  следующий возрастной этап.
Существует шесть основных этапов развития психики:
•       с рождения до 1 года - младенческий возраст;
•       с 1 года до 3 лет – ранний возраст;
•       с 3 лет до 6 лет - дошкольный возраст;
•       с 6 лет до 10 лет – младший школьный возраст;
•       с 10 до 15 лет – подростковый возраст;
•       с 15 до 18 лет – юношеский возраст.
Для  каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития:
для младенческого возраста – ощущения;
для раннего возраста -  речь;
для дошкольного – восприятие;
для  младшего школьника – мышление.
Если не заложены качества - ощущение, речь, восприятие, мышление, память-  то придется столкнуться  с немалыми трудностями.
В психологии существует такое понятие – сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично,  в каком возрасте у человека  формируется та или иная функция. Если это происходит своевременно, то формирование  идет быстро, легко и продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования  той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивный.
Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода.
Чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития  познавательной деятельности ребенка, соответствующие его возрасту.
На каждом этапе  ребенок делает  скачек в своем развитии. К началу дошкольного периода у него сформировались такие познавательные процессы – как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир.
Дошкольный возраст является  наиболее продуктивным  для развития  личности ребенка. В группы предшкольной подготовки  приходят дети, которые не посещали детские сады, и кроме  подготовки к школе, встает проблема адаптации ребенка в школе (саду), к педагогу, к сверстникам,  к  воспитательно-образовательному  процессу (проблема безболезненного включения).
В связи с организацией условий для адаптации ребенка в новой среде  появилась необходимость продумывания системы  своевременной диагностики  и вытекающей из нее психологокоррекционной работы  с детьми дошкольного возраста.
Задания при последующих диагностиках должны быть различными и предусматривать уровень сформированности знаний, умений и навыков детей на момент исследования.
Со временем появилась необходимость концентрации и синтеза различных скомплектованных методик для исследования познавательных процессов ребенка, готовящегося в школу. Особенность комплекса методик должна была заключаться в создании благоприятных условий для испытуемого и для исследователя. Скомплектованные методики «приобрели форму дифференцированного исследования», названные нами  были «психологические карты», включающий в себя тестовый материал    для поэтапного тестирования «ОТ  ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ».
Первый этап рассчитан на сентябрь месяц,  когда нужно определить с каким «багажом» пришел к нам ребенок, и какая необходима помощь со стороны педагога, психолога, родителя.
Второй этап. На этом этапе  - тестовый материал  применяется  с учетом уже приобретенных умений, навыков и знаний  за пол года- это конец декабря
На третьем  этапе –  применение  комплекса тестового материала, в рисуночном варианте. В психологических картах использовались фрагменты рисунков и методики под редакцией Бенеш Н.И.   и др. Проводить его желательно  в конце  апреля месяца, с учетом, что если будут еще какие то упущения, и  есть еще время, чтобы  помочь   ребенку   в приобретении нужных навыков, знаний, умений.
После каждого этапа психолог составляет общую таблицу по группе, классу, которая позволит  спланировать последующую работу с детьми.
Методики  в тестовых картах рассчитаны на тестирование детей  как индивидуально, так и  на групповое тестирование.
Весь собранный материал  поможет определить, какие способности ребенка развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, и над чем нужно еще поработать.
Можно выделить ряд негативных факторов, способствующих обращению к настоящей теме:
•       отсутствие системной методически разработанной базы по диагностике детей по познавательным процессам;
•       отсутствие схем проведения исследований, по результатам которых  можно спланировать последующую работу с детьми.
•       отсутствие  единых плановых программ по диагностике детей дошкольного возраста.
Существовали и позитивные факторы:
•       наличие возможности использования материала, как психологами, так и педагогами и родителями;
•       достаточно большой объём  психокоррекционного материала подобранного  для работы с детьми;
•       актуальность темы «От простого к сложному» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста;
•       тенденция творческого подхода  при решении проблем в школьной подготовке.

В свою очередь мы учли и факторы индивидуального подхода в процессе работы над данной проблемой:
•       заинтересованность педагогов и родителей  в своевременной помощи детям в процессе  школьной подготовки;
•       потребность в  комплексных методиках,  доступных для массового  использования.

Что дает использование психологических карт для тестирования детей в дошкольных и школьных учреждениях?

Мы говорим, что использование психологических карт – есть возможность оперативного проведения исследования с минимальной затратой времени.

До  2003 года для  исследованиия познавательной деятельности детей школы- сада      использовались тетради, в которых каждому ребенку готовился «скелет» методик для тестирования. Эта работа занимала  много времени: например,  проведение стартового мониторинга занимало один месяц. А также требовалось время   для подготовки – как тестового материала, так и стимулирующего деятельность -  раздаточного материала. С 2003 года по сегодняшний день мы применяем психологические карты, работа по которым  позволила проводить  исследования в течение о!
дной
недели при  охвате всех возрастных групп школы – сада.
Также можно сравнить результаты индивидуального тестирования. В данный момент  исследование с подгруппой детей (к чему мы стремились) занимает 30-35 минут,  без карт мы испытывали затруднения при расчете времени.
С другой стороны, сокращение времени коснулось работы психолога при разработке и обработке материалов тестирования. С целью сокращения времени на проведение исследований частично подобран  тестовый материал для группового тестирования и часть индивидуального. При таком подборе материала и помощи одного педагога  психолог сможет провести планируемый объем работы и в кратчайшее время проанализировать результаты.

Мы говорим, что тестовый материал  по возрастам – это основание для своевременной и качественной коррекции развития детей.
Выигрывая время при проведении диагностики с помощью психологических карт, психолог получает возможность  вести коррекционную работу  с детьми  параллельно воспитательно-образовательному  процессу. В нашем учреждении педагог, получая в руки психологическую карту, где наглядно видны результаты стартового мониторинга, проводимого психологом,  планирует индивидуальную  и групповую работу с детьми.  Коррекционная деятельность с одной стороны психолога, с другой педагога  позволяет добиться качественных показателей уровня
познавательных процессов.
Мы говорим,  что проведение диагностики  с помощью психологических карт  должно и  может  проходить в комфортных эмоционально удовлетворительных    условиях.
Существовала  сложность  в самом начале, когда перед глазами  ребенка, появляется психологическая карта с множеством пунктов и фигур.
Однако при систематическом  использовании этих карт, после объяснения порядка и последовательности выполнения работы, при наличии красочно подобранного материала у детей появляется живой интерес к деятельности как к занимательной игре. Исчезает чувство страха и беспомощности.
Работа в школе-саду № 42 проводилась по исследованию познавательных процессов, и в работе психолога уже использовались психологические карты. Но получив материал разработанный рабочей группой  Министерства образования и науки Республики Казахстан  в рамках совместного проекта  «Методика оценки и измерения качества освоения и усвоения детьми базового содержания дошкольных образовательных программ» -  пришло озарение - «инсайт», что в картах можно добавить кроме графических заданий и фрагменты рисуночные, предусмотренные в  выше
указанном сборнике. Результаты при тестировании детей изменились в лучшую сторону. Каждый ребенок кроме общей наглядности (которая на доске у педагога) получил свой рисунок, свое личное задание, которое его увлекает и дает способность сконцентрировано работать.
Весь материал способствует  закреплению усвоенного материала, развитию концентрации внимания, мышления, памяти, воображения, способности не бояться листа бумаги. И ещё, что очень важно учитывать – ребенок может самостоятельно  творчески поработать, выразить свой внутренний мир.

Мы считаем, что положительных результатов можно достигнуть, учитывая:

•       индивидуальное развитие ребенка,
•       своевременность выявления отставания  в развитии,
•       возрастные особенности ребенка,
•       системность  работы,
•       творческий  подход в работе с детьми,
•       совместная деятельность педагогов и психолога
•       возможность использования сказок, притч, музыкальных аудиокассет, видеокассет.

Психологические карты - это одна из форм адаптирования  сборника  «Методика оценки и измерения качества освоения и усвоения детьми базового содержания дошкольных образовательных программ» под редакцией Бенеш Н.И.,  и др.    и различных исследовательских методик в практику психологу дошкольного учреждения

Сборник психологических карт по исследованию познавательной деятельности детей от 3-х до 7-и лет
«От простого к сложному»
Цель:
с помощью систематического использования психологических карт оптимизировать процесс своевременной коррекции и развития познавательной деятельности детей от 3-х до 7-и лет  для подготовки  их  к школе.

Задачи:
- своевременно выявлять несформированность  исследуемых качеств у детей для планирования коррекционной работы;
- повысить качество диагностической деятельности с помощью проведения индивидуальных и групповых методов исследования познавательной деятельности детей;
- сформировать у детей  умения и  навыки  самостоятельной работы с тестовым материалом,
- создать условия для самоанализа и реального оценивания своих возможностей ребенком.

Прогнозируемый результат:
сформированные навыки самостоятельной работы с картами способствует дальнейшему развитию познавательных процессов и дают возможность ребенку анализировать свои личностные качества.


Комплекс  материала «От простого к сложному».

Диагностика развития для детей от 3-х до  7-и  лет

Основные нормативы развития:

В  3 года
•       Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, строит по показу мост. Задание с кубиками - способность сопоставлять.
•       Легко выполняет задание  на вкладывание, ориентируясь на размер. Пытается строить вертикальные модели, запоминает задание, понимает ошибки. При помощи взрослого может сложить 4 матрешки одна в другую, собирает пирамидку с учетом размера колец. Соотнесение предметов.
•       Повторить порядок расположения предметов по образцу. Выполняет действия, но может ошибиться в одном или в двух направлениях. Ориентация в пространстве
•       Может несколько минут простоять на одной ноге. Поднимаясь по ступенькам, ставит по одной ноге на ступеньку; спускаясь, , ставит две ноги на ступеньку. Прыгает на двух ногах, может ездить на трех колесном велосипеде. Развитие крупной моторики.
•        Может срисовывать окружность, две пересекающиеся линии, рисует человека («головонога») без туловища. Развитие мелкой моторики.

В 3,5  года
•       Копирует мост с модели. Задание с кубиками - способность сопоставлять.
•       Строит вертикальные модели, сам себя исправляет, очень  легко принимает помощь, ориентируется в размерах. Самостоятельно собирает 5 матрешек в одну. Правильно собирает пирамиду. Соотнесение предметов.
•       Хорошо классифицирует предметы - как по форме, так и цвету.    Выполняет задания  без затруднения, легко находит нужную карточку. Правильно подбирает предметы, но только после 2-3 совместных подборов. Соотнесение предметов.
•       Находит 8-10 изображений из 10 по словесному описанию. Развитие внимания.
•       Воспроизводит по памяти 5-6 предложенных картинок. Развитие памяти.

В 4-4,5 года
•       Строит по показу ворота, копирует ворота с модели,  копирует простые постройки  из кубиков по образцу.  Задание с кубиками- способность сопоставлять.
•       Легко понимает задачу, быстро создает группы.  Сравнивая изображения предметов, часто выделяет мелкие, ничего не значащие детали и видит в них общее. Например -  может сравнивать яблоко колесо. Образно – логическое мышление.  Соотнесение предметов.
•       Выполняет все задания, объясняет то, что от него требуется. Ориентация в пространстве.(справа, слева, под, над, в, на, верх, низ)
•       Легко выполняет задание. Развитие внимания.(найти подобное)
•       Повторяет 4-5 цифр и сложные фразы. Развитие памяти.
•       Спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку. Развитие крупной моторики.
•       Срисовывает крест, может сравнивать линии по длине. Рисует человека, туловище, голову, руки, ноги, срисовывает квадрат. Развитие мелкой
моторики.

В 5 лет
•       Может построить лестницу по модели, может строить дома из кубиков. Уверенно выделяет  такие признаки как форма, цвет. Развитие способности сопоставлять предметы.
•       Запоминает 6-7 простых слов из 10-ти. Развитие памяти.
•       Может скользить на двух ногах по гладкой поверхности. Развитие
крупной моторики.
•       Срисовывать треугольник, рисует человека. Развитие мелкой моторики.
•       Внимание (матрица с фигурами «Найди и зачеркни»)
•       Мышление – образно – логическое, наглядно-действенное
•       Способность действовать по образцу и по показу
•       Величина, цвет

В 6 -7 лет
•       Знание фигур – треугольник, квадрат, круг.
•       Различие цветов – красный, синий, зеленый, желтый.
•       Мышление – наглядно-схематическое, наглядно- образное, логическое
•       Речь, словарный запас
•       Самооценка
•       Общая понятливость
•       Кратковременная зрительная и кратковременная слуховая   память
•       Графические навыки

Психологическая карта №1 по исследованию уровня развития познавательных процессов у детей 3- 3,5 лет
Ф.И. ребенка   ______________________                Дата _______200__год

1. Способность сопоставлять. Строим башню из 9 кубиков, по показу мост__________________________________________________________
2.  Соотнесение предметов. Сложить 4-5 матрешек  сложить одна в другую.
3.Ориентация в пространстве. Поставь предметы по образцу.
________________________________________________________________
4. Развитие крупной моторики. Стоим на одной ноге , Прыгаем на двух ногах,  спускаемся по ступенькам. ______

5. Развитие мелкой моторики. Рисуем  по образцу – круг, две пересекающиеся линии, рисуем  человека.

6. Внимание.
Ищет по словесному описанию 8-10 картинок из 10.

7. Память (6 картинок)
1.
2.
3.
4.
5.
6.


Психологическая карта №2 по исследованию уровня развития познавательных процессов у детей  4- 4,5 лет

Ф.И. ребенка_____________________        Дата ______200__год
1.      Задание с кубиками – способность сопоставлять (по образу)

2. Соотнесение предметов. (Внимание, цвет, форма)


3.Ориентация в пространстве.
(Справа, слева, верх, низ, под, над, что в коробке, под коробкой).

4. Развитие памяти.
1  3  4  5 ________________
В саду росли деревья яблони и груши.

5. Развитие крупной моторики (спускается вниз по лестнице).

6. Развитие мелкой моторики.


Психологическая карта №3  по исследованию уровня развития познавательных процессов у детей  5 лет
Ф.И. _________________________             Дата _________       200_____год
1.       Развитие способности сопоставлять предметы.


2.      Развитие памяти
Цветок, ежик, ваза, яблоко, зонт, кошка, кружка, машина, мяч, дом.

3.      Развитие крупной моторики
(скользим по  гладкой поверхности)

4.       Нарисуй  человека ( мужчину)


5.      Срисуй треугольник

Психологическая карта №4 по исследованию уровня развития познавательных процессов у детей  5,5- 6 лет
Ф.И. _____________________________________              Дата_______200   г.
1.Внимание,  цвет, форма, счет, моторика . (кранный, зеленый, синий)
2. Мышление
А) наглядно- схематическое (четвертый лишний)
Б)  наглядно - образное     (пройди  в домик)
В)  логическое (сюжет)
3. Речь.
У одной хозяйки мыши в погребе съели    сало. Тогда она в погреб посадила кошку. А кошка съела и сало и молоко и сметану.

4. Самооценка- Лесенка (5 ступенек)
Здоровый                                                 Умный


Больной                                                    Глупый

Веселый                                                   Добрый


Грустный                                                           Злой

Просмотров: 594
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Кожухова Екатерина Андреевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с помощью использования световой песочницы
  • Потапова Ольга. Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Храмцова Анаставия Валерьевна. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик
  • Садриева Элеонора Альбертовна. «Развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ с использованием природного материала»
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Кабаченко Валентина Александровна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
  • Забанова Ольга Анатольевна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Хорольская Вера Николаевна. «Бизиборд, своими руками, как средство развития мелкой моторики и познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста»
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Осьминушкина Зоя Ивановна. Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Копылова Юлия Сергеевна. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
  • Тузова Елена Юрьевна. Презентация «Изготовление сенсорного дидактического материала для развития мелкой моторики детей младшего возраста»
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Важность развития крупной моторики у детей дошкольного возраста
  • Чернобай Людмила Альбертовна. Развитие мелкой моторики у рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Гущина Надежда Петровна. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
  • Аганина Екатерина Николаевна, Гаврилова Анна Григорьевна. Проектная деятельность «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста (пластилинография)»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь