1. Теоретическая часть
1. 1 Анализ психолого-педагогической литературы по теме
Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.
Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским. С.Л. Рубинштейном. А.М. Леушиной. Ф.А. Сохиным и другими учеными. А.А. Леон тьев, рассматривая речь, пишет: «Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить».
По мнению психологов, педагогов (В. В. Запорожца. Л.А. Венгера. К.Н. Поддьякова. Д.Б. Эльконина) эффективным средством обучения монологической речи ребёнка являются модели. Наиболее широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. В частности для обучения связной речи ими предлагается использовать схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.
Детям младшего дошкольного возраста наиболее доступен язык сказок. Л.Ф. Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами, и пр.), новыми понятиями.
1. 2 Актуальность
Актуальность темы обусловлена современными требованиями ФГОС ДО и тем. что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех компонентов устной речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного. эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный периолфачви ги-я. Чем раньше будез начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Современные дети находятся под воздействием большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей приемы и средства, применять новые сочетания известных методов и приемов.
Одним из таких средств является наглядное моделирование. Актуальность и отличие метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников в том. что использование различных картинок, схем, таблиц и т. д.. позволяет детям понять логику изложения, соблюдать последовательность построения высказывания, анализировать основные события и связи между ними, облегчает запоминание.
А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности — это русская народная сказка. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. Кроме того, русские народные сказки, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
2. Практическая часть
2. 1. Цели и задачи
Учитывая значимость рассмотренной проблемы, мы определили цель и задачи нашей работы.
Цель:
- формирование связной речи детей младшего дошкольного возраста, используя метод моделирования
Задачи:
- способствовать формированию связной речи воспитанников, как средства свободного общения с взрослыми и сверстниками:
- формировать умение самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
- формировать навыки применения простейших моделей при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).
- развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения
- развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память
- воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия
2. 2 Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей нашей работы является утверждение, что систематическое использование метода моделирования сказок способствует качественному развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста
2. 3 Система работы
В своей работе я опиралась на методическое пособие О. С. Ушаковой и Н. В. Гавриш «Занятия по ознакомлению детей с литературой».
Всю нашу работу условно можно разделить на три этапа:
- Подготовительный: заключался в обследовании детей группы, определении перспективного плана работы.
- Основной этап: заключался в реализации поставленных задач, взаимодействии с семьями воспитанников.
- Заключительный этап: было проведено повторное обследование детей,
проанализированы проведенные мероприятия и собственная деятельность, сделаны выводы.
В течение месяца мы знакомимся с одной сказкой, обсуждаем ее. обыгрываем, моделируем (Перспективный план работы над сказкой см. Приложение).
В работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую следующие виды наглядного моделирования сказок:
- Предметные модели: в виде физической конструкции предмета или предметов, плоскостные фигуры.
- Опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок)
- Модели сериационного ряда. Их цель: развивать умение использовать заместители для обозначения главного героя, понимать текст на основе построения наглядной модели. Наиболее наглядно этот вид моделирования можно увидеть на примере сказки «Репка», где репка представлена в виде круга желтою цвета, а остальные персонажи в виде полосок разной длины.
- Двигательное моделирование Цель: развивать умение детей подбирать заместители по заданному внешнему признаку, учить строить двигательную модель. Этот вид моделирования предполагает замещение одних объектов другими с помощью кругов, прямоугольников, отличающихся цветом и величиной. Эти модели учат детей самостоятельно разыгрывать сказки. Примером двигательного моделирования является сказка «Лиса, заяц и петух», где каждый персонаж сказки замещается кружком определенного цвета: оранжевый (лиса), белый (заяц), красный (петух), серый (собака), коричневый (медведь).
- Сочетание сериационнного и двигательного вида моделирования может быть представлено на примере сказки «Три медведя», где используются геометрические фигуры разного размера и цвета.
- Мнемоквадраты и мнемодорожки — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки. Причем в младшей группе использую цветные мнемодорожки. что способствует формированию в памяти детей определенных образов (зеленый цвет ёлочка, лягушка; желтый цвет солнышко, цыпленок и др.).
Работа со сказкой заключалась в следующем. Сначала мы знакомились со сказкой через рассказывание самой сказки. Обсуждали содержание, говорили о героях сказки, рассматривали иллюстрации. Вместе с детьми пересказывали сказку по сюжетным картинкам. Слушали сказки в аудиозаписи.
Затем разыгрывать сюжет сказки через разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, варежковый. Дели учились понимать и видеть последовательность событий в сказке, расположение персонажей, осуществляли их взаимодействие, выделяли характерные особенности героев сказки (дед большой, мышка-маленькая и др.)
Прежде чем перейти к работе с моделями, я познакомила детей с принципом замещения реальных предметов их схематическим изображением| где соблюдается принцип сохранения формы. Для этого проводила дидактические игры типа «На что похоже?». Детям предлагалось назвать, на что похожа та или иная геометрическая фигура (круг-это мяч. солнышко, квадрат окошко и др.). Дидактическая игра «Угадай», где по схематическому изображению дети угадывали реальный предмет.
Также детям предлагалось нарисовать сказку, преобразуя предложенные геометрические фигуры. Например, детям раздавались листы бумаги с нарисованными кружочками и предлагалось превратить их в героев сказки. Если к кружочке сверху подрисовать листики, то получится репка; если усы дед; если ушки и хвостик-собачка и т. д. Таким образом, мы учили детей подбирать условные заместители к персонажам. В качестве символов — заместителей использовали геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Главное здесь было — научить ребенка видеть в каждом предмете-заместитсле тот или иной персонаж сказки.
Затем мы начали непосредственно работать с моделями. Я начала с самого простого сериационного вида моделирования сказок, т.к. действие сериации является одним из первых мыслительных действий, развивающихся в дошкольном возрасте. Детям предлагались условные заместители персонажей сказки. Рассказывая сказку «Репка», вместо сюжетных картинок, выкладывались желтый круг и полоски разной длины. Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда с интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту).
Затем перешли к более сложному виду моделирования двигательном). Для о того вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Для героев сказки «Теремок» мы отбирали кружки разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С их помощью составляли модель сказки, последовательно ее рассказывали, старались подражать голосам диких животных, они запоминали цвета, соответствующие каждому герою сказки.
Чтобы детям было легче запомнить содержание сказки, последовательность сказочных событий, я использовала мнемоквадраты и мнемодорожки.
Развивающая предметно-пространственная среда
Для успешной реализации поставленных задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие ребенка в совместной и самостоятельной деятельности и обеспечивающая разные виды его активности. В группе имеется уголок речевого развития. В уголке располагается художественная литература в соответствии с Программой и конкретной тематикой, в том числе русские народные сказки. Предметные и сюжетные картинки для рассказывания. Различные дидактические игры, в том числе с элементами моделирования. Сфйационные и двигательные модели, мнемодорожки по знакомым детям сказкам. Материалы о детских писателях и поэтах, о художниках-иллюстраторах детских книг.
Имеется оборудование для развития речевого дыхания. Рядом с уголком речевого развития расположен театральный уголок.
В нем имеются различные виды театров: варежковый. на фланелеграфе. ложковый. Настольная ширма, декорации к русским народным сказкам, маски, шапочки.
Нами накоплен методический материал по теме: перспективный план, циклы бесед и занятий, картотека речевых игр. пальчиковых игр. дыхательных упражнений, материал по работе с семьёй.
Работа с родителями
Успешная реализация поставленных целей и задач невозможна без привлечения родителей, как полноправных участников образовательного процесса.
Работа с семьей осуществляется в двух направлениях: просвещение родителей о методе моделирования и привлечение их к участию в педагогическом процессе. Организуются родительские собрания, консультации (групповые и индивидуальные) по теме, дни открытых дверей. Предлагаю родителям вместе с детьми составить дома мнемодорожки по прочитанным сказкам. Родители оказывают помощь в создании пособий и игр. подборе иллюстраций.
Результаты работы
Результатом нашей работы стало следующее. Дети научились быстро запоминать характерные речевые обороты из сказок, передавать образы сказочных героев, используя интонационную выразительность. Научились использовать простейшие модели при рассказывании знакомых сказок. Они стати более самостоятельными в выборе деятельности, более общительными со взрослыми и между собой, активными.
3. Заключение 3.1 Перспективы работы
Перспективу работы мы видим в следующем:
- Продолжать целенаправленную систематическую работу по формированию связной речи воспитанников, используя метод моделирования
- Использование моделирования при составлении описательных рассказов по игрушкам и предметам, при рассказывании по сюжетной картине
- Использование моделирования при заучивании стихотворений
- Продолжать работу по подбору материала по теме
- Продолжать работу по обогащению развивающей предметно-пространственной среды
- Вести работу с родителями по геме, проводить практикумы, открытые занятия.
3. 2.Новизна опыта
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том. что:
- Для младшею дошкольника характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему
- Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью
- Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.
Используемая литература и интернет-ресурсы.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия». 2000.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика — Синтез. 1999
- Борисенко М.Г.. Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3- 4 лет. — СПб.: Паритет, 2006
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. -СПб.: СОЮЗ. 1997
- Ветрова В.В.. Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. М.: Знание. 1998.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М.: Линка-11ресс. 2003
- Расскажи мне сказку/Сост. Э.И. Иванова. М.: Изд. «11росвещение». 1993.
- Ушакова О.С.. Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий — М.: ТЦ Сфера. 2005
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. — М., 2001
- Фесюкова Л.Н. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — Мл. «Издательство АСТ». 2000.
- Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. /Сост. М. М. Алексеева, В.И. Яшина. -Мл Издательский центр «Академия», 1999.
|