Пучкова Наталья Викторовна. Опыт работы «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»

Опыт работы «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»

Подготовила воспитатель: Пучкова Наталья Викторовна г.Саров 2019г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35»

Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт.

Что же такое пространственная ориентировка? Так её трактует известный белорусский методист по проблемам развития логического мышления школьников Столяр А.А.

Актуальность темы.

Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движения, так и не достигнув автоматизма в пространственной ориентации. Умение ориентироваться в предлагаемой обстановке необходимо людям различных профессий: шофер, моряк, летчик, экспедитор и т.д. Без элементарных знаний о пространстве невозможно освоение Правил дорожного движения. Поэтому обучение этому фундаментальному навыку необходимо начинать с раннего возраста

 

Скачать презентацию

Свою работу я начала с того, что выяснила, могут ли дети читать план и ориентироваться по нему. Обследование проводилось в любые свободные промежутки времени: во время режимных моментов, в дидактических и подвижных играх, на прогулке, а также на занятиях. Оказалось, что дети испытывают определенные трудности при ориентировке по плану и схеме: 12 детей не сопоставляют условные объекты плана с реальными предметами, 7 детей плохо прокладывают нужный маршрут, 17 детей не умеют читать план.

Тем самым можно сделать вывод: дети испытывают затруднения в умении читать план и ориентироваться по схеме.

Для решения этой проблемы я поставила перед собой цель: научить детей пользоваться схемами и планом при ориентировке в пространстве.

Для достижения этой цели были выдвинуты задачи формировать у детей:

  • умение определять основные направления движения
  • ориентироваться на местности при помощи плана или карты-навигатора
  • читать план на основе общепринятых условных обозначений

- самостоятельно составлять план, схему или карту-навигатор.

Была спланирована работа, которая включала в себя 3 этапа.

1 этап – обучающий.

В ходе работы на этом этапе, мы с детьми сначала научились составлять условные обозначения для составления плана, схемы. Например, столы в группе обозначили зеленым цветом, дверь — коричневым, окна – желтым и т.д.

Далее в ходе дидактических игр «Пройди путь», «Отгадай где?», «Найди игрушку» научились читать план.

Большое внимание уделяла закреплению умения двигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Использовала игры с правилами – подвижные и дидактические. Например: «Кто быстрее», «Пройди маршрут», «Поиск сокровищ». Далее проводила игры «Найди предмет», «Путешествие», «Разведчики» с игровыми заданиями типа: «Миша дойди до стола, поверни направо, дойди до окна, поверни налево, дойди до угла групповой комнаты и там найди спрятанную машинку». Такие игры я проводила в пределах групповой комнаты.

После проведенной работы дети стали интересоваться самостоятельным составлением плана.

2 этап – внедренческий.

Так как время не стоит на месте, появляются все новые и новые гаждеты и технологии. И один из таких гаджетов – навигатор, я решила внедрить в работу с детьми карты-навигаторы.

Так что же такое навигатор? Когда я задала этот вопрос детям, они мне ответили, что это такая карта, по которой можно ехать на машине, определяя при этом маршрут.

Навигатор – это специальное устройство, которое предназначено для определения своего местоположенияс помощью глобальной спутниковой системы позиционирования.

Навигаторы дают пользователю сведения о широте и долготе, а также о высоте его нахождения. Однако такая информация больше подходит для специалистов, измеряющих землю. Обычному же пользователю такая информация покажется излишней, тем не менее, навигаторы все шире применяются именно в повседневной жизни.

Облегчает пользование навигатором то, что на дисплее устройства отображается карта местности и маршрут перемещения. По карте на экране можно визуально определить свое расположение относительно различных объектов (населенные пункты, улицы, дома и др.) и планировать маршрут движения.

Поэтому на 2 этапе особое внимание уделила ориентированию по картам-схемам и картам — навигаторам. С детьми мы посмотрели мультфильмы из серии «Фиксики – навигатор» и «Путешественница Даша».

На этом этапе я использовала такие дидактические игры как: «Дойди до…», «План комнаты».

Сначала предлагала детям расставить мебель в кукольной комнате по плану, самим составить план, используя готовые плоскостные геометрические фигуры, соответствующие по форме проекциям видимых сверху предметов мебели. Также предлагалось такое задание: найти правильный план из несколько вариантов расстановки мебели. При этом ребенок должен обращать внимание на пространственное расположение мебели в игрушечной комнате, на форму и цвет мебели.

Далее детям предложила игру-путешествие по плану-схеме, где было необходимо добраться до определенного дома (Помочь Почтальону доставить письмо до адресата, не заблудившись) с помощью карточки-подсказки или по словесному указанию воспитателя. Затем учила детей ориентироваться по карте-схеме групповой комнаты в играх «Найди спрятанную игрушку», «Путешествие по комнате», «Найди клад», «Помоги Буратино найти золотой ключик», «Расставь игрушки так, как указано на карте-схеме».

3 этап – заключительный.

Я решила, что дети уже хорошо познакомились с картами – схемами, планами, картами – навигаторами и предложила им самостоятельно использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.

Детям очень понравилось составлять схемы, планы, карты и по ним передвигаться. Они стали использовать карты-навигаторы в сюжетно-ролевых играх, таких как «Шоферы», «Моряки», «Летчики» и т.д.

В результате проделанной работы я сделала вывод о том, что:

  • в речи детей появились слова «маршрут, карта, схема», тем самым обогатился словарь
  • научились ориентироваться в пространстве по картам, схемам, планам
  • умеют самостоятельно составлять карту-навигатор, то есть предполагаемый маршрут
  • используют данные знания в самостоятельных играх, на прогулке

Совместно с родителями дети решили сделать свою карту – навигатор «Остров сокровищ», план – схему своей комнаты, двора, карту маршрута от детского сада до дома и карту маршрут похода до супермаркета.

В дельнейшем я планирую, научить детей составлять карты-навигаторы своего прогулочного участка, а также схемы передвижения по зданию ДОУ.

Просмотров: 665
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Красоткина Марина Алексеевна. ПЛАН-КОНСПЕКТ НОД «Мой безопасный маршрут: дом – детский сад»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Белоусова Ю.А.. Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Борисова Валентина Анатольевна. Что читать детям разного возраста
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Конспект НОД по математическому развитию детей подготовительной к школе группе - Ориентировка по план – карте, классификация объектов по заданным свойствам
  • Оканова Мария Владимировна. План – конспект НОД «На день рождение к Мишке (составление описательного рассказа об игрушке по схеме)» по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста
  • Белоусова Наталья Ильинична. Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет 'Путешествие в Кремль'
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Шибанова Татьяна Алексеевна. Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Как хлеб на стол пришёл»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. Тематический план групповой работы учителя-логопеда с детьми 5-6 лет с ФФН и ОНР (3-4)
  • Попугай Ирина Ивановна. Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа»
  • Болдырева Оксана Викторовна. План-конспект совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие на песочный остров»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь