Литературная гостиная, посвященная Дню матери по произведениям В.А. Осеевой для детей среднего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дельфин»
Воспитатель I кв. категории Лисковчук Валентина Александровна
г. Муравленко
Литературная гостиная, посвященная Дню матери
по произведениям В.А. Осеевой
Скачать конспект
Задачи:
- Формировать интерес детей к творчеству В.А. Осеева, устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя;
- Воспитывать уважительное отношение к матери, бабушке;
- Формировать представление о понятиях: «материнская забота», «материнский труд»;
- Воспитывать личностные качества ребенка;
- Закреплять навыки рассказывания коротких произведений по ролям, выразительно передавая эмоциональное состояние героев, выделяя главное;
- Развивать умение выступать перед аудиторией, раскованность, мимику, силу голоса, жесты и другие средства выразительности речи;
- Развивать интерес к прошлому своего народа, формирование в каждом человеке исторической памяти;
- Воспитывать интерес к литературному наследию, дружелюбие, позитивное и уважительное отношение к выступающим.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости нашей литературной гостиной!
Ведущий 2: Здравствуйте, дорогие гости и ребята!
Ведущий 1: Мы очень рады, что вы, несмотря на бесконечные дела и заботы, пришли к нам сегодня.
Ведущий 2: 26 ноября вся Россия отмечает прекрасный праздник – День матери!
Ведущий 1: Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни.
Ведущий 2: А самый близкий и родной человек в семье, конечно же, мама!
Ведущий 1: Мама! Как емко, как прекрасно это слово! Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
Ведущий 2: Сегодня мы хотели бы подарить минуты радости сидящим в зале милым и ласковым мамам, любящим и любимым бабушкам.
(Видео монтаж «Новорожденные» под лирическую музыку)
Ведущий 2: Есть такая притча. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: — Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой.
Он тебе всё объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку.
Он будет охранять тебя от всех бед.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно, как его зовут.
У него много разных имён.
Но ты будешь называть его мамой.
(просмотр видео слайдов)
Ведущий 1 — У каждого из нас есть этот добрый ангел, который заботится о нас. Именно из маминых уст ребёнок слышит первые в своей жизни слова и песни.
- И мы приглашаем ребят для поздравлений
- Сегодня все наши добрые слова звучат только для вас, дорогие мамы!
Ведущий: Кто пришел ко мне с утра?
Все (хором): Мамочка!
Ведущий: Кто сказал “вставать пора! ”?
Все (хором): Мамочка!
ведущий: Кашу кто успел сварить?
Все (хором): Мамочка!
ведущий: Чаю кто в стакан тебе налил?
Все (хором): Мамочка!
ведущий: Кто цветов в саду нарвал?
все (хором): Мамочка!
ведущий: Кто тебя поцеловал?
Все (хором): Мамочка!
ведущий: Кто ребячий любит смех?
Все (хором): Мамочка!
ведущий: Кто на свете лучше всех?
Все (хором): Мамочка!
Дети читают стихи о маме
1 чтец
День мамы — это праздник послушанья, Поздравлений и цветов, Прилежанья, обожанья – Праздник самых лучших слов!
2 чтец
Мамочка, любимая, родная, Солнышко, ромашка, василёк, Много пожелать тебе хочу я, В этот замечательный денёк.
3 чтец
Поздравляем мам мы всех С праздником осенним! И хотим вам пожелать Радости, веселья!
4 чтец
Пусть в делах всегда и всюду Вам сопутствует успех! И сегодня в праздник светлый Будьте вы счастливей всех!
5 чтец:
Мама – осень золотая Мама – самая родная Мама – это доброта Для неё споем друзья!
(Для вас звучит красивая песня «О маме» в исполнении ребят).
Основная часть литературной гостиной
(дети присаживаются на стульчики)
Ведущий 1:
От чистого сердца Простыми словами Давайте друзья потолкуем о маме
Ведущий 1:Жизнь матери — это каждодневный, порой незаметный, будничный подвиг. Никто не раскрыл роль матери сильнее и задушевнее, чем русские писатели.
Ведущий 2: О безграничной, бескорыстной, полной самоотверженности материнской любви написано немало детских литературных произведений и прекрасных поэтических строк.
Ведущий 1: Гостем нашей литературной гостиной — это произведения детской писательницы В.А Осеевой (слайд с портретом В.Осеевой)
Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. Работая воспитателем беспризорных детей, В. Осеева понимала, как важно напитать их души светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры. Именно для этих трудных ребят были написаны её первые сказки и рассказы, которые впоследствии завоевали сердца многих юных читателей.
Сама писательница признается, что хотела бы помочь детям научиться читать и думать о плохих и хороших поступках. Действительно, её короткие повествования дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых.
(Слайд с произведениями В. Осеевой)
Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями.
(Слайд с обращение).
Ведущий 1: В сборнике (демонстрация книги) В. Осеева обратилась к своим читателям: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
Ведущий 2:Зачем В.А. Осеева писала для нас короткие рассказы? (Ответы детей).
Давайте же учиться слушать, думать и рассуждать вместе.
Ведущий 1:Послушайте короткий рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попробуем по — рассуждать.
(Слайды по ходу чтения)
Ведущий 2: А вот еще одно произведение нам бы хотелось и его обсудить, называется «Печенье»
(Слайды по ходу чтения)
Ведущий 1: А вот другое произведение, мы предлагаем вам посмотреть в инсценировки «Три мамы» (инсценировка).
Сценка «Три мамы»
Действующие лица: девочка Таня – Аня Лаевская, мама — Стелла Чужинова, бабушка — Элеонора Прокопьева.
Ведущий:
Танюша под вечер С прогулки пришла И куклу спросила
Девочка:
Как, дочка, дела? Опять ты залезла под стол, непоседа? Опять просидела весь день без обеда? С этими дочками прямо беда!
Скоро ты будешь, как спичка, худа, Иди-ка обедать, вертушка. Девочка берет куклу, усаживает за стол.
Ведущий:
Танюшина мама
С работы пришла И Таню спросила.
Мама:
Как, дочка, дела? Опять заигралась, наверно, в саду? Опять ухитрилась забыть про еду? «Обедать!» — кричала бабуля сто раз,
А ты отвечала «Сейчас!», да «Сейчас!» С этими дочками прямо беда! Скоро ты будешь, как спичка, худа, Иди-ка обедать, вертушка.
(Усаживает девочку за стол.)
Ведущий:
Тут бабушка - Мамина мама пришла И маму спросила
Бабушка:
Как, дочка, дела? Наверное, в школе за целые сутки Опять для еды не нашла ни минутки. А вечером съела сухой бутерброд?!
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Учителем стала, а все — непоседа.
С этими дочками прямо беда!
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка.
Все усаживаются за стол.
Ведущий:
Три мамы в столовой сидят, Три мамы на дочек глядят! Что с дочками делать упрямыми? Все. Ох, как непросто быть мамами!
Ведущий 1:
Чем еще вас удивить? Чем еще вас восхитить?
Чудо-дерево внесём, а на дереве на том разные висят сердечки, не простые, здесь загадки! Вам ответ искать ребятки!
Загадки
Край ее зовут полями, Верх украшен весь цветами. Головной убор-загадка - Есть у мамы нашей... (шляпка)
Назовите-ка посуду: Ручка прицепилась к кругу. Блин испечь ей – ерунда Это же... (сковорода)
В брюхе у него вода Забурлила от тепла. Как разгневанный начальник, Быстро закипает... (чайник)
Это кушанье для всех Мама сварит на обед. И половник тут как тут – Разольет в тарелки... (суп)
Пыль найдет и вмиг проглотит – Чистоту для нас наводит. Длинный шланг, как хобот-нос, Коврик чистит... (пылесос)
Эти шарики на нити Вы примерить не хотите ль? На любые ваши вкусы В маминой шкатулке... (бусы)
В ушках маминых сверкают, Цветом радуги играют. Серебрятся капли-крошки Украшения... (сережки)
Кто любовью согревает, Всё на свете успевает, Даже поиграть чуток? Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет, В щёчку поцелует — чмок? Вот она всегда какая Моя... родная! (мамочка)
Игра с мамами «Узнай своего ребенка» (под музыку)
Все дети выходят на сцену с подарками и дипломами (музыкальная заставка)
1-й ребенок: За солнечное безоблачное детство!
За счастье в жизни с самого рождения!
Дети хором: Говорим «спасибо» вам
2 –й ребенок: За то, что воспитательное средство
У мамы не ремень, а убеждение!
Дети хором: Говорим «спасибо» вам
3-й ребенок: За песню колыбельную, за сказку!
За наших душ связующую нить,
За нежность материнскую и ласку,
Которые ничем не заменить!
Дети хором: Говорим «спасибо» вам!
4-й ребенок: За то, что нам сегодня солнце светит! За все успехи завтрашнего дня! За то, что мама лучшая на свете Всегда была и будет у меня!
Дети хором: Говорим «спасибо» вам
5-й ребенок: За мамин ежедневный труд, Сердечность и терпение Медалей важных не дают, К большому сожалению.
6-й ребенок: Но мы решили группой Исправить положение. Подарки смастерили И вот сейчас — вручение!
Ребята вручают мамам дипломы и подарки, изготовленные собственными руками. Звучит музыка Дунаевского «Мама-первое слово».
Ведущий 1: Пусть наши мамы остаются всегда неповторимыми и желанными. Самыми красивыми, самыми добрыми.
Ведущий 2: Пусть в их глазах сияют скромность, мягкость, кротость, нежность – те качества, что придают им столько прелести и очарования.
Ведущий 1: И пусть всегда в жизни светит звезда счастья и любви. Земной поклон вам, дорогие наши мамы!
Приложение
«Сыновья»
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок сел на камушек отдохнуть.
Вот говорит одна женщина:
- Мой сынок ловкий да сильный.
- А мой поет как соловей, — говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают ее соседки.
- Что же сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нет.
Вот набрали женщины полные ведра воды и пошли. А старик – за ними. Идут женщины, останавливаются. Тяжело нести, болят руки и спина.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается. Другой песню поет, как соловей. А третий к матери подбежал, взял у нее тяжелые ведра и потащил.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Какие у нас сыновья?
- А где же они? – ответил старик. – Я только одного сына вижу!
Вопросы:
- Что вам было особенно радостно? (и грустно)
- Кто из героем вам особенно понравился? Почему?
В. Осеева
«Печенье»
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба...
Вопросы:
- Какое настроение было в семье перед чаепитием?
- Почему изменилось настроение у мамы и бабушки?
- А как бы вы поступили?
|