В библиографии первых изданий манифестов разобраться
непросто, тем более что хороших современных исследований на
эту тему нет. Библиографическую информацию можно найти в
следующих изданиях:
F.Leigh Gardner, A Catalogue Raisonne of Works on the
Occult Sciences, vol.I: Rosicrucian Books, privately
printed, 1923, items 23-29.
"Eugenius Philalethes" (Thomas Vaughan), The Fame and
Confession of the Fraternity of the R.C. ... 1652,
facsimile reprint, ed. F.N. Pryce, privately printed, 1923.
Во введении (с. 12 сл.) Прайс приводит список изданий
манифестов с указанием всех вошедших в эти издания
отдельных работ.
De Manifesten der Rosenkruisers, ed. Adolf
Santing, Amersfoort, 1913. Это переиздание перевода
"Откровения" и "Исповедания" на голландский язык,
напечатанного в 1617 г., воспроизводит также предисловие к
"Откровению", изданному в 1614 г., немецкий текст
"Откровения" издания 1615г., латинский текст "Исповедания"
1615 г. и его немецкий перевод. Во введении, написанном
Сантингом (с. 13 сл.), приводится список изданий манифестов.
Chymische Hochzeit Christiani Rosencreutz, ed. F.
Maack, Berlin, 1913. Это переиздание немецкого текста
"Химической свадьбы" содержит также перепечатки немецких
текстов обоих манифестов. На введение и примечания
полагаться не стоит.
Цель настоящих заметок дать краткий обзор (не
рассчитанный на специалистов) первых изданий манифестов.
Нижеприведенный список не претендует на полноту.
Первым в библиографии манифестов должен быть упомянут
"Ответ" на "Откровение", опубликованный Адамом
Хазельмайером в 1612 г. То, что "Ответ" вышел в свет уже в
1612 г., доказал У.Бегеман, см.: Monatsheften der
Comeniusgesellschaft, Band VIII (1899). "Ответ" был
перепечатан в первом издании "Откровения". Английский
перевод "Ответа", выполненный Прайсом, включен в
Прайсовское переиздание "Откровения" и "Исповедания", с.
57-64. Хазельмайер утверждает, что видел рукопись
"Откровения" в 1610 г.
Первое издание "Откровения":
Allgemeine und General Reformation, der gantzen
weiten Welt. Beneben der Fama Fratemitatis, dess Loblichen
Ordens des Rosenkreutzes, an alle gelehrte und Haupter
Europae geschrieben: Auch einer kurtzen Responsion von des
Herm Haselmeyer gestellt, welcher desswegen von den
Jesuitem ist gefanglich eingezogen, und auffeine Galleren
geschmiedet: Itzo offentlich in Druck verfertiget, und
alien trewen Hertzen comuniceret worden. Gedrucht zu
Cassel, durch Wilhelm Wessel, Anno MDCXIV.
В этот том вошли следующие сочинения:
"Письмо к Читателю";
"Всеобъемлющая и Всеобщая Реформация" (то есть
немецкий перевод отрывка из книги Боккалини "Парнасские
ведомости", о которой см. выше);
"Откровение";
"Ответ" Хазельмайера.
Первое издание "Исповедания".
Secretioris Philosophiae Consideratio brevis a
Philipp a Gabella, Philosophiae St (studioso?) conscripta,
et nunc primum una cum Confessione Fratemitatis R. C. in
lucem edita Cassellis, Excudebat Guilhelmus Wessellius
Illmi. Princ. Typographus. Anno post natum Christum
MDVXV. На обороте титульного листа: Gen. 27.
De rare Caeli et Pinguedine Terrae det tibi Deus.
В том входят:
"Краткое рассмотрение" Филиппа Габелльского, с
посвящением Бруно Карлу Уффелю, в девяти главах, с молитвой
в конце. Сочинение основано на "Иероглифической Монаде"
Джона Ди;
Предисловие к "Исповеданию";
"Исповедание Братства Р.К." в четырнадцати главах.
Более поздние издания манифестов. (Я не буду
приводить длинные немецкие названия, которые почти
полностью совпадают с названиями первых изданий
небольшие разночтения объясняются изменениями в составе
сборников.)
В кассельском издании Весселя 1615 г. весь
вспомогательный материал, который был включен в два первых
издания, не воспроизводится; перепечатаны только оба
манифеста с предисловиями. "Откровение", как всегда,
напечатано по-немецки; "Исповедание" по-латыни, как
в оригинале, но с присовокуплением немецкого перевода
(который, как и латинский текст, поделен на главы).
Во франкфуртское издание Иоганна Брингера 1615 г. вошли
"Откровение", "Исповедание" (в другом немецком переводе,
без деления на главы), "Ответ" Хазельмайера и некоторые
другие анонимные ответы на "Откровение", а также
"Всеобъемлющая и Всеобщая Реформация" (отрывок из Боккалини).
Кассельское издание Вильгельма Весселя 1616 г.
воспроизводит франкфуртское издание 1615 г., с добавлением
некоторых новых ответов и пр.
Франкфуртское издание Брингера 1617 г. начинается с
"Откровения" и немецкого перевода "Исповедания";
"Всеобъемлющая и Всеобщая Реформация" не воспроизводится,
но зато в том включены некоторые новые материалы, например
защитительное писание "Юлиана Кемпийского". Насколько мне
известно, после 1617 г. и до конца XVII в. манифесты в
Германии не переиздавались.
Английские переводы манифестов.
В обоих манифестах, "Откровении" и "Исповедании",
говорится, что "Откровение" было опубликовано "на пяти
языках" (см. ниже). Однако, кроме голландского перевода,
изданного, возможно, в Амстердаме в 1617 г. (и
перепечатанного Сантингом), никакие другие ранние печатные
переводы не известны. Если переводы на другие языки и
существовали, то они, вероятно, распространялись в
рукописных списках.
Английские рукописные переводы, во всяком случае, ходили
по рукам задолго до публикации перевода Воана в 1652 г.
Воан в своем предисловии утверждает, что пользовался более
ранним переводом, выполненным "неизвестной рукой". Прайс во
введении к "Откровению и Исповеданию" показал (с. 3-8), что
перевод, опубликованный Воаном, текстуально очень близок к
рукописному переводу на шотландский диалект, сохранившемуся
среди бумаг лорда Кроуфорда и датируемому 1633 г. Прайс
полагает, что и рукопись Кроуфорда, и та рукопись, которую
копировал Воан, восходят к общему оригиналу, возникшему
ранее 1633 г.
Тот английский рукописный перевод, которым владел и который
переписал от руки Ашмол, возможно, был выполнен еще ранее, чем
только что упомянутый.
Чтобы облегчить работу по изучению манифестов, было бы
очень желательно выпустить репринты книг, содержащих их
первые издания (со всеми сопутствующими материалами и их
переводом на английский язык). Тогда специалисты смогут
детально изучить контекст, в котором впервые появились
манифесты. Мы же пока публикуем только перевод "Откровения"
и "Исповедания". Перевод, разумеется, далек от
совершенства, но мы надеемся, что мелкие неточности и
отдельные темные места не помешают читателю ознакомиться
хотя бы в общих чертах с содержанием и стилем
этих документов.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.