<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
ГЛАВА XX
Итак, первое, на что он обращал внимание, проводя
испытание, это могут ли поступающие в учение, как он
выражался, "хранить молчание", и смотрел, способны ли
учащиеся не разглашать и соблюдать все, что они услышат;
затем, скромны ли они; и он прилагал больше старания к
тому, чтобы молчать, чем к тому, чтобы говорить. Он также
рассматривал все остальное не возбуждались ли они
чрезмерно страстью или желанием, и всегда обращал особое
внимание на такие вещи: например, склонны ли они к гневу
или к вожделению, любят ли они успехи и почести или склонны
ли они к соперничеству или дружбе. Если после внимательного
и всестороннего рассмотрения он приходил к выводу, что они
обладают хорошим нравом, то тогда он проверял их
способности к учению и запоминанию: во-первых, могут ли они
быстро и точно следовать его указаниям, во-вторых, питают
ли они любовь и здравомыслие в отношении того, чему их
учат.
(95) Он рассматривал, как они предрасположены по природе
к облагораживающему воздействию, и называл это
дрессировкой. Дикость он считал враждебной такой манере
обучения, потому что она влечет за собой дерзость,
бесстыдство, распущенность, неуместность, неспособность к
учению, неповиновение власти, бесчестие и другие пороки,
противоположные мягкости и кротости. Итак, вот на что он
смотрел при испытании, и в этом направлении он развивал
учеников. Тех же, кто подходил для восприятия благ его
мудрости, он принимал и таким образом старался подвести их
к восприятию наук. Но если он видел, что кто-то не
поддается этому воздействию, он изгонял его, как
какого-нибудь иноплеменника или чужеземца.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>