|
А. Милеант. СЕМИГЛАВЫЙ ДРАКОНБУДДИЗМ И ДЗЕН-БУДДИЗМ Буддизм возник на почве индуизма и многое унаследовал от него. Как и в индуизме, в нем отсутствует какая-либо организация и определенная доктрина. Является ли буддизм религией или философией это спорный вопрос. Основатель этого учения Будда, не считал свои мнения религией. Он не признавал ни богов, ни доктрин, ни верований. В своем "буддийском катехизисе" один из основателей теософского движения Олькотт так определяет буддистское учение: "Из всех религий он (Будда) один учит наивысшему благу без Бога, продолжению бытия без души, блаженству без неба, святости без Спасителя, искуплению одними собственными силами, без обрядов, молитв и покаяния, без помощи со стороны святых или духовенства; он учит, наконец, совершенству, осуществимому уже в земной жизни." Если буддизм назовут атеизмом, то это будет совершенно верно, и последователи его не станут возражать против такого определения. Все в буддизме его ритуалы и приемы, его философия и искусство имеет своей целью уничтожить иллюзию, будто человек существует. И не только человек, но и вообще все во Вселенной считается не имеющим определенного содержания, все иллюзия! Поэтому положения в буддизме большей частью выражаются в негативных терминах. Буддизм это философия пессимизма . История. Буддизм основал Сиддхартх Гаутама (563-483 гг. до Р. Хр.), сведения о котором полны легенд. Рассказывают, что он был богатым индусским принцем, которого с детства старались окружить только всем приятным и красивым. Однако, когда в зрелом возрасте ему впервые удалось выйти из дворца и увидеть, как живут остальные, он был потрясен картинами крайней нищеты и страданий. Вскоре после этого он отказался от своих богатств, оставил жену и детей и стал нищим скитаться в поисках истины. В состоянии глубокой медитации, его озарила мысль, что жажда жизни является причиной всех людских страданий. Если убить в себе всякое желание, то и страдания прекратятся. Поняв это, он остальные годы своей жизни посвятил разработке и проповеди своего учения. Как получившего озарение, его стали называть Буддой, что значит "просвещенный." Будда проповедовал против кастовой системы в своей стране и учил о равенстве всех людей перед Богом. Он поощрял милосердие и сострадательность. Призывал всех стать монахами, потому что только монахи могут вести жизнь в лишениях, необходимых для "просвещения." Всякая деятельность, привязывая человека к материальному, приносит ему страдания. Будда ничего не говорил о будущем существовании, потому что считал, что оно не имеет никакого отношения к действительности. Конечную цель существования он видел в нирване состоянии полного покоя, свободного от всяких мыслей, чувств и желаний. Это состояние он именовал блаженством. В 236 году до Р. Хр. совет из пятисот буддийских монахов собрал и записал устные предания об учении Будды. Так образовался сборник Типитака . Благодаря Ашоку (274-236 гг. до Р. Хр.) и его активной миссионерской работе буддизм стал быстро распространяться в Бирме, Цейлоне, Сирии, Египте и Македонии. Однако после смерти Ашоки буддизм стал дробиться на секты. Учение. Вопросы о Боге, о происхождении мира и человека и подобные чисто "отвлеченные" темы не привлекали внимание Будды. Исходным пунктом его учения является анализ чисто практической проблемы: откуда страдания и как избавиться от них. В основу своего учения Будда положил четыре "кардинальные истины:" 1) страдания наполняют все стороны жизни от рождения человека до его смерти. 2) Причина страданий заключается в жажде жить и получать удовольствия. 3) Поэтому, чтобы освободиться от страданий, надо подавить в себе все желания. 4) Это достигается, следуя восьмимерному пути: правильное мировоззрение, правильная решимость, правильное слово, правильное дело, правильная жизнь, правильное стремление, правильное воспоминание и правильное самоуглубление. Следуя восьмимерному пути, указанному Буддой, человек может миновать закон кармы и бесплодных циклов перевоплощения. Освободившись от всяких желаний, человек наконец погружается в "блаженное" состояние нирваны, т.е. угасает. Хотя основная идея буддизма предельно проста, правила "пути" крайне сложны и многочисленны, т.е. изучение их требует целой жизни. Это обстоятельство делает буддизм самым сложным и парадоксальным учением мира. Самообладание центральная тема буддизма. Всякое событие рассматривается как результат "волнения," "суеты" или "помраченности" трансцендентного сознания Абсолютного начала. Это "волнение" есть нечто отрицательное и недолжное. Человек, "познавший истину," что бытия не должно быть, ибо оно противоречит сущности абсолютного начала, вступает на путь к успокоению и к окончательному покою в нирване. Буддизм проповедует решительное неприятие мира. Его идеал уничтожение личного бытия. В этом он противоположен христианству, в котором личность главное в человеке. Все усилия буддийского мудреца направлены не к обнаружению положительных сторон бытия, не к обретению истины, а к разоблачению призрачности и обманчивости жизни. Всюду в этой сложной, полу-философской, полумистической работе пробивается стремление к уменьшению интенсивности бытия и к его полному упразднению. Здесь цель не рост духа, как в христианстве, а его угасание. В буддизме добродетель рассматривается как нечто преходящее, которое на более высоких ступенях совершенства становится помехой: ведь все дела, совершенные в настоящей жизни, неизбежно влекут за собой новое перевоплощение. Дурные дела еще невыгоднее, потому что они увеличивают страдания при новом воплощении. В буддизме отсутствует понятие о грехопадении, равно как и проблема зла. Он учит, что "зло должно существовать вместе с добром, как свет с тьмой, удовольствие со страданиями, потому что иначе порядок теряет значение без хаоса, как высшее невозможно без низшего, удовольствие без страдания." "Как бы велики не были нужды и потребности других, никто не должен ради них жертвовать своим собственным спасением," находим мы в своде буддийской морали. Отвергнув идею Творца и поняв мир, как зло, философия буддизма вносит зло в самый Абсолют, в котором зарождается непонятная "суета," "волнение," порождающие наш "ничтожный" мир, заслуживающий лишь уничтожения. Вместо молитвы предлагается медитация, вместо общения с Богом мистическое озарение. Разветвления буддизма Со временем буддизм расщепился на две основные ветви: либеральную (Махаяна большая колесница, или широкий путь спасения) и консервативную (Теравада путь старца и немногих). Эти ветви настолько отличаются друг от друга, что их можно рассматривать как разные религии. Махаянская (либеральная) ветвь распространилась на севере: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Индонезии и Вьетнаме. В ней подчеркивается культовая сторона буддизма: возжжения фимиама, магические процедуры и оккультные ритуалы, статуям Будды воздаются божеские почести и почитается множество божеств. Тибетская форма махаянского буддизма самая оккультная из всех. Здесь существует правящий класс "священников," лам, которые изучают и толкуют философскую сторону буддизма. Поощряется вдумчивый образ жизни, спокойные темпы, умиротворение. Человек призывается войти в гармонию с природой. Теравадская (консервативная) ветвь распространилась на юге в Цейлоне, Бирме, Камбодже и Тайланде. В основе ее учения лежат писания Типитака, которые призывают к монашескому образу жизни: буддизму надо посвятить свою жизнь целиком. Нирвана цель существования. Главная добродетель мудрость. Теравадская школа избегает ритуалов и поощряет медитацию. Понятие Бога, как реального лица, полностью отсутствует. Кроме того, существует дзен-буддизм, или просто дзен, который является японской версией буддизма. В дзене логический анализ это табу. Научить другого чему-то считается невозможным, равно и как научиться от кого-нибудь. Каждый сам должен избавиться от предрассудков и от чужих мнений. Дзен отвергает все учения и религии; чудеса и сверхъестественные явления объявляет миражем и иллюзией. Он учит, что реальность не имеет объективного содержания, существует лишь субъективное восприятие. "Истины" постигаются непосредственно, интуитивным путем, когда познаваемое и познающий сливаются в одно. Писания могут быть полезными в начале, как поощрение к медитации. Просвещение хорошо, но оно не цель, потому что дзен настаивает, что у него нет цели. Важно не будущее, а только то, что происходит сейчас. Дзен верит в непогрешимость человеческой интуиции. Всякий авторитет отвергается. Для саморазвития дзен призывает к усиленным упражнениям в медитации (по несколько часов в день). Медитируя, человек должен освободить свой ум от привязанности к земному и не думать ни о плохом, ни о хорошем. Важно сконцентрироваться на одной мысли и исчерпать полностью ее содержание. Все, что человек может познать, приходит к нему изнутри. Главное почувствовать себя органической частью Целого. В этот момент испытывается состояние спонтанного "просвещения," что объявляется высшим блаженством. На самом же деле галлюцинации и видения бесов это обычный результат медитации по рецептам дзена. Доктрина дзена хаотична; она ничего не утверждает и ничего не отрицает, а лишь указывает "путь." Подобно индуизму, дзен учит, что Бог и человек это одно. Поэтому всякий объект почитания исключается, равно как и священные писания, обряды и ритуалы. Не признает он ни праведности, ни греха, потому что считает их плодом субъективного восприятия. Дзен полностью устремлен к человеку, к тому, чтобы он почувствовал себя хорошо, считая все происходящее вокруг неважным. Учение дзена импонирует тем, которые чувствуют отвращение к догматам и авторитетам. Вероятно, именно этим он привлекает современных интеллектуалов, пресытившихся неперестающим потоком бездуховной информации. Количество буддистов достигает 300 миллионов, делая буддизм четвертой по численности религией. Философия дзен-буддизма в 60-ых годах породила в США движение хиппи с его "свободной" любовью. Хотя в дзен-буддизме моральные требования довольно строги к начинающим, мастер дзен-буддизма свободен делать все. Современный буддизм насыщен оккультизмом, колдовством и общением с духами. Буддизм привлекает своей адогматичностью и тем, что он легко уживается с различными религиями. Эзотерический буддизм призывает своих адептов стать выше любви и ненависти, добра и зла. Для буддиста любовь так же опасна, как ненависть, потому что привязывает человека к вращающемуся колесу мироздания. Для него единственно достойное состояние отчужденность и безразличие. На высших ступенях посвящения буддиста учат, что добра и зла как нравственных категорий вообще не существует, т.к. они относятся к бытию, желание которого буддист должен в себе подавить. Христианство же, напротив, не смотрит на желания, как на зло. Ведь Сам Бог вложил в нас жажду творить, совершенствоваться, радоваться жизни. Беда та, что грех нарушил первоначальный баланс между физическими и душевными желаниями, и душа, которая должна была быть госпожой тела, стала его рабой. Перепуталась в нас и правильная градация ценностей, так что часто мы добиваемся того, что нам не нужно или даже вредно для нас, а пренебрегаем действительно ценными благами общением с Богом и внутренним миром. Цель христианской веры помочь нам привести в порядок свои мысли и желания и направить все усилия к достижению вечной жизни. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Категория: Библиотека » Критика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|