А. Милеант. СЕМИГЛАВЫЙ ДРАКОН

- Оглавление -



БУДДИЗМ И ДЗЕН-БУДДИЗМ

Буддизм возник на почве индуизма и многое унаследовал от него. Как и в индуизме, в нем отсутствует какая-либо организация и определенная доктрина. Является ли буддизм религией или философией – это спорный вопрос. Основатель этого учения Будда, не считал свои мнения религией. Он не признавал ни богов, ни доктрин, ни верований. В своем "буддийском катехизисе" один из основателей теософского движения Олькотт так определяет буддистское учение: "Из всех религий он (Будда) один учит наивысшему благу без Бога, продолжению бытия без души, блаженству без неба, святости без Спасителя, искуплению одними собственными силами, без обрядов, молитв и покаяния, без помощи со стороны святых или духовенства; он учит, наконец, совершенству, осуществимому уже в земной жизни." Если буддизм назовут атеизмом, то это будет совершенно верно, и последователи его не станут возражать против такого определения.

Все в буддизме – его ритуалы и приемы, его философия и искусство – имеет своей целью уничтожить иллюзию, будто человек существует. И не только человек, но и вообще все во Вселенной считается не имеющим определенного содержания, все – иллюзия! Поэтому положения в буддизме большей частью выражаются в негативных терминах. Буддизм – это философия пессимизма .

История. Буддизм основал Сиддхартх Гаутама (563-483 гг. до Р. Хр.), сведения о котором полны легенд. Рассказывают, что он был богатым индусским принцем, которого с детства старались окружить только всем приятным и красивым. Однако, когда в зрелом возрасте ему впервые удалось выйти из дворца и увидеть, как живут остальные, он был потрясен картинами крайней нищеты и страданий. Вскоре после этого он отказался от своих богатств, оставил жену и детей и стал нищим скитаться в поисках истины. В состоянии глубокой медитации, его озарила мысль, что жажда жизни является причиной всех людских страданий. Если убить в себе всякое желание, то и страдания прекратятся. Поняв это, он остальные годы своей жизни посвятил разработке и проповеди своего учения. Как получившего озарение, его стали называть Буддой, что значит "просвещенный."

Будда проповедовал против кастовой системы в своей стране и учил о равенстве всех людей перед Богом. Он поощрял милосердие и сострадательность. Призывал всех стать монахами, потому что только монахи могут вести жизнь в лишениях, необходимых для "просвещения." Всякая деятельность, привязывая человека к материальному, приносит ему страдания. Будда ничего не говорил о будущем существовании, потому что считал, что оно не имеет никакого отношения к действительности. Конечную цель существования он видел в нирване – состоянии полного покоя, свободного от всяких мыслей, чувств и желаний. Это состояние он именовал блаженством.

В 236 году до Р. Хр. совет из пятисот буддийских монахов собрал и записал устные предания об учении Будды. Так образовался сборник Типитака . Благодаря Ашоку (274-236 гг. до Р. Хр.) и его активной миссионерской работе буддизм стал быстро распространяться в Бирме, Цейлоне, Сирии, Египте и Македонии. Однако после смерти Ашоки буддизм стал дробиться на секты.

Учение. Вопросы о Боге, о происхождении мира и человека и подобные чисто "отвлеченные" темы не привлекали внимание Будды. Исходным пунктом его учения является анализ чисто практической проблемы: откуда страдания и как избавиться от них. В основу своего учения Будда положил четыре "кардинальные истины:" 1) страдания наполняют все стороны жизни – от рождения человека до его смерти. 2) Причина страданий заключается в жажде жить и получать удовольствия. 3) Поэтому, чтобы освободиться от страданий, надо подавить в себе все желания. 4) Это достигается, следуя восьмимерному пути: правильное мировоззрение, правильная решимость, правильное слово, правильное дело, правильная жизнь, правильное стремление, правильное воспоминание и правильное самоуглубление.

Следуя восьмимерному пути, указанному Буддой, человек может миновать закон кармы и бесплодных циклов перевоплощения. Освободившись от всяких желаний, человек наконец погружается в "блаженное" состояние нирваны, т.е. угасает. Хотя основная идея буддизма предельно проста, правила "пути" крайне сложны и многочисленны, т.е. изучение их требует целой жизни. Это обстоятельство делает буддизм самым сложным и парадоксальным учением мира.

Самообладание – центральная тема буддизма. Всякое событие рассматривается как результат "волнения," "суеты" или "помраченности" трансцендентного сознания Абсолютного начала. Это "волнение" есть нечто отрицательное и недолжное. Человек, "познавший истину," что бытия не должно быть, ибо оно противоречит сущности абсолютного начала, вступает на путь к успокоению и к окончательному покою в нирване. Буддизм проповедует решительное неприятие мира. Его идеал – уничтожение личного бытия. В этом он противоположен христианству, в котором личность – главное в человеке.

Все усилия буддийского мудреца направлены не к обнаружению положительных сторон бытия, не к обретению истины, а к разоблачению призрачности и обманчивости жизни. Всюду в этой сложной, полу-философской, полумистической работе пробивается стремление к уменьшению интенсивности бытия и к его полному упразднению. Здесь цель – не рост духа, как в христианстве, а его угасание.

В буддизме добродетель рассматривается как нечто преходящее, которое на более высоких ступенях совершенства становится помехой: ведь все дела, совершенные в настоящей жизни, неизбежно влекут за собой новое перевоплощение. Дурные дела – еще невыгоднее, потому что они увеличивают страдания при новом воплощении. В буддизме отсутствует понятие о грехопадении, равно как и проблема зла. Он учит, что "зло должно существовать вместе с добром, как свет с тьмой, удовольствие со страданиями, потому что иначе порядок теряет значение без хаоса, как высшее невозможно без низшего, удовольствие без страдания." "Как бы велики не были нужды и потребности других, никто не должен ради них жертвовать своим собственным спасением," находим мы в своде буддийской морали.

Отвергнув идею Творца и поняв мир, как зло, философия буддизма вносит зло в самый Абсолют, в котором зарождается непонятная "суета," "волнение," порождающие наш "ничтожный" мир, заслуживающий лишь уничтожения. Вместо молитвы предлагается медитация, вместо общения с Богом – мистическое озарение.

Разветвления буддизма

Со временем буддизм расщепился на две основные ветви: либеральную (Махаяна – большая колесница, или широкий путь спасения) и консервативную (Теравада – путь старца и немногих). Эти ветви настолько отличаются друг от друга, что их можно рассматривать как разные религии.

Махаянская (либеральная) ветвь распространилась на севере: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Индонезии и Вьетнаме. В ней подчеркивается культовая сторона буддизма: возжжения фимиама, магические процедуры и оккультные ритуалы, статуям Будды воздаются божеские почести и почитается множество божеств. Тибетская форма махаянского буддизма самая оккультная из всех. Здесь существует правящий класс "священников," лам, которые изучают и толкуют философскую сторону буддизма. Поощряется вдумчивый образ жизни, спокойные темпы, умиротворение. Человек призывается войти в гармонию с природой.

Теравадская (консервативная) ветвь распространилась на юге – в Цейлоне, Бирме, Камбодже и Тайланде. В основе ее учения лежат писания Типитака, которые призывают к монашескому образу жизни: буддизму надо посвятить свою жизнь целиком. Нирвана – цель существования. Главная добродетель – мудрость. Теравадская школа избегает ритуалов и поощряет медитацию. Понятие Бога, как реального лица, – полностью отсутствует.

Кроме того, существует дзен-буддизм, или просто дзен, который является японской версией буддизма. В дзене логический анализ – это табу. Научить другого чему-то считается невозможным, равно и как научиться от кого-нибудь. Каждый сам должен избавиться от предрассудков и от чужих мнений. Дзен отвергает все учения и религии; чудеса и сверхъестественные явления объявляет миражем и иллюзией. Он учит, что реальность не имеет объективного содержания, существует лишь субъективное восприятие. "Истины" постигаются непосредственно, интуитивным путем, когда познаваемое и познающий сливаются в одно.

Писания могут быть полезными в начале, как поощрение к медитации. Просвещение хорошо, но оно не цель, потому что дзен настаивает, что у него нет цели. Важно не будущее, а только то, что происходит сейчас. Дзен верит в непогрешимость человеческой интуиции. Всякий авторитет отвергается. Для саморазвития дзен призывает к усиленным упражнениям в медитации (по несколько часов в день).

Медитируя, человек должен освободить свой ум от привязанности к земному и не думать ни о плохом, ни о хорошем. Важно сконцентрироваться на одной мысли и исчерпать полностью ее содержание. Все, что человек может познать, приходит к нему изнутри. Главное – почувствовать себя органической частью Целого. В этот момент испытывается состояние спонтанного "просвещения," что объявляется высшим блаженством. На самом же деле галлюцинации и видения бесов – это обычный результат медитации по рецептам дзена.

Доктрина дзена хаотична; она ничего не утверждает и ничего не отрицает, а лишь указывает "путь." Подобно индуизму, дзен учит, что Бог и человек – это одно. Поэтому всякий объект почитания – исключается, равно как и священные писания, обряды и ритуалы. Не признает он ни праведности, ни греха, потому что считает их плодом субъективного восприятия. Дзен полностью устремлен к человеку, к тому, чтобы он почувствовал себя хорошо, считая все происходящее вокруг – неважным. Учение дзена импонирует тем, которые чувствуют отвращение к догматам и авторитетам. Вероятно, именно этим он привлекает современных интеллектуалов, пресытившихся неперестающим потоком бездуховной информации. Количество буддистов достигает 300 миллионов, делая буддизм четвертой по численности религией.

Философия дзен-буддизма в 60-ых годах породила в США движение хиппи с его "свободной" любовью. Хотя в дзен-буддизме моральные требования довольно строги к начинающим, мастер дзен-буддизма свободен делать все. Современный буддизм насыщен оккультизмом, колдовством и общением с духами.

Буддизм привлекает своей адогматичностью и тем, что он легко уживается с различными религиями. Эзотерический буддизм призывает своих адептов стать выше любви и ненависти, добра и зла. Для буддиста любовь так же опасна, как ненависть, потому что привязывает человека к вращающемуся колесу мироздания. Для него единственно достойное состояние – отчужденность и безразличие. На высших ступенях посвящения буддиста учат, что добра и зла как нравственных категорий вообще не существует, т.к. они относятся к бытию, желание которого буддист должен в себе подавить.

Христианство же, напротив, не смотрит на желания, как на зло. Ведь Сам Бог вложил в нас жажду творить, совершенствоваться, радоваться жизни. Беда та, что грех нарушил первоначальный баланс между физическими и душевными желаниями, и душа, которая должна была быть госпожой тела, стала его рабой. Перепуталась в нас и правильная градация ценностей, так что часто мы добиваемся того, что нам не нужно или даже вредно для нас, а пренебрегаем действительно ценными благами – общением с Богом и внутренним миром. Цель христианской веры – помочь нам привести в порядок свои мысли и желания и направить все усилия к достижению вечной жизни.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Библиотека
Просмотров: 2227
Категория: Библиотека » Критика


Другие новости по теме:

  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ЧТО ТАКОЕ ДЗЭН Прежде чем приступить
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ II История дзэна начинается с приходом БодхидхармыБодайдарума
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ 1 Чтобы понять
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ I Легенда, повествующая о происхождении дзэна в
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ИСТОРИЯ ДЗЭН-БУДДИЗМА ОТ БОДХИДХАРМЫ ДО ЭНО
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ПРОСВЕТЛЕНИЕ И НЕВЕДЕНИЕ Как ни странно,
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть II ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЗЭНА 150 Что означает
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. ДЗЭН-БУДДИЗМ Постичь реальность в свете дзэна
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. ДЗЭН КАК ВЫСШЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ Сюдзан Сенсэн,
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ВОСТОЧНЫЙ ОБРАЗ МЫСЛИ Строго говоря, мысль
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ЕСТЬ ЛИ В ДЗЭНЕ НИГИЛИЗМ Наиболее
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ЧТО ТАКОЕ ДЗЭН-БУДДИЗМ Со времен Бодхидхармы,
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ДЗЭН И ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ Дзэн и
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть I ОБЗОР 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ В
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ Коротко об авторе Дзэн-буддизм в последние годы
  • Н. В. Абаев. ЧАНЬ-БУДДИЗМ И КУЛЬТУРА... | Библиография На русском языкеМаркс К. Тезисы о Фейербахе.
  • Н. В. Абаев. ЧАНЬ-БУДДИЗМ И КУЛЬТУРА... | ОГЛАВЛЕHИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, мы рассмотрели три наиболее влиятельныепсихокультурные
  • Н. В. Абаев. ЧАНЬ-БУДДИЗМ И КУЛЬТУРА... | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IV ЧАНЬСКАЯ ПСИХОКУЛЬТУРА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Н. В. Абаев. ЧАНЬ-БУДДИЗМ И КУЛЬТУРА... | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III ЧАНЬ-БУДДИЗМ И ЧАНЬСКАЯ КУЛЬТУРА ПСИХИЧЕСКОЙ
  • Н. В. Абаев. ЧАНЬ-БУДДИЗМ И КУЛЬТУРА... | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
  • Н. В. Абаев. ЧАНЬ-БУДДИЗМ И КУЛЬТУРА... | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 1 КУЛЬТУРА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНФУЦИАНСТВЕ
  • Н. В. Абаев. ЧАНЬ-БУДДИЗМ И КУЛЬТУРА... | ОГЛАВЛЕHИЕ ВВЕДЕНИЕ Традиционная китайская культура, которая, как известно,является
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV Эно 638-713 был родом из Синь-чжоу
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ДЗЭН И ИСКУССТВО ФЕХТОВАНИЯ ...Я хочу
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЯПОНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть VI ДЗЭН И ЯПОНСКАЯ КУЛЬТУРА Рисуй
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. СУЩНОСТЬ БУДДИЗМА Прежде чем говорить о
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ДЗЭН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ В настоящее
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ЖИЗНЬ В СВЕТЕ ВЕЧНОСТИ I Вечность,
  • Судзуки Д. Т. ВВЕДЕНИЕ В ДЗЭН-БУДДИЗМ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ДЗЭНЕ Нас просят



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь