Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Часть Первая
КАТЕГОРИИ АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО
КАК КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ



Глава 1

МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ И ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ
ПОНИМАНИЕ "КОНКРЕТНОГО"



1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ "КОНКРЕТНОГО" У МАРКСА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Как известно, Маркс определяет "конкретное" как "единство многообразного". С точки зрения старой, чисто формальной логики, это определение может показаться парадоксальным: ведь сведение чувственно-данного многообразия к "единству", в нем обнаруживающемуся, представляется на первый взгляд (а старая логика из этого "первого" взгляда и исходит) задачей выработки не "конкретного", а как раз наоборот – абстрактного знания о вещах. С точки зрения этой логики осознавать "единство" в чувственно воспринимаемом многообразии явлений – значит отвлечь от них то общее, то абстрактно одинаковое, которым они все без исключения обладают. Это – абстрактное единство, зафиксированное в абстрактно общем понятии, в "высшем роде", в "обобщении" – с точки зрения старой логики и есть то единственное "единство", о котором имеет смысл говорить в логике.

И действительно, если понимать задачу мышления как задачу сведения чувственно-данного многообразия к простому абстрактному выражению, как задачу отыскания абстрактного "единства" в различных явлениях то определение Маркса обязательно покажется неоправданным, не принятым в Логике выражением.

Однако следует учесть, что Логика Маркса опирается на совершенно иные представления о мышлении, о его цели и задачах, нежели те, на которые опиралась старая традиционная логика. Это отражается не только в сути понимания логических проблем, но и в терминологии, с помощью которой эта новая суть выражается.

Если Маркс определяет конкретное как единство многообразного, то здесь предполагается диалектическое понимание категорий "единого" и "многого". И это понимание вовсе не остается чем-то внешним и безразличным по отношению к категориям специально-логическим, но заставляет и эти последние рассматривать под новым углом зрения.

Определение "конкретного", данное Марксом, означает, если несколько развернуть его афористически-краткую формулу, буквально следующее:

Конкретное, конкретность – это прежде всего синоним объективной взаимосвязи всех необходимых сторон реального предмета, данного человеку в созерцании и представлении, их внутренне необходимой взаимообусловленности. Под "единством" тем самым понимается сложная совокупность различных форм существования предмета, неповторимое сочетание которых характерно только для данного, и не для какого-нибудь иного предмета.

Такое понимание "единства" – как нетрудно понять – не только не тождественно тому пониманию, из которого исходила старая логика, но и прямо ему противоположно.

Часто в качестве синонима "конкретности" Маркс употребляет и другой термин, не удержавшийся впоследствии в терминологии материалистической диалектики, – "тотальность". Этот последний им используется в тех случаях, когда приходится охарактеризовать предмет как связанное, качественно-определенное целое, как "органическую систему" взаимодействующих явлений, – в противоположность метафизическому представлению о нем как о механическом агрегате неизменных составных частей, связанных между собою лишь внешним, более или менее случайным образом.

Самое важное в этом определении заключается в том, что "конкретность" оказывается прежде всего чисто объективной характеристикой объективной реальности, предмета познания, абсолютно независимого от тех эволюций, которые имеют место в субъекте теоретического познания.

Предмет сам по себе, "в себе", конкретен независимо от того, познается ли он мышлением или воспринимается органами чувств. "Конкретность" предмета не создается в процессе его восприятия в сознание, ни "чувственной" ступенью познания, ни "рационально-логической". Важность этого положения мы увидим ниже.

Естественно, что единственной логической формой, в которой человек может осознать объективную конкретность, оказывается не абстрактное "единство", не абстракция, выражающая лишь "общее" в явлениях, а только "единство многоразличных определений" – то есть система абстракций, сложная совокупность абстракций. Система абстракций и оказывается единственно возможной формой существования истины в сознании человека. Сознание должно быть столь же сложным, сколь сложен предмет.

Этим Маркс материалистически обосновывает то действительное положение, что наука возможна только в форме системы категорий. Каждая из этих входящих в ее состав категорий, – каждое из "многообразных определений" – есть по своему объективному содержанию также отражение предмета – но только одностороннее его отражение.

Поэтому "абстракция", "абстрактное" – в противоположность "конкретному" – это прежде всего категория, обозначающая одностороннее знание. При этом, естественно, безразлично – в какой субъективно-психологической форме это знание осуществляется, – в речи или в форме живого образа воображения, в сухой научной формуле или в виде "наглядного" представления, – с точки зрения логики сие совершенно безразлично, ибо логика (в отличие от психологии) устанавливает свои различения с точки зрения объективного содержания знания, а не с точки зрения той субъективно-психологической формы, в которой это знание выражено. И хотя, как мы это покажем, субъективная форма знания не остается чем-то внешним и безразличным к выражаемому в ней содержанию знания, хотя конкретное по содержанию знание и образует соответствующую себе форму, тем не менее нет ничего ошибочнее различать "абстрактное" и "конкретное" знание с точки зрения субъективно-псхологической формы его выражения.

Только анализ знания по его содержанию может показать – имеем ли мы дело с "абстрактным" или с "конкретным" знанием. И здесь субъективно-психологический угол зрения на вещи должен быть строго отставлен в сторону.

Это – важнейший пункт взглядов Маркса на природу всех категорий Логики, в том числе и категорий абстрактного и конкретного. Малейшая путаница, малейшая нечеткость в его понимании неизбежно повела бы к смазыванию принципиальных различий между диалектической логикой марксизма-ленинизма и логикой старой, недиалектической.

Чтобы в этом убедиться, необходимо совершить экскурс в историю философии, в историю категорий абстрактного и конкретного как категорий философии. От нее мы опять вернемся к анализу взглядов Маркса, как к тому результату, к которому с железной необходимостью приводит история философии.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 870
Категория: Философия, Разное


Другие новости по теме:

  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. ЧУВСТВЕННОСТЬ И СОЗНАНИЕ Теоретическая оценка этого
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. АБСТРАКЦИЯ И АНАЛИЗ Предположим, то перед
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. КОНКРЕТНОЕ ЕДИНСТВО КАК ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Итак,
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. КОНКРЕТНОЕ И ДИАЛЕКТИКА ОБЩЕГО-ЕДИНИЧНОГО Поиск сущности
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕК И УРОКИ ЭТОЙ
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ОБ ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К ПОНЯТИЮ Старая,
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 АБСТРАКЦИИ МЫШЛЕНИЯ 150 ПОНЯТИЯ 1.
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 1О. РАССУДОК И РАЗУМ Осознавая чувственные впечатления,
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. ЧУВСТВЕННОСТЬ, АБСТРАКЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРУД Единственно
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. КОНКРЕТНОЕ КАК ПРОТИВОРЕЧИЕ В ЕГО РАЗВИТИИ
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. МЕХАНИЗМ СОЗНАНИЯ И АБСТРАКЦИЯ Сознательное отношение
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ПРОБЛЕМА КОНКРЕТНОГО В ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКЕ ГЕГЕЛЯ
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. МУКИ РОЖДЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ. КАНТ Всемирно-исторической заслугой
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ТЕРМИН КОНКРЕТНОЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ТЕРМИН КОНКРЕТНОЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Опираясь на то, как применял Маркс материалистически
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ИНДУКЦИЯ АДАМА СМИТА И ДЕДУКЦИЯ ДАВИДА
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 СОВПАДЕНИЕ АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО 150
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ И ЭКЛЕКТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ВСЕСТОРОННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. СПИРАЛЕВИДНЫЙ ХАРАКТЕР КОНКРЕТНОСТИ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРООБРАЗ АБСТРАКТНОГО
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. КОНКРЕТНАЯ АБСТРАКЦИЯ ПОНЯТИЕ И ПРАКТИКА Всеобщей
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Вторая ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ВЗГЛЯД МАРКСА НА ПРОЦЕСС НАУЧНОГО РАЗВИТИЯ
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПОСОБА ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. СЛОВО И АБСТРАКЦИЯ, КАК ФОРМА СОЗНАНИЯ
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ДЕДУКЦИЯ И ПРОБЛЕМА ИСТОРИЗМА Понимая предмет
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 5 ЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КОНКРЕТНЫЙ ИСТОРИЗМ
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ИСТОРИЗМА
  • Э. В. Ильенков. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. АБСТРАКТНЫЙ И КОНКРЕТНЫЙ ИСТОРИЗМ Решающей особенностью



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь