|
Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИРЕЗЮМЕ Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоаналитическую теорию, придавали особое значение Я и его функциям. Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития Я на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксона Я предстает как самостоятельная личностная структура. Его теория сфокусирована на качествах Я, появляющихся в предсказуемые периоды жизни. Значение социальных и культурных влияний в формировании личности характерно и для теорий Эриха Фромма и Карен Хорни. Эриксон утверждает, что Я проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей. С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1) базальное доверие базальное недоверие; 2) самостоятельность стыд и сомнение; 3) инициативность вина; 4) трудолюбие неполноценность; 5) самотождественность Я ролевое смешение; 6) близость изоляция; 7) продуктивность инертность, застой; 8) цельность Я отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов. Теория Эриксона опирается на его исходные положения о природе человека. В его психосоциальной теории нашли выражение:
Исследования, посвященные оценке эмпирической валидности теории Эриксона, рассматривались в аспекте таких понятий и явлений, как формы самотождественности Я, достижение самотождественности и способность к близости. Было отмечено, что теория Эриксона послужила стимулом для очень небольшого количества исследований. Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания поведения подростков в американском обществе. Разные аспекты поведения подростков проблема выбора карьеры, членство в группе сверстников, употребление алкоголя и наркотиков объяснялись как частичное отражение кризиса самотождественности. Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уделяя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека. Определенной частью людей движет желание бегства от свободы, которое осуществляется посредством механизмов авторитаризма, деструктивности, конформности автомата. Здоровый путь освобождения состоит в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности. Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в самотождественности и потребность в системе взглядов и преданности. Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы характера рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный. Продуктивный характер, согласно теории Фромма, представляет собой цель развития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд. Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога ощущение беспомощности во враждебном мире является основой невроза. Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация "от людей", "против людей" и "к людям". У невротической личности обычно преобладает одна из них. Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти
женщины к пенису; она предложила вместо этого версию о том,
что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности
последних рожать и кормить детей. Она также считала, что
женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие
своей экономической, политической и психологической
зависимости от мужчин. Хорни уделяла особое внимание
социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и
дискриминации женщин, в объяснении развития личности женщины.
Глоссарий Базальная враждебность (Basic hostility). В теории Хорни чувство злости у ребенка по отношению к тем (например, родителям), кто отвергает его или плохо обращается с ним. Базальная тревога (Basic anxiety). В теории Хорни всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире. Базальное доверие (Basic trust). Внутреннее ощущение, что социальный мир это безопасное и стабильное место, а опекающие люди заботливы и надежны. Близость (Intimacy). Сопровождает раннюю зрелость; включает в себя сексуальность, тесные отношения с другими и способность доверяться другому человеку. Верность (Fidelity). Психосоциальное позитивное качество, вытекающее из самотождественности Я, благодаря которому юноши и девушки имеют возможность мыслить и действовать согласно идеологии, несмотря на присущие ей противоречия и ограничения. Взаимозависимость (Mutuality). Термин, использовавшийся Эриксоном для выражения представления, согласно которому потребности и способности разных поколений находятся во взаимной зависимости. Вина (Guilt). Чувство собственной никчемности и неуверенности в себе у детей, чьи родители не склонны давать им возможность действовать самостоятельно. Гуманистический общинный социализм (Humanistic communitarian socialism). Описанное Фроммом утопическое общество, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека и где он может максимально развивать свой личностный потенциал. Гуманистический психоанализ (Humanistic psychoanalysis). Сформулированная Фроммом теория личности, в которой подчеркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в развитии и формировании характера индивидуума. Достижение самотождественности (Identity achievement). Статус самотождественности Я, характеризующийся переживанием кризиса, связанного с выбором карьеры и идеологических убеждений, в результате чего человек делает твердый выбор того и другого. Жизненный цикл (Life cycle). Последовательность психосоциальных стадий, следующих друг за другом от рождения до смерти. Забота (Care). Психосоциальное качество, дающее человеку возможность чувствовать, что кто-то или что-то имеет для него значение. Изоляция (Isolation). Чувство социальной опустошенности и болезненности, возникающее в результате неспособности достичь близости. Инертность (Stagnation). Состояние поглощенности самим собой, при котором индивидуум заботится только об удовлетворении своих потребностей. Инициатива (Initiative). Связана с возрастом игры и отражает активный интерес к работе других, исследование всего нового, а также внутреннее чувство собственной способности предпринимать активные действия. Компетентность (Competency). Психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением. Кризис самотождественности (Identity crisis). В теории Эриксона период времени, в течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как "что я собой представляю?", "куда я иду?" Молодым людям, мучительно переживающим кризис самотождественности, часто недостает ясного представления о собственной социальной роли, и они строят предположения о том, какая роль наиболее подходит им в данной ситуации. Любовь (Love). Психосоциальное качество, вытекающее из чувства близости, благодаря которому молодой человек или девушка вверяет себя другому человеку, хранит верность, даже если для этого может потребоваться самоотречение и компромисс. Мораторий (Moratorium). Статус самотождественности Я, при котором девушка или молодой человек переживает кризис самотождественности, связанный с выбором профессии и идеологических убеждений, но их выбор и решения еще слишком неопределенные и общие. Мудрость (Wisdom). Психосоциальное качество, связанное с чувством своей цельности (эго-интеграция), благодаря которому человек признает относительность знаний, приобретенных на протяжении жизни. Надежда (Hope). Психосоциальное качество, сопряженное с чувством базисного доверия, служащее фундаментом для осознания смысла своего существования. Накапливающий тип характера (Hoarding character type). В теории Фромма скупой, упрямый и ориентирующийся на прошлое человек. Недоверие (Mistrust). Чувство страха, подозрительность и мрачные предчувствия у маленького ребенка по отношению к людям и к миру в целом, сформировавшееся благодаря несостоятельному или отвергающему стилю материнского воспитания. Неполноценность (Inferiority). Чувство неуверенности и некомпетентности, являющееся следствием недостаточной успешности; низкая самооценка. Ориентация к людям (Moving toward people). В теории Хорни стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством чрезмерной зависимости от других людей; другое название уступчивый тип. Ориентация от людей (Moving away people). В теории Хорни стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством эмоциональной обособленности от других людей; другое название обособленный тип. Ориентация против людей (Moving against people). В теории Хорни стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством доминирования и эксплуатации других людей; другое название враждебный тип. Отчаяние (Despair). Свойственное пожилым людям чувство, что их жизнь была последовательностью нераскрытых способностей и упущенных возможностей. Потребность в самотождественности (Need for identity). По Фромму уникальная человеческая потребность воспринимать себя отличным от других. Потребность в корнях (Need for rootedness). По Фромму экзистенциальная человеческая потребность быть неотъемлемой частью социального мира; потребность ощущать свою принадлежность к нему. Потребность в преодолении (Need for transcendence). По Фромму базисная человеческая потребность в преодолении в себе пассивности животной природы, чтобы стать активным и творческим созидателем своей жизни. Потребность в системе взглядов и преданности (Need for frame of orientation and devotion). По Фромму потребность индивидуума в стабильной и значимой системе убеждений, позволяющих объяснять сложность социального и физического миров. Потребность в установлении связей (Need for relatedness). По Фромму базисная человеческая потребность заботиться о других и принимать в них участие. Предрешенность (Foreclosure). Статус самотождественности Я, благодаря которому юноша или девушка не переживают кризиса, связанного с выбором карьеры или идеологических убеждений, но, тем не менее, уверенно делают определенный выбор. Продуктивность (Generativity). Связанная со средним возрастом черта, отражающая заботу о благополучии следующего поколения и благополучии общества, в котором это поколение будет жить и работать. Продуктивный тип характера (Productive character type). В теории Фромма цельный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества. Психоистория (Psychohistory). Тип исследования, в котором предпринимается попытка связать важные жизненные темы индивидуума с конкретными историческими событиями и обстоятельствами. Психосоциальный кризис (Psychosocial crisis). Критический период в жизни индивидуума, обусловленный физиологическим созреванием и социальными требованиями; может завершиться как позитивно, так и негативно. Психосоциальный мораторий (Psychosocial moratorium). Период позднего подросткового возраста, в течение которого индивидууму дается некоторая отсрочка в принятии ролей и ответственности взрослого. Размытие самотождественности (Identity diffusion). Статус самотождественности Я, при котором молодой человек или девушка могут переживать или не переживать кризис самотождественности, связанный с выбором карьеры или идеологических убеждений, но, тем не менее, он (она) не делает определенного выбора или еще очень далек от того, чтобы сделать выбор. Рыночный тип характера (Marketing character type). В теории Фромма человек, оценивающий себя как товар, который можно выгодно продать или обменять; предельно отчужденный от других. Самостоятельность (Autonomy). Внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь. Самотождественность Я (Ego identity). Совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою неповторимость и неподдельность. Сила воли (Willpower). Психосоциальное качество, связанное с самостоятельностью, благодаря которому ребенок учится делать свободный выбор и ограничивать себя. Стыд (Shame). Чувство гнева у ребенка, направленное на себя, потому что его родители не позволяли ему развивать свою самостоятельность. Трудолюбие (Industry). Соответствует школьному возрасту и отражает стремление продвигаться вперед, приобретать новые навыки и самостоятельно выполнять задачи. Цель (Purpose). Психосоциальное качество, вытекающее из чувства инициативы, благодаря которому у ребенка постепенно возрастает способность к целенаправленному поведению. Цельность Я (Ego integrity). Чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла; проявляется в осознании осуществления главного дела жизни, в том числе работы, достижений и детей. Эго-психология (Ego psychology). Теоретический подход к личности, базирующийся на психоаналитической теории, однако развивающий новые направления и пути понимания поведения человека и новые линии научного поиска, берущие начало в теории Фрейда. В качестве фундамента человеческого поведения и функционирования в эго-психологии рассматривается не Оно, а Я (понимаемое как рациональность). Эксплуатирующий тип характера (Exploitative character type). В теории Фромма человек, который добивается от других желаемого силой или обманом. Эпигенетический принцип (Epigenetic principle). Предположение о том, что человек в своем развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных для человечества. Каждая стадия сопровождается кризисом, обусловленным биологическим созреванием и социальными требованиями, предъявляемыми личности на данной стадии. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|