МЕХАНИЦИЗМ способ объяснения движения и
взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закономерностей. В истории философии и науки М. проявлялся в
нескольких формах. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно
самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать
утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении. Зарождение
этой формы М. можно обнаружить уже в античной философии (Демокрит, элеаты). В философии Нового времени развитие и
обоснование этой формы М. оказываются связанными с расчленением знаний о субстанции (материи) и движении в различных
областях науки, допущением существования особых видов "невесомой" материи (теплорода, светорода, электрических
и магнитных флюидов) и особых природных сил соединения их с изучаемыми изменениями тел ("плавательная сила",
"магнитная сила" и т.д.). Эта форма М. в науке и философии была преодолена, когда было раскрыто, что
многообразные природные силы и формы энергии суть проявления одного и того же единого сохраняющегося движения, суть его
различных видов (закон сохранения и превращения энергии). Другая историческая форма М. связана с употреблением понятия
движения в одном узком смысле: как пространственного перемещения тел (механическое движение). Даже тогда, когда в
философии были выдвинуты утверждения о движении как атрибуте и способе существования материи (Толанд, Гольбах, Дидро),
то, строго говоря, в виду имелось движение как перемещение, а не движение как изменение и взаимодействие вообще. Третья
историческая форма М., которая существует и в настоящее время, связана с крайностями применения метода редукции более
сложных форм движения к более простым, когда игнорируется многоуровневость внутренне противоречивой природы движения и
качественное своеобразие законов каждого уровня, не сводимое к законам других уровней движения. Для М. в целом как
мировоззренческой установки характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественно
своеобразных законов у объектов с различным типом системной организации.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.