МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis вещественный)
философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого
познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия материальное
начало, материю. Включая в собственную структуру в качестве самостоятельных версий натурализм, эмпиризм, ряд школ
аналитической философии и др., европейский М. восходит своими истоками еще к античному атомизму. Внеся значительный
вклад в полемику с радикальными версиями философии идеализма, М. достигает пикового значения своего позитивного
воздействия на жизнь общества в эпоху Просвещения (Дидро, Гольбах и др.), осуществляя уничтожающую критику
реакционно-религиозной идеологии католицизма эпохи буржуазных революций. 19 в. в истории М. ознаменовался, с одной
стороны, утратой им доминирующего положения в среде философской интеллигенции Западной Европы, с другой приданием ему
(усилиями ряда радикальных его представителей Маркс, Энгельс, Дюринг и др.) статуса особой самоосознающей
"магистральной линии", "партии" в истории философского знания, "от века" противостоящего
идеализму (см. "Основной вопрос философии"). Вследствие избыточного акцента представителей философского М.
конца 19 первой четверти 20 в. на задачах теоретического обоснования беспрецедентно популярных в этот период идей
революционизма и силовых сценариев макроэкономических трансформаций, М. 1920-х остановился в своем развитии на жестко
замкнутой системе теоретических догматов и упрощенной онтологии. В дальнейшем, усилиями мыслителей философского М.
"новой волны" (Д.Лукач, А.Грамши и др.) разрабатывается деятельностная парадигма М., сочетавшая в себе
диалектико-материалистические подходы Маркса с категориально-понятийными изысками и поисками новейших философских систем
1920-1930-х (Хайдеггер и др.). Определенный дополнительный импульс эволюции школ М. в 1930-1940-х придали теоретические
реконструкции фрагментов ранних рукописей Маркса, посвященных проблеме отчуждения и самоотчуждения человека, объясняемые
через философскую рефлексию над процессом отчуждения труда. В конце 20 в. догматы философского М. нередко исполняют роль
философско-идеологической пропедевтики для категорий социальных аутсайдеров, разделяющих идеалы позитивности массовых
общественных деяний деструктивного типа. [См. также Маркс, "Немецкая идеология" (Маркс, Энгельс).]
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.