ЭПИКУР (341-270 до н.э.) древнегреческий
философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы
"Сад Э.". Написал около 300 сочинений. Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложены основные
положения его учения, и ряд фрагментов: "Э. приветствует Пифокла" (письмо); "Э. приветствует
Менекея" (письмо); "Большой обзор" (предназначенный для начинающих); "Малый обзор", или
"Письмо к Геродоту" (для более подготовленных последователей); "Главные мысли" (40 афоризмов);
"О природе"; "О предопределении" и др. Стремился создать практическое руководство для жизни (этику),
для этого предназначалась физика, а последней служила логика. Учение Э. о природе утверждает бесчисленность и
разнообразие спонтанно развивающихся миров, являющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых
существует лишь пустота. Пытаясь преодолеть тезис Демокрита о безраздельном господстве необходимости в мире атомов
(следствием которого применительно к атомам души была невозможность свободы воли), Э. постулировал возможность
случайного отклонения ("очень небольшого меньше которого и быть не может") атома от закономерной прямой
линии движения в пустом пространстве. По Э., в пространствах между этими мирами ("междумириях") обитают
бессмертные и счастливые боги, равнодушные к посюсторонним страстям. (Отрицая провидение и бессмертие души, Э. не
прекращал при этом почитать богов, убежденно провозглашая значимость святости и благочестия: совершенство божественной
природы достаточная причина, чтобы их чтить). Душа и живые существа состоят из легчайших, тончайших и наиболее
подвижных атомов. Вопреки классическим представлениям античной философии, ощущения, по Э., всегда истинны ибо
обусловлены объективной реальностью. Ошибочным может быть истолкование ощущений. Согласие с чувственными восприятиями и
с основанными на них общими представлениями подлинный критерий истинности знания. Познание природы, философские
искания не самоцель, они освобождают людей от суеверия, страха перед смертью и религиозных предрассудков. Это является
необходимой предпосылкой обретения человеком счастья и блаженства, в основании которых лежит духовное удовольствие
более устойчивое нежели простые чувственные удовольствия, т.к. не зависит от внешних обстоятельств. Разум людей
бескорыстный дар богов, полагающий приведение человеческих устремлений к согласию. Результат последнего удовольствие
вкупе со спокойствием и невозмутимостью, не нарушаемыми никакими неприятными эмоциями. Именно сочетанием этих душевных
качеств и достигается подлинное благочестие, более ценное для человека чем деятельность. К общественности (культовым
традициям и государственным учреждениям), по Э., необходимо относиться дружественно и сдержанно ("Живи
уединенно!"). Термин "эпикуреизм" вошел в философскую категориальную традицию как синоним
"гедонизма".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.