Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
С. В. Гиппиус. ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ7. ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ А теперь перенесемся из XX века в век XV, в великую эпоху Возрождения, эпоху утверждения человеческой личности, в эпоху, которая, по выражению Ф. Энгельса, нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру. Тогда жил Леонардо да Винчи художник и ученый, естествоиспытатель и теоретик, изобретатель, музыкант и баснописец. Уверенный, что практика невозможна без теории, а теория бесплодна вне практики, он стремился подвести под свой реалистический художественный метод теоретическую основу. "Все наше познание начинается с ощущений", говорил Леонардо и, искусно связывая воедино живопись и науку, основывал свое художественное творчество на познании объективных законов жизни. Его обвиняли в измене искусству и в порочных творческих методах. Как смел он не соглашаться с непознаваемостью творческого акта? Федерико Цуккари, ниспровергая Леонардо, писал: "Все эти математические правила надо оставить тем наукам и отвлеченным изысканиям, которые своими опытами обращаются к рассудку. Мы же, мастера искусства, не нуждаемся ни в каких других правилах, кроме тех, которые дает нам сама Природа, чтобы изобразить ее". Джордже Вазари иронизировал: "Таковы были его причуды, что, занимаясь философией явлений природы, он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и движением солнца". Паоло Джовио жалел Леонардо за то, что тот "отдавал себя нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических изысканиях, рассекая трупы преступников". И в самом деле! Видишь цветок и рисуй цветок, а к чему изучать его строение? Видишь человека рисуй, как видишь, а не копайся в его внутренностях они же не видны на картине! Как похожи все эти рассуждения пятисотлетней давности на некоторые современные разговоры! Бытует такой анекдот: Леонардо-де выдумал рецепты составления красок для передачи нужного эмоционального состояния, заставлял учеников писать картины по этим рецептам, и у них получалась мазня. А сам писал безо всяких рецептов и получалось гениально! Нет, правда в том, что Леонардо не рецепты выдумывал, а стремился познать законы творчества как законы жизни и, познавая их, создал гениальные произведения. Немногочисленные же его ученики писали в меру своих способностей, которые он старался развивать в них вовсе не "рецептами", а своим примером одержимой жажды познавать жизнь. Мы говорим здесь о Леонардо не только для того, чтобы подчеркнуть его духовное родство со Станиславским. Леонардо имеет прямое отношение к тренингу. Вот его подлинные слова: "Предположим случай, что ты, читатель, окидываешь одним
взглядом всю эту исписанную страницу, и ты сейчас же
выскажешь суждение, что она полна разных букв, но не
узнаешь за это время, ни какие именно эти буквы, ни что они
хотят сказать; поэтому тебе необходимо проследить слово за
словом, строку за строкой, если ты хочешь получить знание
об этих буквах; совершенно так же, если ты хочешь подняться
на высоту здания, тебе придется восходить со ступеньки на
ступеньку, иначе было бы невозможно достигнуть его высоты.
Итак, говорю я тебе, которого природа обращает к этому
искусству. Если ты хочешь обладать знанием форм вещей, то
начинай с их отдельных частей, и не переходи ко второй,
если ты до этого не хорошо усвоил в памяти и на практике
первую..." "...Когда ты срисовал один и тот же предмет
столько раз, что он по-твоему запомнился, то попробуй
сделать его без образца... и где ты найдешь ошибку, там
запомни это, чтобы больше не ошибаться; мало того,
возвращайся к образцу, чтобы срисовать столько раз неверную
часть, пока ты не усвоишь ее как следует в воображении".
Это еще не все. Теоретическое обоснование тренинга для воспитания ученика Леонардо подкрепляет описанием таких упражнений, какими пользовался и Станиславский для воспитания актера. Вот он продолжает: "Я не премину поместить среди этих наставлений
новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может
показаться ничтожным и почти что смехотворным, тем не менее
он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным
изобретениям. Это бывает, если рассматриваешь стены,
запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси.
Если тебе надо изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь
там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами,
реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и
холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там
увидеть разные битвы, быстрые движения разных фигур,
выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей,
которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; с
подобными стенами и смесями происходит то же самое, что и
со звоном колокола в его ударах ты найдешь любое имя
или слово, какое ты себе вообразишь".
Джовио и Цуккари немало потешались над причудами гениального художника. Ему и науки оказалось мало придумал детские забавы для своих учеников! Если не могут ученики рисовать без всякой науки, ладно, научи их композиции, внедри в них правила изящных сочетаний, раскрой им свои тайны смешивания красок, наконец, но зачем художнику забавы-то? Зачем развивать ему свой слух и выискивать в звуке колокола другие звуки? Не ухом же он рисует! А Леонардо продолжает говорить о развитии органов чувств художника, о пополнении кладовых памяти: "Также я испытал на себе, что получается немалая польза от того, чтобы, лежа в постели в темноте, повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученные... это очень похвально и полезно для того, чтобы закреплять себе предметы в памяти". "...Пусть один из вас проведет какую-нибудь прямую линию на стене, а каждый из вас пусть держит в руке тоненький стебелек или соломинку и отрезает от нее кусок такой длины, какою ему кажется первая линия, находясь при этом на расстоянии в десять локтей..." "...Взять дротик или трость и рассматривать его с некоторого расстояния, и каждый пусть своим суждением оценит, сколько раз данная мера уложится в этом расстоянии..." "...Или еще кто лучше проведет линию длиной в
локоть, а потом это измеряется натянутой нитью..."
Вот она продуманная система тренинга, развивающего главный инструмент живописца не кисть, а глаз, изучающий природу, жизнь. В этом тренинге развитие воображения и фантазии, глазомера и памяти, глубины реакции и быстроты переключения. Он тренирует не "внимание вообще", а конкретные умения, нужные художнику. Результат такого тренинга развитие способностей ученика в заданном направлении. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Тренинги Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|