Упражнение "Личный герб и девиз"

Девиз и герб являются такими символами, которые предоставляют возможность человеку в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Это один из способов заставить человека задуматься сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни свои; мировоззренческих позиций.

Упражнение начинается с выполнения известной методики "Кто я?" (инструкции человек должен ответить на указанный вопрос десятью раз­ными словами или словосочетаниями). Это задание участники группы вы­полняют на специальных карточках, которые затем крепятся к груди. При­сутствующие получают возможность свободно двигаться по комнате и чи­тать карточки с ответами других членов группы.

Комментарий: Этот этап упражнения сам по себе имеет важный психологический эффект - люди знакомятся друг с другом и с теми способами, которые могут быть избраны для самопредставления, и всегда открывают нечто новое.

Сразу по завершении процедуры знакомства с карточны­ми самопрезентациями участников ведущий может переходить к следующе­му этапу упражнения.

«Только что вы увидели, как велико разнообразие способов ответить на этот емкий вопрос "Кто я?". Кто-то в первых пунктах просто сообщает о своей принадлежности к человеческому роду - "гомо сапиенс", "человек" и подобное. Кто-то предлагает свои социальные характеристики - "студент", "начальник", "учитель", "мать". Кто-то подчеркивает наиболее ценимые в себе качества - "интеллектуал", "добрая душа". Первые три отве­та, пожалуй, и представляют отражение внешнего поверхностного слоя на­шего Я-образа. Давайте и поработаем пока с этим поверхностным слоем, чтобы уточнить и прояснить для себя и других, что же представляет наш Я- образ в первом приближении.

Итак, подчеркните первые три ваши ответа на вопрос "Кто я?". Каждый из этих ответов отображает какую-то одну сторону вашей личности. Я про­шу вас подумать именно с позиций этой стороны - каким мог бы стать ваш девиз, адекватный характеристике, сформулированной в первом пункте. В качестве девиза может выступить все что угодно - известный афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание. Главное, чтобы он как можно точнее отражал суть, заложенную в вашей самохарак­теристике. Запишите его на отдельном листе... Теперь обратитесь ко второ­му и третьему пункту, придумайте девизы к ним и также запишите их на от­дельных листах... Хорошо. Следующее задание - к каждому пункту приду­мать какой-либо символ, воплощающий в форме знака внутреннее содержа­ние самохарактеристики.»

Коментарий: вся эта работа по поиску и созданию девиза и символа к каждому из первых трех пунктов самохарактеристики является подготовительной к основному этапу упражнения, на котором участники должны будут обо­значить свои главные девизы и символы в жизни.

«Все закончили? Спасибо. Читать девизы и показывать свои символы пока не нужно. То, что я скажу дальше, вам, наверное, покажется неожиданным. Есть ли среди нас люди, в жилах которых течет дворянская кровь древних родов?»

Комментарий: Вопрос действительно неожиданный и рассчитан на то, чтобы заинтересовать дальнейшей работой. Может оказаться, что в группе в самом деле обнаружатся потомки русских дворян. Замечательно! Они сумеют по­мочь вам в этой игре.

«Давайте немного пофантазируем. Вообразим, что и мы все принадле­жим к знатным и древним родам и приглашены на праздничный бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, на дверцах которых кра­суются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их об­ладателей. Так что же это за гербы, и какими они снабжены девизами? На­стоящим средневековым дворянам было значительно легче - кто-нибудь из их предков совершил выдающееся деяние, которое прославляло его, и ото­бражалось в гербе и девизе. Его потомки получали эти геральдические атри­буты в наследство и не ломали голову над тем, какими должны быть их лич­ные гербы и девизы. А нам придется самим потрудиться над созданием сво­их собственных геральдических знаков.

На больших листах бумаги с помощью красок или фломастеров вам нуж­но будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для его разработки у вас уже есть. Но может быть, вы сумеете придумать нечто еще более интересное и точнее отражающее суть ваших жизненных устремлений, позиций, понимания себя. В идеале человек, ра­зобравшийся в символике вашего герба и прочитав­ший ваш девиз, смог бы четко понять, с кем он име­ет дело.

Контур разделен на не­сколько областей. Поста­райтесь учесть предназна­чение каждого участка гер­ба и символически передать необходимую информацию.

Левая часть - мои глав­ные достижения в жизни. Средняя - то, как я себя воспринимаю.

Правая часть - моя главная цель в жизни. Ниж­няя часть - мой главный девиз в жизни.»

Комментарий: На эту работу нужно выделать не менее получаса. Будет неплохо, если рисование сопровождается спокойной медитативной музыкой. По оконча­нии работы участники группы представляют свои гербы и девизы. Ведущий предупреждает, чтобы каждый фиксировал тех людей, чьи гербы и девизы схожи и созвучны их собственным. Во время представления участники мо­гут задавать уточняющие вопросы друг другу. Затем участникам предла­гается подойти к тому человеку, чьи герб и девиз в наибольшей степени сходны с их личными геральдическими атрибутами. Поскольку выборы не всегда взаимны, то могут образовываться кик пары, так и более многочис­ленные подгруппы.

«А теперь, прекрасные дамы и благородные кавалеры, обсудите в своих кружках, что именно вам показалось похожим и близким в ваших гербах и девизах, что в них является наиболее важным. Через пятнадцать минут каж­дая подгруппа должна будет представить всем остальным не только свои выводы, но и предложить общий - для членов подгруппы - символ и объе­диняющий вас девиз. Обращаю внимание, что не нужно рисовать общий герб -достаточно указать один общий для вас символ.»

Комментарий: Последняя оговорка - символ, а не герб - важна потому, что часто бы­вает очень трудно отразить объединяющие людей характеристики в гер­бе: ведь его чисти (достижения, представление о себе, цели) порой очень сильно разнятся между собой у разных людей и почти не поддаются состыковке. Впрочем, вариант создания общего герба вовсе не исключается. Это задание более трудное, но нее же выполнимое. Оно потребует лишь перехода на более высокую ступень абстрагирования от конкретики симво­лов каждого отдельного участника. Например, достижение одного — выс­шее образование, а другого - овладение английским языком, могут быть синтезированы к качестве такого достижения, как получение системы знаний или победа над ленью.

Итоговый комментарий. После представления каждой подгруппой своих выводов об общих чер­тах гербов и девизов и новых выработанных ими коллективных символов и девизов происходит обсуждение всего упражнения и каждого из его этапов.

Следует особое внимание уделить таким вопросам.

Где профессиональное в девизе и гербе?

Если в гербе использовалась профессия, то почему, и если нет, то почему?

Можно ли девиз этой группы использовать как девиз специалиста?

Как влияет такой девиз на работу?

Как личное влияет на профессиональное и наоборот.



Просмотров: 7774
Категория: Психологические тренинги



Другие новости по теме:

  • Автономная речь
  • Варианты представления участников группы
  • Выборы
  • Вырождение
  • Грязные политические технологии
  • Дополнительные методики в тренингах умений
  • Избирательная технология "Граффити"
  • Избирательная технология "Информационная блокада"
  • Избирательная технология "Простыни"
  • Избирательная технология "Спекуляция компроматом"
  • Изучение сопротивления в группах встреч
  • Метод определения яркости и контролируемости представлений путем самооценки (опросник Р. Гордона)
  • Методика диагностики интеллектуальных качеств руководителя
  • Методика определения уровня воображения
  • Построение доверительных отношений в группах встреч
  • Преодоление сопротивления в гештальттерапии
  • Принятие ответственности за самих себя в гештальттерапии
  • Противоположности в гештальттерапии
  • Процедура "Выбор тактики"
  • Процедура "Выход из контакта"
  • Процедура "Работа с ассоциациями"
  • Разнообразие видов групп встреч
  • Ролевая игра "Аэропорт"
  • Сочинение историй
  • Сочувствие и поддержка в группах встреч
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра: краткое описание
  • Упражнение "План моего будущего"
  • Упражнение "Поиск предметов по заданным признакам"
  • Упражнение "Сверхвнимание"
  • Упражнение "Символика"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь