Э. Нойманн. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический >> Компенсация служит непосредственным выражением целостности, а следовательно, и Самости.

Компенсация служит непосредственным выражением целостности, а следовательно, и Самости. Она не затрагивает в одностороннем порядке такие частные структуры, как сознательная психика или бессознательное. Напротив, в данном контексте целостность психики утверждает свое главенство над произвольными отклонениями частных систем.

Аналогичные примеры руководства из центра целостности можно обнаружить во всей сфере органического. Взаимодействие между частными подсистемами в первую очередь обеспечивается действием компенсаторных гомео - статических феноменов. Уделяя внимание принципу компенсации в психической сфере, сознательная психика не только наблюдает за его проявлениями, но и реагирует на эти проявления; поэтому она отражает реальную ориентацию эго по отношению к Самости. В процессе самоанализа центр тяжести личности постепенно перемешается от эго и сознательной психики к Самости и феномену целостности психики.

Теперь становится очевидной логика нашего утверждения о том, что тенденция развития, соотносящего этику с психикой в качестве единого целого, приводит к стабильности личности. Опасность нестабильности, обусловленной отделением теневой стороны с вытекающими отсюда катастрофическими последствиями, устраняется при условии, что тень и бессознательное остаются под контролем сознательной психики, и это обеспечивает их связь с сознанием и реальной жизнью. Таким образом, учитывая компенсаторные явления и ориентируясь на Самость и целостность, процесс интеграции приводит к формированию личностной структуры, способной сохранить свою целостность в условиях конфликта между противоположностями и преобладания одной стороны над другой.

Срединный путь, по которому теперь развивается личность, свободен от односторонности догматической, безусловной оценки, которая раньше навязывалась частным системам. Этот путь свободен и от односторонних альтернатив чисто рационалистической сознательной установки и неподвижной идеологии иррационализма. На этом пути личность освобождается от губительной идеологии, при которой любая односторонняя установка непрестанно и энергично замещается своей, в равной мере односторонней противоположностью. Свободу от противоположностей и <срединный путь> ни в коем случае нельзя путать с их знаменитыми предшественниками на Востоке. Наш срединный путь имеет некоторые общие черты со своим восточным двойником, к числу которых относятся этическая автономия и частичная независимость мира, который предоставляет такую автономию. Однако, в отличие от враждебного отношения к миру, столь характерного для восточной духовности, новый путь ориентируется на укрепление и углубление нашего <бытия - в - мире>, что обеспечивает центрирование в Самости и включение бессознательных элементов в структуру личности. На практике ассимиляция бессознательных элементов почти не оставляет места для сублимации. Наряду с реализацией отрицательных содержаний под сознательным контролем основную и решающую роль играет трансформация таких содержаний в личности. Трансформация отрицательного была основной психологической проблемой алхимии. Юнг показал, что алхимики сами рассматривали превращение свинца, самого неблагородного металла, в золото, самый благородный металл, как психический процесс. Эту проблему можно обнаружить в аналогичной, хотя и иной форме в каббале и хасидизме, движении за религиозное возрождение, которое более полтора века назад получило массовое распространение среди евреев в Восточной Европе. Такие высказывания, как <самые благочестивые побуждения можно обнаружить на самом низком уровне> и <доброта таится во мраке> имеют непосредственное отношение к процессу трансформации. Сюда же относится и толкование заповеди: <возлюби Бога своего всем своим сердцем> как: <возлюби Бога своего всеми своими добрыми и злыми инстинктами>.

В полной мере смысл этой концепции понимали лишь немногие вожди хасидизма. Для иудаизма в целом она оставалась непонятной. Наиболее ясно ее смысл выражен в следующей интерпретации. <...> Трансформация, при которой личность претерпевает изменение с помощью варки и плавления, нередко связывается с символом возрождения и по существу всегда является процессом <обретения целостности>. В таком случае ценности новой этики можно сформулировать следующим образом: все, что приводит к целостности, есть <добро>; все. что приводит к разделению, есть <зло>. Интеграция есть благо, дезинтеграция есть зло. Жизнь, конструктивные тенденции и интеграция стоят на стороне добра; смерть, разделение и дезинтеграция стоят на стороне зла. В то же время современный человек знает о нерасторжимой взаимозависимости этих двух принципов. Однако, хорошо взвесив все обстоятельства, мы не можем утверждать, что процессы интеграции преобладают. Это утверждение справедливо не только для живой души, но и для всей живой материи. Теперь наша этическая оценка не ограничивается рассмотрением содержаний, качеств и действий как <объектов> и функционально распространяется на все целое. Все, что способствует интеграции целостности, центрирующейся на Самости, есть <благо>, независимо от природы такого вспомогательного фактора. И наоборот, все, что приводит к дезинтеграции, есть <зло>, даже если таким движущим фактором является <благое побуждение>, <коллективно одобренные ценности> или иное <в существе своем благое> побуждение.

Э. Нойманн. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический. СПб., 1999.



Просмотров: 1376
Категория: Хрестоматия



Другие новости по теме:

  • Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Том 1 >> Заключение В этой книге я попыталась классифицировать различные защитные механизмы в соответствии с конкретными провоцирующими тревожность ситуациям...
  • Ассаджиоли Роберто
  • Гармоническая личность
  • Глубинная психология
  • Зависть
  • Индивидуальная личность, индивидуальность
  • Индивидуальность
  • Инстанции личности
  • Личность и ее структура. Основные тезисы
  • Общее понятие о психике
  • Основные черты психического стресса
  • Понятие коллективного бессознательного
  • Понятие о сознании
  • Предмет и задачи психологии
  • Проблемы социальной психологии
  • Профессионализм как нравственная черта личности
  • Психические состояния и психические свойства
  • Психотерапия и мировоззрение
  • Развитие психики
  • С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> Глава XX САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ Психология, которая является чем - то большим, чем поприщем для досужих упр...
  • Системная психодинамика
  • Современные концепции личности. Основные тезисы
  • Сознание как форма отражения
  • Сознательное и бессознательное
  • Структура психики в зеркале психоанализа
  • Трансперсональная психология
  • Фрейд и его школа
  • Хрестоматия >> Э. Нойманн. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический
  • Целостная психология
  • Эго



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь