|
В. В. Макаров. Лекции по психотерапии >> Семь условий успешного обучения Успешное обучение по данной форме подготовки возможно при соблюдении семи условий.Семь условий успешного обучения Успешное обучение по данной форме подготовки возможно при соблюдении семи условий. 1. Высокая мотивация обучения. Осознание того, с какими целями необходимо такое обучение. Понимание уникальности возможности участия в данной учебной форме. А также многие дополнительные стимулы, возникающие во время обучения. 2. Четкое видение ближайших и отдаленных перспектив применения полученных знаний и умений, в том числе в практической работе. 3. Освобождение от забот и хлопот повседневной жизни. Важно временно оставить повседневные заботы, жить в условиях удовлетворения основных потребностей. Насколько это возможно, стать свободным человеком, что позволяет смягчить личностную защиту. 4. Смягчение личностной защиты. Хотя бы на короткое время поверить окружающим, допустить других к себе, освободиться от привычных масок. Смягчение личностной защиты приводит человека к большей открытости. 5. Открытость и готовность к личностному росту. Жители нашей страны характеризуются высоким уровнем закрытости. Такая отгороженность от внешнего мира и нового опыта дает возможность сохраняться неизменным или изменяться совсем мало. Это адаптивно для традиционного, мало динамичного общества, однако в наше время бурных перемен может оказаться просто губительным. Такая закрытость характеризует и профессионалов, тогда как для профессионального роста в терапии необходима возможность впитывать новое, быть открытым для изменений. Здесь возникает противоречие между обучаемостью, с быстрой интериоризацией новых идеи, усваиванием новых навыков. Затем по законам апперцепции в каждой новой ситуации, новых условиях представляются старые знания, навыки, шаблоны поведения. Получается, что чем выше обучаемость, тем ниже приспособляемость, адаптация к новым условиям. Осознание этого - основной и важный шаг к открытости, готовности к личностному росту. Здесь важно или владеть технологией приостановки апперцепции, или обладать возможностями сверхбыстрой обучаемости. В связи с тем, что последнее является исключением из правила, проще овладеть технологией приостановления апперцепции. Надо сказать, что неподготовленному человеку, который вдруг становится открытым, довольно трудно жить в обычном, повседневном мире, переносить уколы и пинки окружающих. Лучше начинать в специально созданной атмосфере декадника и затем уже с этим опытом идти в повседневную жизнь. Ведь на декаднике открытость и готовность к личностному росту - необходимое условие успешной работы. Открытость и готовность к личностному росту - необходимое условие осознания и отреагирования личностных проблем. 6. Стремление осознать и отреагировать собственные личностные проблемы. Своеобразие терапевта, будь он врачом, психологом, педагогом или менеджером, состоит в том, что успешным профессионалом можно стать, только осознав, а еще лучше разрешив свои собственные психологические проблемы или освободившись от расстройств. Осознать проблемы - это значит, с одной стороны, существенно продвинуться к их разрешению, с другой - уменьшить вероятность проецирования их на клиентов и пациентов. Использование в работе различных методов терапии предлагает различный уровень освобождения от личностных проблем самого терапевта. Принцип здесь следующий. Чем больше техник использует специалист, тем меньше результат его работы зависит от выраженности собственных психологических проблем. И чем значительнее личностное включение специалиста в терапию, тем больше качество его работы зависит от разрешенности собственных психологических проблем. Как в подготовке артистов - есть две основные школы: представления и переживания. В школе представления артист стремится вообразить себе свой образ и не углубляется в него. В школе переживаний артист глубоко входит в образ, в его глубины. Здесь значительно больше затраты личностных ресурсов и значительно больше потребность в восстановлении ментальной экологии артиста. Таким образом, те из профессионалов, кто использует манйпулятивные методы терапии, менее нуждаются в освобождении от личностных проблем и личностном росте. Те же, кто работает, используя методы с интенсивным личностным включением, больше нуждаются в личностной подготовке, отреагировании собственных психологических проблем и терапии. Большое значение имеет и то, насколько глубоко терапевт позволяет себе проникать в глубины личности пациента. Одни предпочитают работать на уровне сознания, другие углубляются до ближайшего бессознательного, третьи погружаются в глубины бессознательного. И, конечно, для работающих с обыденными, глубокими и экзистенциальными проблемами необходим и разный уровень освобождения от собственных проблем. Здесь важно помнить о следующей закономерности. Терапевт настолько глубоко может работать с личностью пациента, насколько глубоко он углубился в проблемы собственной личности, осознал и отреагировал их. Всякая работа оказывает влияние на человека, ее выполняющего. Чем больше личностная вовлеченность в деятельность, тем выраженное это влияние. Отпечаток, накладываемый психотерапией на терапевта, может быть весьма значительным. Поэтому особенно важно отбирать и усиливать позитивное влияние профессии и освобождаться от негативного влияния. Другими словами, важно сохранение и развитие ментальной экологии терапевта. 7. Ментальная экология терапевта - это открытость, высокая чувствительность, возможность очищения от гнетущих переживаний и эмоций; его продуктивность, энергичность, оптимизм, возможность использовать одновременно нескольких стратегий поведения, ведущих к позитивным результатам; это душевное и духовное здоровье и чистота терапевта, его гармония с собой и миром. Соблюдение этих семи условий может привести к успеху профессиональной подготовки и обучения по психотерапии. Данная очно - заочная система в своей очной части состоит из 1728 часов. Из них 240 часов теоретической, лекционной подготовки и 1488 часов изучения и отработки практических навыков, а также личностной терапии и тренинга. Каждый обучающийся выбирает для себя, как заполнить эти часы. Часто их делят на две равные половины по 744 часа. Заочная часть подготовки не так жестко структурирована. Принято считать, что по объему она составляет не меньше часов, чем очная. Таким образом, все обучение длится 3456 часов. Специалисты, прошедшие такую подготовку, отличаются хорошими результатами в практической психотерапевтической деятельности, умениями восстанавливать и развивать собственную ментальную экологию, стремлением к профессиональному и личностному росту. В. В. Макаров. Лекции по психотерапии. М., 1999. Просмотров: 2249 Категория: Хрестоматия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|