К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Тревожные (боязливые) личности Среди индивидуальностей, характеризующихся тревожностью, я описал господина Парана из новеллы Мопассана.

Тревожные (боязливые) личности Среди индивидуальностей, характеризующихся тревожностью, я описал господина Парана из новеллы Мопассана. Когда встречаем постоянную в значительной степени тревожность, которую нельзя целиком объяснить способствующими обстоятельствами, то она может рассматриваться как акцентуация личности. Это качество часто мешает человеку найти свое место в жизни. Таков мастер Щука из одноименной новеллы Геббеля. Несмотря на свое атлетическое телосложение, он боится не только своей властной жены, но и множества людей, с которыми его сталкивает жизнь. Он позволяет издеваться над собой лицам, куда более слабым физически, чем он сам, а если не может спастись от них бегством, то терпит и истязания. От наглого подмастерья он ищет защиты . . . у своей жены. Когда община ему поручает подвергнуть критике неудачную проповедь священнослужителя, он весь дрожит и не может произнести ни слова, в итоге все считают его пьяным. Он страшно боится смотреть на кормление Диких зверей в цирке. Когда брат насильно вталкивает его в узкий проход между клетками, он не знает, что ему делать: закрыть ли глаза, чтобы не видеть ужасных морд, или внимательно следить за клетками и держаться от зверей подальше. Брат вообще постоянно над ним подсмеивается, и однажды Щука, будучи пьяным, дает ему пощечину. Испугавшись своей смелости, он удирает от брата, физически слабого человека, попадает не в ту дверь, его сбивают с ног: - Хозяин и арендатор Нирнхейтль хотели меня поднять, но я сопротив лялся, как бешеный, и не из упрямства, а только потому, что Финкель (брат) считал меня мертвым, так что если бы я встал, он мог бы совсем выйти из себя. Тревожность Щуки безусловно накладывает отпечаток на всю его жизнь, в результате возникает акцентуация личности. Как мы уже видели (из описаний, приведенных в I части), люди - мишени> часто от природы тревожны, боязливы, что усугубляется из - за преследования окружающих. В художественной литературе описано немало <мишеней>, но обычно писатели ничего не говорят о том, как развивалась такая постоянная, болезненная пугливость. Готфрид Келлер описывает в <Зеленом Генрихе> одного учителя, которого до такой степени мучили ученики, что он вынужден был покинуть школу, чтобы не погибнуть окончательно. Описывается его поведение с учениками - крайне педагогически неумелое, но и подробности о личности этого учителя читателю не сообщаются. Томас Манн также описывает типичную <мишень> в лице Тобиаса Миндерникеля (из одноименной новеллы). У читателя создается впечатление, что именно пугливость не дает этому персонажу обороняться от детей, которые, улюлюкая, бегут вслед за ним по улице. Поскольку Тобиас очень жалостлив, то можно было бы предполагать в нем и эмотивную личность. Впрочем, картина в данной новелле вообще неясна: так, Тобиас сам ранит свою собаку, для того чтобы иметь возможность за нею ухаживать. В этом мы сталкиваемся с новой психологической чертой, не имеющей ничего общего ни с боязливостью, ни с эмотивностью. У Достоевского в <Идиоте> также выведена подобная <мишень>. Князь Мышкин рассказывает о чахоточной девушке, которую соблазнил торговый служащий из французов и вскоре бросил. После этого над нею стали издеваться все окружающие - не только взрослые, но и дети, которые, преследовали ее, выкрикивая злые насмешливые слова. Лишь после того как Мышкин сумел войти в доверие к детям, и доказать им, как гадко подобное поведение, мучения девушки кончились. Но об истории формирования этой личности и здесь ничего не сказано.

К.Леонгард. Акцентуированные личности. Киев, 1989.



Просмотров: 1371
Категория: Хрестоматия



Другие новости по теме:

  • Беседа "Агрессия и давление в переговорах"
  • Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника
  • Влияние семьи на становление личности
  • Внутренний конфликт
  • Воспитание и самовоспитание чувств в процессе формирования личности
  • Джемс (Jams) Уильям
  • Дисгармоничная личность
  • Изучение и воспитание ребенка
  • К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Аффективно - экзальтированный темперамент Аффективно - экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, мож...
  • К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Женщины больше чувствуют себя ответственными за дом.
  • К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Застревающие личности Основой застревающего, параноического, типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта.
  • К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Легко установить, что отклонения в ту или иную сторону у личностей неакцентуированных всегда находятся в пределах общечеловеческих норм.
  • К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариации индивидуальности чело...
  • К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Переходя к аффективно - экзальтированному темпераменту, заметим, прежде всего, что отчасти он сродни аффективно - лабильному темпераменту, а отчасти...
  • К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Поэты, и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.
  • К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Приходится иногда опрашивать сослуживцев, так как сами обследуемые не могут объективно отобразить события.
  • К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Сочетание акцентуированных черт характера Если в структуре человеческой личности различать свойства характера и темперамента, то в вышерассмотренных...
  • К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Сходство проявлений эпилептоидной психопатии с изменениями характера эпилептического порядка проявляется еще и в тяжеловесности мышления.
  • Как распознать лжеца
  • Как улучшить свое психологическое здоровье
  • Негативистическая демонстративность
  • Неприступность
  • Первый час после рождения
  • Рассеянность и внимательность
  • Сублимация в терапии искусством
  • Сущность воспитания
  • Тест "Склонность к эйфории"
  • Тест "Хорошие ли учителя у Вашего ребенка?"
  • Факторы развития навязчивостей
  • Хрестоматия >> К.Леонгард. Акцентуированные личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь