Предмет и задачи сексологии и сексопатологии

Основные понятия и термины

Термин "сексология" с момента своего возникновения обозначал энциклопедическую отрасль знания, стоящую на стыке целого ряда дисциплин. В 1907 году в Германии вышла в свет книга, которую можно определить, говоря сегодняшним языком, как бестселлер. Это была монография Ивана Блоха "Сексуальная жизнь нашего времени в ее отношениях к современной культуре", в которой автор впервые заявил о создании "науки о поле", состоящей из ряда наук о человеке — от медицины до философии.

И. С. Кон определяет сексологию как "область знаний, комплексно изучающую социальные и психологические аспекты взаимоотношения полов, а также физиологию и патологию половой жизни" (Большая медицинская энциклопедия. М., 1984. Т. 23. С. 190). В этом же фундаментальном издании Г. С. Васильченко предложил определение сексопатологии как "области клинической медицины, изучающей функциональные аспекты половых расстройств, в том числе поведенческие, личностные и социальные" (Там же. С. 196).

Более полное определение дано этим же автором в 1990 году: "...Сексопатология — это область клинической медицины, изучающая эмоциональные, личностные, социально-адаптационные и другие аспекты и разрабатывающая методы, их диагностики, лечения и профилактики". А. М. Свядощ (1991) считает, что "сексопатология —это раздел клинической медицины, изучающий половые расстройства, их происхождение, методы распознавания и лечения".

В книге "Введение в сексологию" И. С. Кон пишет:

"Обобщая опыт развития сексопатологии, Г. С. Васильченко справедливо замечает, что ее псевдосистемный этап (сексопатологии как таковой еще нет, сексопатолог выполняет функции диспетчера, координирующего взаимосвязь между урологией, эндокринологией, невропатологией и психиатрией) уже изжил себя и начинает уступать место системному подходу, при котором сексопатология вырабатывает свой категориальный аппарат и выделяется в самостоятельную научную дисциплину".

Определение места сексопатологии среди других дисциплин выходит за пределы теории и непосредственно влияет на практику врачевания. Несмотря на произошедшее в последние годы признание "прав автономии" сексопатологии как в нашей стране, так и за рубежом, существуют различные мнения о правомерности этой автономии и ее границах. По мнению В. В. Кришталя и Б. Л. Гульмана (1997), в состав сексологии входят нормальная сексология, клиническая сексология (сексопатология) и судебная сексология. При этом нормальная сексология изучает проблемы обеспечения биологического, анатомо-физиологического, социального, психологического и социально-психологического обеспечения сексуального здоровья человека, которое следует определять не только как отсутствие каких-либо болезненных изменений в его организме, могущих приводить к снижению сексуальной функции, но как интегральный комплекс взаимодействующих компонентов сексуальности.

Задачей клинической сексологии (сексопатологии) эти же авторы видят изучение всех аспектов нарушения сексуального здоровья, а также диагностику, лечение и профилактику подобных нарушений. Причем сексопатологию В. В. Кришталь и Б. Л. Гульман, вслед за Г. С. Васильченко (1977, 1983, 1990), подразделяют на общую и частную. "Область общей сексопатологии — изучение эпидемиологии, нарушений и девиаций сексуального здоровья, факторов риска, причин и условий возникновения, проявлений и течения этих нарушений, основных закономерностей формирования сексопатологических симптомов и синдромов, разработка вопросов патогенеза и классификации сексуальных расстройств, общих принципов их лечения и профилактики" (Кришталь В. В., Гульман Б. Л. Нормальная сексология // Сексология. Т. I. Харьков.1997. С.5).

Предметом изучения частной сексопатологии указанные авторы предлагают считать отдельные нозологические формы нарушения сексуального здоровья и сексу­альные девиации (отклонения). И, наконец, судебная сексология, по их определению, — "это отрасль сексологии, изучающая сексуальное поведение человека применительно к нормам гражданского и уголовного права, а именно девиантное сексуальное поведение, приводящее к совершению противоправных действий" (Там же. С. 7).

Сегодня можно уверенно утверждать следующее: сексология (и, в какой-то мере, сексопатология), в отличие от многих других "узких" научных дисциплин, представляет собой междисциплинарную сферу человеческого знания. Из этого вытекает, что социальные, культурологические, психологические, биологические, антропологические, педагогические, правовые, философские и иные проблемы сексуальности составляют лишь часть от общего, лишь некоторый аспект междисциплинарной сексологии.

Определение сексуального здоровья

Цитируемые выше авторы (В. В. Кришталь и Б. Л. Гульман. 1997) определяют сексуальное здоровье как "интегральный комплекс взаимодействующих компонентов сексуальности — биологического (анатомо-физиологического), социального, психологического, социально-психологического, обеспечивающий возможность оптимальной сексуальной адаптации к противоположному полу, сексуальной гармонии в соответствии с нормами социальной и личной морали".

Ценность современного представления о сексуальном здоровье состоит, первым делом, в игнорировании формально-логического постулата о том, что здоровье — это первым делом отсутствие каких-либо болезненных изменений и проявлений ("здоровье — это отсутствие болезни"). Постоянно возрастающий объем знаний делает возможным утверждать, что некоторые проблемы в сфере секса отнюдь не говорят о болезненных проявлениях и присущи подавляющему числу практически здоровых людей. Тем временем, полноценная реализация своей сексуальности в условиях различных культур оказалась более важной для здоровья индивидов, чем это предполагалось ранее.

Совещание экспертов ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1977) пришло к выводу, что понятие сексуального здоровья включает в себя три основных элемента:

1.    Способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики.

2.    Свободу от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, по­давляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения.

3.    Отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостаточностей, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Основы сексуального здоровья человека закладываются еще в эмбриональный период развития, когда происходит дифференциация пола, но в дальнейшем оно зависит не столько и не только от биологических, сколько от психологических и социальных факторов, индивидуальной и общей сексуальной культуры, от мотивации сексуального поведения, от удовлетворения бессознательных импульсов и степени адаптации партнеров на всех уровнях взаимодействия.

Сексуальность человека выполняет три основные функции: прокреативную (репродуктивную), рекреативную (гедоническую) и коммуникативную. Сексуальность в современном мире претерпела существенные изменения: за счет возрастания роли психологических и социокультурных факторов такой мотив сексуальной активности, как воспроизводство, отошел на задний план, уступив место потребности в сексуальном удовлетворении, релаксации и общении.

Универсально приемлемое определение сексуального здоровья, оказалось, выработать чрезвычайно трудно. В данное время наиболее адекватным является определение, данное совещанием экспертов ВОЗ (1977). Приведем его полностью: "Сексуальное здоровье есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви".

  Исторические этапы, направления и школы История сексологии и сексопатологии

В отечественной литературе не существует специальных монографий, посвященных истории сексологических знаний, и лишь некоторые работы, такие, как публикации Г. С. Васильченко (1977,1989,1990), И. С. Кона (1988), Л. М. Щеглова (1996), содержат разрозненные сведения на эту тему.

Широко распространенное представление о том, что история сексологии в целом совпадает с историей человечества, не соответствует действительности. Эта наука ведет отсчет собственной истории по специфическим вехам. В развитии сексологии можно выделить шесть условных периодов:

1. Период первобытных ритуалов и мифов.

2. Период наблюдений и описаний.

3. Клинический период.

4. Статистический период.

5. Психоаналитический период.

6. Психофизиологический период. Период первобытных ритуалов и мифов

Ненемалочисленные, но достаточно достоверные сведения об образе жизни и представлениях пещерных людей убеждают в том, что они не были безразличны к сфере секса. Ранний палеолит (1 млн. — 100 тыс. лет до н. э.), который считается начальным этапом развития челове­ческой культуры, оставил бесценные свидетельства это­му — наскальную живопись. Ее анализ показывает, что человек уже тогда имел какие-то представления о жиз­ни и смерти и пытался осознать эти явления, так же как и сферу секса. Уже в то время в сознании человека сексуальные признаки трактовались как символы власти, воинственнос­ти, непобедимости. Так, в наскальной живописи часто по­вторяется сюжет, где очевидна прямая зависимость между величиной гениталий и социальным положением инди­вида. Типичный пример: сцена охоты на мамонта, где наиболее важные фигуры (например, вождь племени) изображались с гипертрофированным пенисом. Не менее значимым для первобытного человека было явление оплодотворения, умножающее потомство, что обеспечивало продолжение рода. Понятно, что эта сторона чело­веческого существования крайне мистифицировалась. Анализ истории первобытной культуры не входит в задачу автора. Отметим лишь то, что сексуальность как значительное явление в жизни человека того времени нашла отражение в ритуалах, символах и мифах. Причем уже древнейшие мифологические системы и учения содержали сведения о природе мужского и женского начал, о ро­дах и беременности, о строении гениталий и искусстве секса.
Период наблюдений и описаний

Дошедшие до нашего времени древние трактаты — индийский "Камасутра", китайский "Искусство спальни", так же как "Наука любви" Овидия и другие — и сегодня представляют не только исторический интерес.

Наблюдения каких-либо явлений, их описание и сравнение полученных сведений стали первой, достаточно робкой, но достаточно конкретной попыткой объективного исследования. Понятно, что само объективное изучение сексуальности было невозможно без предварительного развития базовых наук — философии и биологии (ме­дицины). Из периода ранней истории человеческой ци­вилизации наиболее содержательно в этом смысле на­следие философов и других ученых античности, и преж­де всего — Древней Греции.

Афинский законодатель и политик Солон (7-8 век до н. э.) регламентировал проституцию, впервые в ми­ровой истории возведя это явление в ранг общественного института. В Древней Греции функционировали спе­циальные учреждения для проституток—диктерионы. Про­ституция приравнивалась к торговле или ремеслу, и пред­ставительницы древнейшей профессии даже платили налоги в государственную казну.

Отражая взгляды современного ему общества, Солон расценивал сексуальную связь с подростками как достаточно допустимое деяние, усматривая в нем позитивное воспи­тательное значение, а в гомосексуальных наклонностях видел проявление утонченного эстетства. В то время гомосексуальные пары совершали паломничество к могиле Ялноса, возлюбленного Геркулеса, чтобы там дать официальную клятву в вечной любви и принять на себя обязательства во взаимной заботе. Любопытно, что гомосексуальные контакты среди рабов сурово карались: рабовладельцам было выгодно получать от них немалочисленное потомство.

Философским осмыслением феномена любви впервые занялся великий греческий мыслитель Платон (V—IV век до н. э.). На самом деле он не разделял любовь на духовную (платоническую) и телесную, считая красоту человеческого тела неотделимой от высшей духовной любви, а сексуальное наслаждение расценивал как источник поэтического и философского вдохновения. При этом различие полов для Платона не было необходимым условием любовных отношений. В то же время общество, государство, по мысли Платона, являются наивысшей ценностью и индивид обязан полностью подчиняться их интересам. Поэтому следует упразднить обычную, моногамную семью, ввести общность жен, детей отделить от родителей и их воспитание поручить государству.

Не менее значимой является фигура ученика Платона — Аристотеля (IV век до н. э.). Его теория во немалом противоречит взглядам учителя. По мнению Аристотеля идеальное общество должно создать условия для максимального развития индивидуальных способностей каждого. Разум, по Аристотелю, — выше страсти и обязан ее контролировать.

Ученик Сократа Аристипп (V— IV век до н. э.) — один из родоначальников теории гедонизма, этической доктрины, согласно которой наслаждение является един­ственной целью жизни, главным мотивом всех челове­ческих поступков и абсолютным благом. Смысл бытия — в получении чувственного удовольствия.

Развивая концепцию гедонизма, другой древнегречес­кий философ Эпикур (IV— III век до н. э.) считал, что по­нятие счастья связано с хорошим самочувствием, ощуще­нием свободы, независимости даже от собственных желаний. Человеческое бессмертие, по Эпикуру, дости­гается благодаря памяти потомков, что, в свою очередь, обеспечивается сохранением человека как вида. Он ви­дел опасность цивилизации в порождении все новых по­требностей и желаний, деморализующих людей и лиша­ющих их внутреннего покоя и чувства гармонии. Эпикур впервые сформулировал мысль о том, что судьбы людей зависят от них самих, а не от влияния богов.

Великий врач и мыслитель Гиппократ (V—IV век до н. э.) заложил основы врачебной этики и учения о тем­пераментах. Он впервые поднял вопрос об отрицатель­ных последствиях сексуального воздержания. В то же время его утверждение о том. что при этом семя, скап­ливающееся во всех частях тела, особенно в голове, вредно для организма, представляется современной на­уке нелепым!

Гиппократ считал, что при половом акте между муж­чиной и женщиной происходит взаимный и весьма бла­готворный обмен выделениями, что является гарантией укрепления здоровья и продления жизни. Отражением этого взгляда стала концепция герокомии, согласно ко­торой половой контакт с молоденькими девушками спо­собствовал омоложению мужчин. Смысл гомосексуаль­ного контакта Гиппократ видел в передаче мужествен­ности и положительных качеств через семя от взрослого мужчины подростку.

Среди наследия ученых Древнего Рима стоит отметить 27-томную "Естественную историю" Плиния Старшего (I век н. э.), содержащую весьма важную информацию о сексу­альной жизни и размножении животных.

В дальнейшем развитие сексологии оказалось на дол­гое время невозможным из-за господствовавшего в сред­невековой Европе отношения к проявлениям сексуаль­ности как к тяжелому греху. В эту эпоху тело человека рассматривалось как источник "грязных" потребностей и противопоставлялось проявлениям духовности. Мо­ральный кодекс того времени допускал проявления сек­суальности только в целях оплодотворения и продления рода. Люди с сексуальными девиациями жестоко пресле­довались, вплоть до лишения жизни. Широко распрост­ранилось демонологическое отношение к сексуальнос­ти вообще, а к женской — в особенности, что получило свое крайнее выражение в пытках и сожжении "ведьм".

Негативное отношение к сексуальности нашло отра­жение и во врачебной среде. В представлении врачей того времени сексуальные расстройства представляли собой некую расплату за нарушения этики и морали, предписы­вавшихся религией. Именно это убеждение породило "методику" экзорцизма, т. е. применение истязаний в це­лях изгнания из человека дьявола. Даже в XIX веке офи­циальная мораль европейского общества оставалась по сути антисексуальной и антителесной. И в то же время, несмотря на неблагоприятные условия для развития сек­сологии, уже в средние века отмечались единичные по­пытки объективного изучения феномена сексуальности.

Первой ласточкой можно считать труд Анри де Мон-девиля — придворного хирурга французских королев Филиппа IV Красивого и Людовика Х (начало XIV в.). В нем автор привел достаточно объективные сведения о физи­ологии и гигиене половых органов. В изучение анатомии половых органов внес свой вклад и гениальный Леонар­до да Винчи (1452—1519). Свое дальнейшее развитие сек­сология получила и в новое время. В XVI веке впервые в истории анатом из Падуи Андреас Везалий (1514—1564), тайно вскрыв труп беременной, описал строение матки и яичников. В том же XVI веке придворный хирург фран­цузского короля Карла IX Амбруаз Паре (1510—1590) из­дал учебник по акушерству, в котором обосновал важ­ность для женщины получения сексуального удовлетво­рения и описал способы его получения. В 1675 году французский медик Никола Венет опубликовал (под псев­донимом) иллюстрированный труд, где точно и достовер­но описал анатомию и физиологию половых органов. Несколько позже он же издал книгу "Картина супружес­кой любви". В 1720 году появился фундаментальный труд немецкого врача Мартина Шурига в котором наряду с описанием половых органов содержалось исследование значения самой половой жизни, полового акта и мастур­бации. Кроме этой книги М. Шуриг в дальнейшем выпус­тил еще ряд изданий, посвященных проблемам сексуаль­ности.

По мнению Г. С. Васильченко (1977), датой рождения научной сексологии и сексопатологии можно считать 1836 год — именно тогда в Париже вышел в свет трактат Клода Лаллемана "О непроизвольных потерях семени". К. Лаллеман впервые применил специальный инстру­ментарий, позволявший производить прижигание зад­ней уретры, что в определенных случаях приводило к из­лечению некоторых форм расстройств эякуляции. В то же время он не дифференцировал различные формы этих расстройств, а пытался их объединить под терми­ном "сперматорея", то есть непроизвольное истечение семени, возводя в ранг нозологии.

 

Клинический период

Родоначальниками клинического периода в становле­нии сексологии и сексопатологии считаются следующие выдающиеся ученые:

Рихард фон Крафт-Эбинг (1840—1902) — австрийс­кий ­невропатолог, психиатр и криминалист, профессор Венского университета. Его основной труд "Сексуальные психопатии" (1886) интересен и для современного чи­тателя;

Август Форель (1848—1931) — швейцарский невро­патолог, психиатр и энтомолог, книгами которого зачи­тывались не только специалисты;

Альберт Молль (1862—1939) — немецкий психиатр, который, будучи консерватором по убеждениям, стал ис­тинным научным новатором;

Магнус Гиршфельд (1868—1935) — немецкий пси­хиатр, изучавший сексуальность не только в медицинс­ком, но и в социальном и историческом аспектах. В 1918 году он основал в Берлине первый в мире сексологичес­кий институт, он же стал организатором первого в мире сексологического конгресса (1921), на котором была со­здана Всемирная лига сексуальных реформ;

Иван Блох (1872—1922) — немецкий дерматолог и ве­неролог. Его труд "Сексуальная жизнь нашего времени в ее отношениях к современной культуре", уже упоми­навшийся выше, не потерял актуальности и сегодня. Осо­бенно глубоко он изучал проблему садизма и мазохизма;

Генри ХэвлокЭллис (1859—1939) — английский врач и писатель, книги которого вызывали немалочисленные дискуссии.

Особо следует отметить австрийского психиатра Зиг­мунда Фрейда (1856—1939) — родоначальника психо­анализа, о котором речь пойдет ниже.

Клинический этап развития сексологии характеризу­ется первым делом ослаблением жесткого биологического детерминизма в пользу сложных психологических теорий, а также расширением и усложнением самого понятия нормы.

Кроме того, клинический этап был в определенной мере обогащен возникшей только в XIX веке психиатрией, а позднее и психологией.

  Статистический период

Клиническая сексология начала XX века рассматрива­ла базовое понятие нормы в рамках моральных крите­риев, что вскоре перестало удовлетворять специалистов и исследователей. Определение того, что есть норма в реальном сексуальном поведении среднестатистическо­го человека, невозможно без массовых опросов и стати­стических исследований, которые и начались во многих странах.

В России первое исследование такого рода, посвящен­ное изучению сексуального поведения студентов, было проведено в 1903—1904 годах М. А. Членовым. Прово­дились они и в 1920-е годы в СССР (И. Г. Гельман, С. Я. Голосовкер, М. С. Бараш, Д. И. Лас и др.). Однако подоб­ные исследования носили единичный характер, до став­шего переломным 1948 года, ознаменовавшего начало статистического (параметрического) этапа в развитии сек­сологии. Именно тогда вышел в свет первый том коллек­тивного труда под редакцией и руководством американ­ского биолога Альфреда Кинзи (1894—1956), который начал свои исследования еще в 1930-е годы. Он провел 19 тысяч интервью по стандартизированной матрице, со­держащей 521 пункт информации. Итоги этой титаничес­кой работы были подведены в двухтомном труде "Сексу­альное поведение мужчины" (1948) и "Сексуальное поведение женщины" (1953), который получил извест­ность как "Отчет Кинзи".

В ходе исследований, проведенных А. Кинзи, выяс­нилось. что диапазон индивидуальных проявлений сек­суальности человека гораздо шире, чем это представлялось ранее. Кроме того, стали более понятны возрастные и культурные проявления сексуальности у человека. И, на­конец, благодаря его исследованиям обозначились свя­зи между основными сексуальными характеристиками и проявлениями индивидов и целым спектром социальных факторов.

В целом можно утверждать, что именно работы А. Кин­зи положили начало массовым социологическим иссле­дованиям сексуального поведения человека, которые до­статочно актуальны и для современной науки. Психоаналитический период

Фактически основные психоаналитические положе­ния были сформулированы за два-три десятилетия до выхода "Отчета Кинзи". Однако в связи с тем, что психоана­литический этап в становлении сексологии и сексопатологии еще далеко не закончен, его рассмотрение до­пускает нарушение хронологической последователь­ности.

Пожалуй, среди всех пионеров и основателей сексо­логии и сексопатологии наиболее известной фигурой яв­ляется именно Зигмунд Фрейд. Безусловно, именно он первым открыл глаза общественности на роль сек­суального поведения и сексуальности в целом в инди­видуальной жизни человека, в его развитии, особеннос­тях и склонностях, в его совместной жизни с другими людьми. 3. Фрейд рассматривал сексуальность как ос­нову, базис человеческого существования. Источником мотивации всей деятельности человека, по Фрейду, яв­ляется либидо (желание, влечение, сексуальная энер­гия), отсюда всякое эмоциональное удовлетворение по сути является сексуальным. 3. Фрейд изменил понятие "сексуального", вкладывая в него сущностный смысл:

"В первую очередь сексуальность отделяется от своей слишком тесной связи с гениталиями и рассматривается как более общая телесная функция, имеющая своей це- лью удовольствие и только опосредованно служащая це­лям воспроизводства". Выявление и структурирование 3. Фрейдом бессознательного уровня личности являет­ся одним из самых замечательных научных открытий XX века.

Не ограничиваясь исследованием индивидуального сексуального поведения. 3. Фрейд стремился обнаружить связь между потребностями индивида и этическими нор­мами, между моральными предписаниями и запретами он исследовал также роль символов в сексуальной сфе­ре. Благодаря исследованиям 3. Фрейда о взаимосвязи сексуального и несексуального в природе человека, ста­ло ясно, что нет личности без сексуальной сферы и нет секса без личностного контекста. Не менее ценным ока­зался вывод 3. Фрейда об толькой важности пе­риода раннего детства каждого индивида, его первичных отношений с родителями как камертона всех будущих от­ношений в его жизни.
Шокирующим для всех слоев общества стало открытие 3. Фрейдом того, что половые девиации и перверзии являются не столько патологией, сколько фиксацией опре­деленных стадий нормального психосексуального разви­тия, либо гипертрофией отдельных его компонентов. Пережив период гневного осуждения, психоанализ не только утвердил себя как метод лечения невротических и психосексуальных расстройств, но и стал проникать в со­циальную психологию, искусствоведение, культурологию. Не только противники 3. Фрейда, но и его ученики и пос­ледователи часто критиковали психоанализ за пансексуализм. Однако расширительное толкование 3. Фрейдом либидо как первоисточника всей эмоциональной жизни индивида в определенной мере нейтрализовало критику.

Более обоснованы упреки в адрес предложенной им трактовки женской сексуальности. В определенной сте­пени сам Фрейд не избежал сексизма, т. е. представле­ния о изначальном неравенстве полов, что неудивительно, если вспомнить специфику того времени, когда жил и творил автор психоанализа.

Фрейдовская теория детской сексуальности при явной ценности некоторых наблюдений и выводов, подтвердив­ших прозорливость ее автора в ряде положений, подверг­лась серьезной и обоснованной критической переработке.

До сих пор не утихают споры по поводу так называе­мой психогидравлической модели сексуальности Фрей­да, согласно которой энергия индивида реализуется в за­висимости от типа культуры того общества, в котором он существует. Количество этой энергии фиксировано и ог­раничено, поэтому каждый человек вынужден выбирать между собственной сексуальной активностью и опреде­ленными видами деятельности, принятыми в том или ином обществе. Именно в этом 3. Фрейд видел не­устранимый конфликт между сексуальностью и культу­рой. Подавление сексуальности порождает неврозы у личности, а ее свободное проявление — упадок культу­ры общества.

В целом же влияние психоанализа на сексологию и сексопатологию и сегодня достаточно выражено.

Психофизиологический период

К 60-м годам нашего столетия исследователи почувство­вали определенный пробел в знаниях физиологии само­го копулятивного цикла (совокупления). Этот пробел по-пытались восполнить американские специалисты Уильям Мастере (род. 1915) и Вирджиния Джонсон (род. 1925), которые в течение одиннадцати лет в условиях спе­циально оборудованной лаборатории, применяя но­вейшие регистрационные методики, наблюдали и зафиксировали все физиологические характеристики более 10 тысяч полных половых циклов. В эксперименте участвовали 694 человека (312 мужчин и 382 женщины). Добровольцы подлежали тщательному предварительно­му обследованию, им гарантировалась полная анонимность. Экспериментам с добровольцами предшествовал этап исследований на проститутках (118 женщин и 27 мужчин).

В 1966 году У. Мастере и В. Джонсон опубликовали свой первый совместный труд "Человеческая сексуальная реакция". До появления этой книги, принесшей авторам всемирную известность, главным источником научных знаний о физиологической природе сексуальных реакций и о механизмах оргазма были субъективные представле­ния врачей и рассказы пациентов. Понятно, что эти ис­точники нельзя считать ни научными, ни достоверными, особенно когда речь идет о женщине, чьи сексуальные реакции не подвластны наружному наблюдению.

Авторы исследовали целый спектр сопутствующих про­блем: значение размеров гениталий, природа парт­нерского взаимодействия, влияние сексуальной жизни на соматическое здоровье людей, сексуальный режим у спортсменов и немалое другое.

В 1970 году они выпустили вторую книгу — "Чело­веческая сексуальная неадекватность", посвященную ме­тодам лечения сексуальных расстройств.

У. Мастере и В. Джонсон фактически провозгласили новые принципы психотерапии, позволяющие коррек­тировать поведенческие и психологические отклонения, исходя из исследований сексуальных реакций человека и психосоциальных обстоятельств, воздействующих на эти реакции.

В 1979 году У. Мастере и В. Джонсон издали свой тре­тий труд —"Гомосексуальность в перспективе", в котором они рассмотрели результаты исследования гомосек­суального поведения как мужчин, так и женщин в срав­нении с гетеросексуальным.

Безусловно, сильной и уникальной стороной исследо­ваний У. Мастерса и В. Джонсон является физиоло­гическая база, позволившая им сделать ряд объективных и достоверных выводов, некоторые из которых можно приравнивать к научным открытиям. В то же время се­годня становится все более ясно, что невозможно все сек­суальные реакции человека описывать сугубо в рамках физиологии. Социальные, культурные и психологические компоненты в человеческой сексуальности могут не толь­ко обусловливать ряд физиологических реакций, но и менять их константы. Сексуальность нельзя изучить и по­нять на каком-то отдельном этапе исследований вне свя­зи с контекстом, с психологическим миром индивида и социокультурным миром общества. Эти соображения, ес­тественно, ни в коей мере не умаляют значимости работ У. Мастерса и В. Джонсон, определивших целый этап в развитии сексологической науки.

 

 

Особенности современного этапа

Современный этап развития сексологии и сексопатологии чаще называют системным или междисципли­нарным. В. В. Кришталь и Б. Л. Гульман (1997) выделяют следующие системообразующие качества сексуального здоровья: формирование первичных и вторичных поло­вых признаков, половое самосознание, полоролевое по­ведение, психосексуальная ориентация, сексуальные ощу­щения, сексуальные фантазии, сексуальные сценарии, любовь, мотивы полового акта, либидо, эрекция, эяку­ляция. оргазм, половая конституция, осведомленность в области психогигиены половой жизни, оценка проявле­ний сексуальности у себя и у партнера, психосексуальное удовлетворение. Именно интеграция перечисленных ка­честв формирует основные типы мотивации сексуально­го контакта, сексуального поведения и типов сексуальной культуры.

Мы уже приводили выше тезис о том, что человечес­кую сексуальность невозможно понять вне контекста об­щества и культуры. В принципе верно и обратное: трудно понять специфику общества, не зная характеристики сексуального поведения индивидов, составляющих это общество. В этом положении заложен смысл междисцип­линарного этапа развития науки: только совместные уси­лия самых разных специалистов гарантируют научные "про­рывы", возникновение которых видится именно на стыке этих различных дисциплин. Понятно, что это возможно только при условии преодоления междисциплинарной разобщенности за счет кооперации наук, принадлежащих к разным областям знания.

Описывая немалообразие подлежащих исследованию объектов, И. С. Кон (1988) останавливается на основных.

1. Реальное сексуальное поведение членов данного об­щества, характерные для них формы сексуальной ак­тивности.

2. Установки и ценностные ориентации членов обще­ства, т. е. то, как они относятся к данным явлениям.

3. Социальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется половая жизнь, например, фор­мы брака и семьи.

4. Культурный символизм, в котором осмысляется зна­чение сексуальности и ее проявлений, например, ре­лигиозные представления о природе половых различий, о сущности полового акта и т. п.

5. Обряды и обычаи, посредством которых оформля­ются события, значимые для их участников (брачные об­ряды, инициации, оргиастические праздники).

Научная кооперация специалистов и ученых различ­ных специальностей, интересующихся сферой сексуаль­ного в рамках своих предметов, затрудняется междис­циплинарной разобщенностью в целом и особенно ра­зобщенностью между представителями общественных дисциплин, гуманитарных и естественных наук. Ни один феномен сексуальности (а часто и патологический симптом или синдром) не может быть адекватно осоз­нан, оставаясь в пределах одной дисциплины, специа­льности, отрасли знания.

Международная Академия сексологических исследо­ваний со дня своего основания (1975) декларировала междисциплинарный подход как основной методологи­ческий принцип. Именно междисциплинарный взгляд на сексуальность человека обеспечил объективные пред­посылки для создания новой клинической дисциплины — сексопатологии, призванной снять с повестки дня беско­нечное противостояние "сексопатологов-интернистов" и "сексопатологов-психотерапевтов".

 

Формирование и специфика отечественной сексологии и сексопатологии

В начале XX века отечественная медицинская сексо­логия характеризовалась энциклопедическим подходом к изучению сексуальных расстройств. Анализ распределения и специфики научной литературы по годам издания в оп­ределенной степени отражает развитие отечественной сексопатологии. В Российской Национальной библиоте­ке насчитывается около 1500 публикаций по этой дис­циплине, появившихся с конца XVIII века по настоящее время.

Следует отметить, что основной массив книг, издан­ных до 1917 года, составляют переводы иностранной ли­тературы. Значительное количество изданий выпущено с 1917 по 1930-е годы, затем отмечается резкий спад публи­каций по этой теме вплоть до начала 1960-х годов и но­вое увеличение количества изданий в последние годы. Очевидно, что выявленная закономерность отражает общую динамику социально-политической ситуации в стране (А. Ц. Масевич. Л. М. Щеглов, 1985). Проводив­шиеся до 1917 года и в первые годы советской власти оте­чественные социологические исследования в области сексологии ("половые переписи") постепенно привели исследователей к осознанию междисциплинарного ха­рактера медицинской сексологии.

Попытки создать условия для совершенствования врачей, специализировавшихся на вопросах сексопатологии, осуществлялись задолго до официального признания этой специальности. В 1963 году в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) под руководством профессора Н. В. Иванова впервые в нашей стране про­шел Всесоюзный семинар по подготовке врачей-сексо­патологов. С 1973 года отделение сексопатологии Мос­ковского научно-исследовательского института психиат­рии Министерства здравоохранения РСФСР выполняет функции Всесоюзного научно-методического центра по вопросам сексопатологии, координирующего деятельность сексопатологов по всей стране.

Важным событием явился выход в свет монографии А. М. Свядоща "Женская сексопатология" (1974), и книга "Введение в сексологию" И. С. Кона, в 1988г., которая по сегодняшний день остается методологической ба­зой сексологов и сексопатологов нашей страны.

В 1970-е годы произошло становление отечественной сексологической службы, состоявшей из сети сексоло­гических кабинетов в крупных городах и столицах рес­публик. Первым документом, регулировавшим деятель­ность зарождающейся сексологической службы, явился приказ Министерства здравоохранения СССР № 920 от 22 ноября 1978 года, в котором отмечалось неудовлетворительное состояние лечебно-профилактической помощи больным с половыми расстройствами.

По решению Министерства просвещения СССР в 1983 году в школах нашей страны были введены курсы "Гиги­еническое и половое воспитание" в 8 классе (12 часов) и "Этика и психология семейной жизни" в 9 и 10 классах (34 часа). Однако практика показала, что в подавляющем большинстве случаев просвещение, проводимое в рам­ках указанных программ, не отвечало ни принципам, ни целям полового воспитания. Здесь можно выделить следующие причины:

Господство в обществе репрессивного, морализаторского отношения к сексуальности. Во немалом это явление порождено вековыми предрассудками, согласно которым проявление сексуальности считалось непристойным, а сама тема — запретной. Исходя из этих положений, в об­ществе широко распространено мнение о вредности откры­того и откровенного обсуждения проблем пола.

Отсутствие профессиональных кадров воспитателей. По сути дела речь идет о "воспитании воспитателей". Низкая сексологическая грамотность педагогов часто не позволяет им адекватно отвечать поставлен­ным задачам, что сводит к нулю половое воспитание в школе. Родителям не менее трудно преодолевать барье­ры, воздвигнутые их собственным воспитанием. Учи­тывая психологические особенности подросткового воз­раста, когда родители и педагоги чаще исключаются из референтной группы подростка, следует согласиться с Д. Н. Исаевым и В. Е. Каганом (1979), предлагающими врача в роли центральной фигуры организации полово­го воспитания.

Организация полового воспитания в стране представ­ляется возможной при последовательной реализации трех этапов:

1.Половое воспитание педагогов.

2.Половое воспитание родителей (фактически речь идет обо всем взрослом населении страны).

3.Половое воспитание детей и подростков.

Изданный 10 мая 1988 года приказ Министерства здравоохранения СССР № 370 "О дальнейшем совершен­ствовании сексопатологической помощи населению" и по сей день является основным документом, регулиру­ющим и регламентирующим деятельность сексопатоло­гической службы в стране. Благодаря ему номенклатура врачебных специальностей и врачебных должностей впервые пополнилась новой специальностью ("67. сек­сопатолог") и должностью ("95. врач-сексопатолог").

Подготовка врачей по сексопатологии возложена на Центральный (в Москве) и Санкт-Петербургский институты усовершенствования врачей.

Сексологическая служба в нашей стране построена на принципе амбулаторной помощи, не лишающей паци­ентов привычного уклада жизни: они продолжают трудо­вую деятельность и сохраняют сексуальную активность. Не­обходимость госпитализации (в отделения неврозов либо в дневные стационары психоневрологических диспансе­ров) возникает только в случаях острых психопатологичес­ких состояний.

В последние годы в стране наблюдается широкое рас­пространение негосударственных коммерческих лечеб­ных заведений, предлагающих услуги сексопатологов. Развитие этого вида медицинской практики отражает большой потребительский спрос со стороны общества.



Просмотров: 4005
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Автономная речь
  • Ассоциация
  • Выборы
  • Вырождение
  • Гештальттерапия вкратце
  • Грязные политические технологии
  • Избирательная технология "Бедные еврейские дети"
  • Избирательная технология "Голосование на спецучастках"
  • Избирательная технология "Граффити"
  • Избирательная технология "Информационная блокада"
  • Избирательная технология "Политическое клонирование"
  • Избирательная технология "Простыни"
  • Избирательная технология "Спекуляция компроматом"
  • История и развитие телесно-ориентированной психотерапии
  • Метод определения яркости и контролируемости представлений путем самооценки (опросник Р. Гордона)
  • Методика диагностики интеллектуальных качеств руководителя
  • Методика определения уровня воображения
  • Преодоление сопротивления в гештальттерапии
  • Проблемы Т-групп
  • Проблемы танцевальной терапии
  • Противоположности в гештальттерапии
  • Процедура "Выбор тактики"
  • Процедура "Работа с ассоциациями"
  • Психодрама вкратце
  • Ролевая игра "Аэропорт"
  • Сочинение историй
  • Теория сексологии
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра: краткое описание
  • Тесты, диагностирующие психические состояния
  • Упражнение "Поиск предметов по заданным признакам"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь