|
Методики. ОбоснованиеВ качестве базовой методики для выявления первичных параметров ПС мы выбрали цветовой тест Люшера по следующим причинам: 1. ЦТЛ является проективной методикой, имеющей минимум определенности стимульного материала [155], что не позволяет искажать данные погрешностям, вносимым неадекватностью самооценки, свойственной опросникам; 2. ЦТЛ имеет готовый набор параметров ПС [196] в количестве 16, позволяющих их вносить в процедуру факторного анализа; 3. ЦТЛ является оперативной методикой, позволяющей добиться задач нашего исследования. О взаимодействии цвета и структуры личности известно давно. Как говорил Аристотель, "Быть видящим - значит быть каким-то образом причастным к цвету" [11, c.425]. Являясь по сути абстракцией, цвет тем не менее в субъективном представлении конкретен: "Нанося на предмет краску и меняя его цвет, мы практическим путем доказываем себе, что цвет может иметь свое объективное существование" [66, c.8]. Первые достоверные данные о воздействии цвета на человека были получены в начале ХХ в. В.М. Бехтерев [15] установил, что красный цвет способствует ускорению реакций (простых на 1,4%, сложных на 5-6%), желтый не влияет на их скорость, зеленый слегка замедляет, а фиолетовый вызывает заметное замедление реакций (простых на 27%, сложных - на 39%). "Стефанеско-Гоанча в 1911 г. установил, что при красном, оранжевом, желтом свете дыхание ускоряется и усиливается, делается более глубоким. Пульс становится более частым и сильным, это свидетельствует об усилении деятельности дыхания и кровообращения. При синем и фиолетовом - дыхание становится более медленным и поверхностным, пульс замедляется, так как происходит задержка исследуемых физиологических процессов. Самым возбуждающим оказывается красный, а успокаивающим - синий. Фиолетовый цвет подавляет психические процессы" [146, c.112]. С.В. Кравков [79] и Л.А. Шварц [189] установили связь между состоянием вегетативной нервной системы и порогом восприятия цветовых раздражителей. Постепенно развивалась теория синестезий [73]. На первых порах наибольшему вниманию удостаивались изучение воздействия цвета на человека. Так В.К. Шеварева установила, что зеленый цвет гораздо больше способствует точным движениям пальца, чем красный [190]. Г. Фрилинг и К. Ауэр [172] установили, что красный цвет активизирует гормоны, а голубой тормозит это действие. Проводились опыты в средних школах, где выяснилось, что зеленый цвет помогает решению арифметических задач, а красный наоборот мешает [137, c.26]. М. Дерибере установил, что красный возбуждает, желтый радует, зеленый успокаивает, синий угнетает и фиолетовый - беспокоит [45]. Но постепенно внимание привлекалось и к
особенностям цветопредпочтения. В интересной работе [21] Э.А.
Вачнадзе установил связь между психическими заболеваниями и
цветопредпочтением: шизофреники предпочитают ахроматические и часто
темные тона; депрессивные предпочитают ":лишь темные тона -
черный, серый, коричневый: цвета, выражающие тоску и чувство
самоуничижения" [21, c.43]; многие эпилептики предпочитают красный цвет.
О.Н. Гавриленко высказывает соображения о связи предпочитаемости
желтого и голубого цвета с гомеостазом [27]. Авторы [75] выявили
нестабильный, плавающий характер эталонов цветности в зависимости от
состояния человека. Авторы [65] выявили, что "Наиболее бедны
эмоционально окрашенными ассоциациями фиолетовый и пурпурный
цвета" [65, c.64]. Гезелл и соавт. установили, что в
зависимости от плохого или хорошего настроения ребенок вбирает
соответственно черный либо красный карандаш (цит. по [44]). Об
эмоциональном восприятии цвета говорится в [28]. О
цветопредпочтении, основанном на изменении светочувствительности
сказано в [51] и [17]. В антропологическом аспекте значение цвета
рассматривается в [108] и [165], в этих работах высказывается мнение
о первичности красного цвета - цвета крови, волнующий цвет. Для
сравнения можно заметить, что В. Кандинский считал первичным черный:
"И как некое ничто без возможностей, как мертвое ничто, когда
солнце угаснет, как вечно молчание без будущего и без надежды звучит
внутренне черное: Черное есть нечто погасшее, как сожженный костер,
- нечто бездвижное, как дух, лежащее за пределами восприятий всех
событий: мимо которых проходит жизнь. Это молчание тела после
смерти, конца жизни" [70,
c.63]. В исследовании [109] подтвердилось воздействие особых
"супрематических" композиций (закрашенные фигурки:
треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, расположенные в той или
иной части листа) К. Малевича на психику. В последнее время все
больше появляется работ по цветному дизайну и проектированию, роли
цвета в разных областях деятельности [2, 58, 106, 124, 126,
156].
Надо сказать, существуют несколько проблем в использовании ЦТЛ. Первая состоит в том, что среди возможных испытуемых может оказаться довольно большой процент людей, страдающих различными формами расстройства цветового зрения (по данным Рабкина Е.Б. [136, c.30] лиц с врожденными расстройствами: среди мужчин - 7,4%, женщин - 0,8%). Но если учесть, что среди таких лиц сравнительно немного (примерно каждый десятый) людей с грубыми нарушениями цветоощущения, то при говорке, что при работе с испытуемым надо учитывать этот фактор, использование ЦТЛ вполне оправдано. Вторая проблема заключается в том, что у каждого нормального человека цвет может вызывать предметные ассоциации и социально-культурные ассоциации [166, c.86]. Как считал Н.Д. Нюберг: "Мы до такой степени привыкаем к распознаванию различных качеств предмета, что часто создается впечатление, будто мы "видим" то или иное качество помимо цвета, через посредство которого только и возможно видеть" [116, c.160]. Иными словами, необходимо всячески избегать того, чтобы цвета у испытуемого ассоциировались с какими-либо предметами, символами и т.д. (желтый может ассоциироваться с песком, летом, отдыхом, :; красный - с флагом СССР, коммунистами, :). Третья проблема, схожая с предыдущей, состоит в том, что необходимо как бы "выключать" левое полушарие из процесса выбора цвета, это связано с тем, что правое полушарие более спонтанно в своем выборе и ответственно за первичное "узнавание" цвета[178]. Помимо ассоциаций предметных (см. выше) возможны и чисто вербальные ассоциации. Для примера: желтая карточка может вызвать следующие слова- ассоциации слова "желтый" - "охряный", "янтарный", "золотистый", "медовый", "персиковый", "соломенный", "песочный", "канареечный", "лимонный" [173, c.63]. Нивелировать эту проблему следует путем того, чтобы не допускать в процедуре тестирования называния испытуемым выбираемых цветов, вполне допустимым мы считаем просьбу в инструкции испытуемому указывать на выбираемый цвет левой рукой. Кроме 16-ти параметров ПС по ЦТЛ мы сочли уместным внести в процедуру факторного анализа 8 параметров особенностей межличностных отношений опросника Лири (авторитетность, эгоистичность, подозрительность, подчиняемость, зависимость, дружелюбность, альтруистичность). Это связано со следующими особенностями нашего исследования: 1. Мы выделяем наиболее общие параметра ПС, наиболее полно отражающие особенности деятельности личности в данный момент, в связи с чем в структуру параметров ПС могут и должны входить характеристики разной степени устойчивости во времени; 2. Шестнадцать параметров ЦТЛ обладают исключительно высокой степенью однородности, в связи с чем с целью не допускать искажения искомых факторов комбинированными особенностями мы и вводим достаточно "чужеродные" параметры; 3. Восемь параметров опросника Лири могут на этапе первичной интерпретации факторов помочь интерпретировать оные, позволив рассматривать их на социально-психологическом уровне. Без внесения в процедуру факторного анализа, мы сочли допустимым на первом этапе исследования (выделение и интерпретация факторов) кроме ЦТЛ и опросника Лири использовать СМИЛ и 16 PF. Есть данные [43] о низкой корреляции шкал этих методик с позициями цветов в ЦТЛ. Это объясняется довольно высокими значениями надежности СМИЛ и 16 PF ([19] и [153]), что позволяет интерпретировать их как типичных представителей методик, диагностирующих свойства личности. Если в опроснике Лири высказывания, соотносимые с личностью испытуемого, носят "срезовый" характер ("1. Другие думают о нем благосклонно. 2. Производит впечатление на окружающих. 3. Умеет распоряжаться, приказывать. 4. Умеет настоять на своем : 81. Склонный к самобичеванию. 82. Застенчивый. 83. Безынициативный. 84. Кроткий"), то в СМИЛ ("У меня беспокойный, прерывистый сон", "В школе меня вызывали к директору за прогулы", "Я очень люблю охоту" и т.д.) и 16 PF ("Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту и положению", "Я всегда способен управлять проявлением своих чувств", "Я смущаюсь, когда меня хвалят или говорят мне комплименты" и т.д.) использованы суждения, характеризующие деятельность испытуемого за довольно длительный промежуток времени. Тем не менее мы исходим из того, что, во-первых, шкалы СМИЛ и 16 PF помогут при интерпретации факторов, во-вторых, позволят оценить в дисперсии параметров ПС долю устойчивых во времени показателей. Просмотров: 1890 Категория: Статьи Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|