|
Защита психологическая- в психоанализе - «общее обозначение всех приёмов, используемых Эго в тех конфликтах, которые могут привести к неврозу (Freud, 1922). Побудителями защит могут быть: 1. тревога, обусловленная увеличением инстинктного напряжения (угроза, направленная в адрес Эго со стороны Ид); 2. тревога, вызванная «нечистой совестью» (имеются в виду угроза в адрес Эго со стороны супер-Эго); 3. реальные опасности (угрозы, имеющие источником внешний мир). Ч. Райкрофт, 1995) считает, что, не драматизируя положение человеческого Эго, лучше ...включать в понятие о защите «все приёмы Эго для управления, контроля, канализирования и использования сил, которые могут привести к неврозу». Понятие «защита» имеет коннотацию, что невроз обусловлен несостоятельностью защиты, и что торможения, являющиеся результатом успешного вытеснения, не есть невротические симптомы. А.Фрейд (1937) перечисляет девять защит: 1. регрессия, 2. вытеснение, 3. формирование реакции, 4. изоляция, 5. уничтожение сделанного, 6. проекция, 7. интроекция, 8. поворот против себя и 9. обращение. Упоминает она и 10. сублимацию, добавляя, что последняя «имеет отношение скорее к здоровью, чем к неврозу». Расщепление (11) и отрицание (12), указывает Ч.Райкрофт, «обычно также относят к защитам». В литературе встречаются упоминания и о некоторых других защитах (см.): 13. замещение, 14. рационализация, 15. фиксация, 16. идентификация, 17. интеллектуализация, 18. перенос, 19. нереалистический оптимизм, 20. вера в справедливый мир . Так как в психоанализе принято считать, что именно тревога, а не что-то иное, является стимулом к личностному развитию, некоторые защиты (возможно, все) играют значительную роль также в нормальном развитии. Обычно предполагается, что определённые защиты соответствуют конкретным стадиям психосексуального развития. Например, интроекция, проекция, отрицание и расщепление свойственны оральной фазе психосексуального развития; формирование реакции, изоляция и уничтожение сделанного – анальной фазе. Существует точка зрения, согласно которой защиты свойственны невротической, незрелой в том или ином отношении личности. В отличие от неё, нормальный, зрелый и духовно здоровый человек ориентирован не столько на себя самого, сколько на бытийные, универсальные, непреходящие ценности, он, по определению, лишён эгоцентризма и нацелен на творческое, нередко полное изнуряющего труда и всяческих лишений преодоление актуальных жизненных проблем, как своих собственных, так и проблем других людей, общества в целом, а не на борьбу с ветряными мельницами, то есть защиту от угроз для собственного Я или сохранение во что бы то ни стало позитивного мнения о самом себе. Заботы о личном благе, оценках окружающих, душевном равновесии и для него, разумеется, не пустой звук, ничто человеческое не чуждо и такому человеку, но при определённых обстоятельствах он способен приносить их в жертву ради чего-то другого, более важного, что, по его убеждению, составляет смысл его земного существования, его предназначения (А. Маслоу, 1950, 1971). Простая и понятная многим людям философия человеческого существования, которую в несколько замаскированном эзотерической терминологией виде представляет психоанализ, состоит фактически в том, что жизнь любого индивида должна быть для него источником приятных, привлекательных ощущений, как можно большего числа оргазмов, максимального удовольствия от удовлетворения инстинктных потребностей (разумеется, в реальной жизни это всегда или в основном происходит за счёт ущемления интересов или даже страдания других людей, но этот аспект проблемы обычно прямо не формулируется и интересы других людей и общества во внимание не принимаются, человек в психоанализе озабочен только самим собою, он целиком поглощён только самоощущениями и страхами не стать невротиком), но при этом ещё и так, чтобы обезопасить себя от возможных осложнений для своего личного благополучия.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|