Сознание

(словообразовательная калька лат. сonscientia – осведомлённость, круг осведомлённых лиц; сознание, понимание, убеждение; совесть /например, «совесть стоит тысячи свидетелей/; дурная совесть, чувство вины) 1. характеристика физиологически нормального состояния в виде активного психологического функционирования, когда, как обычно говорят, человек пребывает «в ясном сознании и твёрдой памяти», то есть он «не потерял сознание»; 2. те аспекты психической жизни, на которые направлено в данный момент внимание индивида. В этом смысле различают предметное сознание (направленное на окружающий мир) и самосознание (сознание происходящего во внутрипсихической области); 3. компонент психики, доступный самонаблюдению, интроспекции; 4. в психоанализе – область психики, доступная осознанию, способность пассивно воспринимать собственные акты психического. При этом не всегда понятно бывает понятно и нуждается в уточнении, имеется ли в виду первичное самоосознание, то есть непосредственное знание того, что индивид делает, или понятие относится к рефлексивному самоосознанию, то есть обращению внимания на собственные психические процессы с целью самоисследования. Тенденция пренебрегать значимостью функций сознания послужило основой для широкой экзистенциалистской критики в адрес фрейдовского психоанализа, не говоря уже об экзистенциализме, в котором употребление этого термина осуждается; 4. высшая форма отражения человеком действительности, совокупность психических процессов, позволяющая индивиду ориентироваться в действительности, во времени и в собственной личности; сознание обеспечивает преемственность опыта, единство и многобразие поведения, непрерывность и последовательность психической деятельности. А.Р.Лурия, следуя Л.С.Выготскому, полагает, что сознание – это сложная структурная единица, имеющая смысловую функцию; 5. форма психической деятельности индивида, посредством которой первичная информация, содержащаяся в сенсорных стимулах, переводится в новую, символическую систему значений об окружающим мире и внутриличностной области благодаря мышлению и речи. Сознание, в таком его представлении, проявляется тем, что индивид приобретает способность выделять себя из окружающей действительности, различать воображаемое и реальное, субъективное и объективное, общаться с другими людьми посредством обмена значениями и смыслами, получая тем самым способность к рефлексии и произвольно менять направление как своей внутренней, так и внешней активности. Развитие сознания теснейшим образом связано с бессознательным (включая «подсознание» и«надсознание») и функционированием Я индивида, при этом имеется в виду, что сознание развивается благодаря усвоению информации, источником которой является социальная, культурная среда обитания. Наиболее ранней формой сознания у человека является существующая у него до развития речи и речевого мышления – предсознание или бодрственное сознание. См. Бессознательное; 6. в философии – а) в рамках материалистической философии – термин характеризует важнейший системный компонент человеческой психики, функционирование которого обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщённые знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования; б) в феноменологии – сознание описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Вычленяется дорефлексивный уровень сознания, осуществляемый «через пласт бессознательного», и рефлексивный уровень сознания, осуществляемый «через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика)».

Просмотров: 877
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • АКТУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • ВРЕМЕНИ СОЗНАНИЕ
  • Времени сознание
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ АКТИВНОСТИ
  • Сознание
  • Сознание
  • Сознание
  • Сознание
  • Сознание
  • Сознание активности «Я»
  • Сознание активности Я
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Сознание своего недостоинства
  • Сознание человека
  • Сознание человека
  • Сознание человека
  • Чувство бессилия (сознание своего бессилия)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь