|
Сознание(словообразовательная калька лат. сonscientia – осведомлённость, круг осведомлённых лиц; сознание, понимание, убеждение; совесть /например, «совесть стоит тысячи свидетелей/; дурная совесть, чувство вины) 1. характеристика физиологически нормального состояния в виде активного психологического функционирования, когда, как обычно говорят, человек пребывает «в ясном сознании и твёрдой памяти», то есть он «не потерял сознание»; 2. те аспекты психической жизни, на которые направлено в данный момент внимание индивида. В этом смысле различают предметное сознание (направленное на окружающий мир) и самосознание (сознание происходящего во внутрипсихической области); 3. компонент психики, доступный самонаблюдению, интроспекции; 4. в психоанализе – область психики, доступная осознанию, способность пассивно воспринимать собственные акты психического. При этом не всегда понятно бывает понятно и нуждается в уточнении, имеется ли в виду первичное самоосознание, то есть непосредственное знание того, что индивид делает, или понятие относится к рефлексивному самоосознанию, то есть обращению внимания на собственные психические процессы с целью самоисследования. Тенденция пренебрегать значимостью функций сознания послужило основой для широкой экзистенциалистской критики в адрес фрейдовского психоанализа, не говоря уже об экзистенциализме, в котором употребление этого термина осуждается; 4. высшая форма отражения человеком действительности, совокупность психических процессов, позволяющая индивиду ориентироваться в действительности, во времени и в собственной личности; сознание обеспечивает преемственность опыта, единство и многобразие поведения, непрерывность и последовательность психической деятельности. А.Р.Лурия, следуя Л.С.Выготскому, полагает, что сознание – это сложная структурная единица, имеющая смысловую функцию; 5. форма психической деятельности индивида, посредством которой первичная информация, содержащаяся в сенсорных стимулах, переводится в новую, символическую систему значений об окружающим мире и внутриличностной области благодаря мышлению и речи. Сознание, в таком его представлении, проявляется тем, что индивид приобретает способность выделять себя из окружающей действительности, различать воображаемое и реальное, субъективное и объективное, общаться с другими людьми посредством обмена значениями и смыслами, получая тем самым способность к рефлексии и произвольно менять направление как своей внутренней, так и внешней активности. Развитие сознания теснейшим образом связано с бессознательным (включая «подсознание» и«надсознание») и функционированием Я индивида, при этом имеется в виду, что сознание развивается благодаря усвоению информации, источником которой является социальная, культурная среда обитания. Наиболее ранней формой сознания у человека является существующая у него до развития речи и речевого мышления – предсознание или бодрственное сознание. См. Бессознательное; 6. в философии – а) в рамках материалистической философии – термин характеризует важнейший системный компонент человеческой психики, функционирование которого обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщённые знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования; б) в феноменологии – сознание описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Вычленяется дорефлексивный уровень сознания, осуществляемый «через пласт бессознательного», и рефлексивный уровень сознания, осуществляемый «через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика)».
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|