Позитивизм

(лат. positivus – положительный) – 1. философская точка зрения, согласно которой не следует выходить за пределы того, что доступно объективному наблюдению и того, что может быть изучено научными методами, свободными от метафизики, ментализма и/или теологии; 2.. в психологии - термин имеет негативные коннотации, так как он наиболее тесно связан с бихевиоризмом. Согласно принципам последнего, любая гипотеза или утверждение, если они не могут быть проверены эмпирически, особенно в эксперименте, лишены серьёзного научного значения; 3. что касается психопатологии, то здесь следование принципам позитивизма чревато, среди прочего, игнорированием результатов клинико-психопатологического изучения наиболее сложных психических расстройств и функционально наиболее значимых инстанций личности, в частности, сознания, самоосознавания, бессознательного, интегративных нарушений – эти темы у бихевиористически ориентированных исследователей особнно детально обсуждать не принято, литературы на эти темы явно недостаточно и, повидимому, её становится всё меньше. Ныне, если занять твёрдую методологическую позицию естественных, «объективных» наук, то следует признать, что до сих пор не разработано ни одного научного метода исследования, способного неопровержимо доказать сам факт наличия у человека психики, эмоций или бессознательных побуждений, несмотря на то, что для большинства людей такие явления кажутся очевидными, основанными на личном опыте и опыте множества их поколений. Между тем совершенно ясно, что надо прежде обладать сознанием, чтобы затем с такой убеждённостью отвергать факт его существования. Существо проблемы на самом деле состоит не в том, есть или нет такие факты, это, в зависимости от исходной позиции, можно признавать или отрицать, а в том, что современная наука, действительно, не располагает эффективными методами исследования, адекватными той степени сложности, какая свойственна природе человека, его сущности, устройству и функционированию его внутреннего мира, то есть того, что называют сознанием, психикой, которые, наряду материей, относятся некоторыми философами к основанию, фундаментальному началу мира. Это, следовательно, должны быть методы, по меньшей мере сопоставимые по вкладываемому интеллектуальному потенциалу в созданные сообществом гениальных физиков новейшие ускорители элементарных частиц в поисках гипотетической праматерии. Тот методологический инструментарий, каковым располагают современная психология и психопатология, и это очевидно, не идёт ни в какое сравнение с такими мегапроектами физиков и даже не является их жалким прототипом. Разрешающая способность используемых в настоящее время методов изучения проявлений психического столь ничтожна, что применение к их результатам принципов позитивизма означало бы сведение научного мышления по отношению к человеку на уровень наглядно-действенного мышления младенца или шимпанзе.

Просмотров: 565
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» К. Поппера
  • «МУЖЕСТВО БЫТЬ»
  • БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ
  • ГИПОТЕЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Декарт: основные правила научного метода
  • Знание того, чего узнать нельзя
  • ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • ИНСТИТУТ НАУЧНОГО АТЕИЗМА АКАДЕМИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ПРИ ЦК КПСС
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОБЛЕМЫ (темы) ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Классификация данных психических расстройств, согласно Международной классификации болезней 10го пересмотра
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО  ПОЗНАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ
  • МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Методы научного познания
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • НОВИЗНА ПРОБЛЕМЫ (темы) ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • СТИЛИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь