|
Мышление- 1. особый вид познавательной деятельности, который на определённом уровне своего развития обеспечивает выявление субстанциональных свойств явлений действительности, установление связей и отношений между ними, а также создание и использование когнитивных структур (программ, алгоритмов), реализуемых в дальнейшем для решения текущих, актуальных задач. Благодаря такому мышлению индивид получает возможность опосредованного и обобщённого познания объективной реальности, включая самого себя (Рубинштейн, 1940). Этому уровню функционирования мышления предшествуют другие, более ранние, такие, к примеру, как наглядно-действенное мышления; 2. совокупность символически представленных информационных процессов, протекающих с использованием определённого языка, в отличие от поведения, которое проявляется наглядной последовательностью действий; 3. скрытый или имплицитный процесс, который недоступен непосредственному наблюдению и о котором можно судить либо из сообщений того, кто осуществляет этот процесс, или из наблюдения за поведенческими актами, в которых как бы материализуются процессы и результаты мышления, например, замыслы, планы, подходы к преодолению какой-то проблемы; 4. манипуляция некоторыми теоретически выделяемыми элементами -”элементами мысли”, о существе которых, то есть об их адекватности реальности, можно только догадываться, если не проверять их достоверность в практической деятельности. Различные теоретики предполагали, что такими элементами мысли являются мышечные компоненты (Уотсон), слова или компоненты языка (Уорф), идеи (Локк), образы (Титчнер), суждения (Андерсон), операции и понятия (Пиаже), сценарии (Скенк) и т.д. Существуют немало свидетельств того, что многие, если не все все из упомянутых элементов мысли так или иначе используются в процессе мышления. Мышление, если завершить его определение, не является некоей абсолютно самостоятельной, автономной и тем более самодовлеющей, «высшей формой познавательной деятельности человека» (Блейхер, 1995), несмотря на определённую независимость его от других проявлений психического, но оно, безусловно, составляет важную часть интеллекта человека, которая, в свою очередь, интегрирована в то, что называют человеческой личностью, то есть мышление, говоря другими словами, развивается и функционирует не само по себе, а в контексте личностного развития человека, находящегося в определённой культурной среде, в социуме и в духовной сфере. Далее в алфавитном порядке приводятся краткие характеристики различных, известных в настоящее время видов мышления, выявленных психологами и психиатрами посредством операции абстрагирования как у детей и адекватных индивидов, так и у лиц с различными психическими отклонениями, при этом следует иметь в виду, что упоминаемые ниже виды мышления не имеют права на то, чтобы претендовать на их представление в окончательном виде.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|